L4 begin to recognise basic intonation distinguishing 7 страница
элементов казахского орнамента, чередует их, последовательно наклеивает;
участвует в выполнении коллективных работ;
имеет представление об изготовлении панно, выполнении декоративных
композиций по замыслу;
имеет представление о видах изобразительного искусства, как живопись,
скульптура, народное искусство.
151. Музыка
Слушание музыки
1)
умение
различать
средства
музыкальной
выразительности,
дослушивать музыкальные произведения до конца, узнавать их, различать
части произведения, определять характер музыки, рассказывать о своих
впечатлениях;
2) эмоциональное восприятие и сравнивание двух произведений, разных
по характеру и содержанию;
3) умение соотносить музыкальный образ и двигательный опыт,
сопровождая слушание показом движений.
Пение
1) совершенствование навыков индивидуального и хорового пения,
протяжного звучания, чистого интонирования, пения в одном темпе с
одинаковой силой звучания. Исполнение песен различного характера, умение
передавать голосом скачкообразный и поступательный темп мелодии;
2) умение петь без напряжения, чисто и внятно произносить слова и
звуки, петь после музыкального вступления, брать дыхание между
музыкальными фразами, начинать и заканчивать песню одновременно,
правильно передавать мелодию, аккуратно припевать окончания.
Музыкально-ритмические движения
1) воспитание интереса к выполнению танцевальных движений,
игровых музыкальных действий;
2) пражнения в умении соотносить музыкальный образ и двигательный
опыт, выполнять движения, легко бегать, меняя направление движения,
маршировать, высоко поднимая ноги, воспринимать веселый, подвижный
характер песни, привлекать к инсценировке знакомые песни по содержанию.
Игра на детских музыкальных инструментах
Использование разных детских
музыкальных инструментов при
исполнении знакомых попевок, песенок.
Танцы
1) умение воспринимать танцевальный характер музыки; двигаться
легко, изящно, ритмично; выполнять танцевальные движения в парах,
применять игровые музыкальные действия в танцах;
2) знание названий танцевальных движений, плясок, игр и хороводов.
Выполнение игровых действий в соответствии с характером музыки, вести
хоровод по кругу, менять движения, проявлять быстроту и ловкость. Умение
различать веселый оживленный характер музыки, плавно размахивать
платочками, весело плясать и ходить парами под музыку;
3) умение играть на детских музыкальных инструментах, слушать игру
взрослого на разных музыкальных и шумовых инструментах;
4) участие в шумовом оркестре, умение самостоятельно исполнять
несложный ритмический рисунок на музыкальных инструментах, узнавать и
называть детские музыкальные инструменты.
Ожидаемые результаты:
узнает песни по мелодии, высказывается об их содержании;
поет протяжно, четко произносит слова, знакомые песни без
сопровождения и с сопровождением;
начинает и заканчивает пение одновременно;
выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно
меняя их в соответствии с формой музыкального произведения;
двигается под незнакомую музыку, передавая ее основное настроение;
инсценирует песни, хороводы.
Параграф 13. Образовательная область «Социум»
152. Базовое содержание образовательной области «Социум» реализуется
в организованной учебной деятельности - ознакомление с окружающим миром,
основы экологии.
153. Целью является формирование социальных навыков личности, на
основе общечеловеческих норм и правил. Совершенстование знаний о живой и
неживой природе.
154. Задачи:
обогащать знания о труде взрослых, его роли в общественной жизни
человека,
общепринятых
нормах
и
правилах
взаимоотношения
со
сверстниками и взрослыми;
воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения республики;
формировать дружеские взаимоотношения со сверстниками;
формировать знания о роли человека в сохранении природы.
Параграф 14. I полугодие
155. Ознакомление с окружающим миром
Ребенок, его семья, дом
1) расширение представления ребенка о себе и своем состоянии.
Поощрение попыток в познании самого себя. Способствование пониманию
ребенком родственных отношений;
2) формирование навыков умения рассматривать фотографии с
изображением семьи, называть членов семьи, их действия и взаимоотношения.
Предметный мир
Побуждение
детей
к
ознакомлению
с
предметным
миром
и
взаимодействию с ним. Совершенствование умения различать и называть
предметы ближайшего окружения.
Формирование знаний о:
1) назначении незнакомых предметов;
2) связи между назначением окружающих предметов, строением,
материалом;
3) изготовлении национальной одежды, украшений;
4) назначении видов транспорта (воздушный, наземный, водный);
5) зависимости оборудования машины и назначения (пожарная
машина, скорой помощи и другие.);
6) профессиях и труде взрослых;
7) назначении телефона, компьютера, телевизора и некоторых простых
правилах их использования.
Воспитание
чувства
благодарности
к
людям
за
их
труд
и
уважительное отношение к результатам труда.
Представления о людях разных профессий
Совершенствование знаний о труде работников детского сада, их
трудовых действиях, жилище человека, детском саде, школе, работе взрослых.
Закрепление знаний о названии городов или поселков, об их
достопримечательностях, об особенностях городской и деревенской жизни.
Формирование знаний об армии, защите нашей Родины, столице
Республики Казахстан – Астане с использованием и рассматриванием
фотографий, альбомов с видами столицы.
Приобщение
детей
к
участию
в
государственных
праздниках.
Формирование знаний о государственных символах (Флаг, Герб, Гимн).
Воспитание уважительного отношения к символике своей страны.
Правила дорожного движения
Формирование знаний о различных видах транспорта, частях дорог
(тротуар, проезжая часть, пешеходный и подземный переход), сигналах
светофора, правилах поведения на улице, переходе.
Ожидаемые результаты:
называет населенный пункт где родился, страну;
различает и называет устройство и внутреннее убранство казахской юрты,
атрибуты национальной одежды и украшения;
проявляет чувство уважения к людям труда и к результатам труда;
имеет представление о назначении Армии;
принимает участие в государственных и национальных праздниках;
знает государственный гимн и поет стоя с приложенной правой рукой к
левой части груди.
знает о сигналах светофора, правилах поведения на улице, переходе;
выполняет нравственные нормы поведения, основанные на народных
традициях, уважительно относится к старшим и младшим.
156. Основы экологии
Предметы и явления живой и неживой природы
1) закрепление знаний детей об объектах неживой природы – вода,
земля, воздух, солнце;
2) расширение представлений о явлениях природы: ветер, дождь,
туман, в календаре природы.
Сезонные изменения в природе
1) развитие навыков наблюдения за осенней, зимней природой, их
элементарных изменениях;
2) формирование навыков внимания детей на деятельность людей
осенью, зимой.
Растительный мир
1) совершенствование навыков различия и называния овощей и фруктов;
2) совершенствование знаний о комнатных растениях, их отличиях.
Формирование знаний о правилах ухода за комнатными растениями и
животными уголка природы и необходимыми условиями для роста и
хорошего состояния растений. Обучение бережного и заботливого отношения
человека к природе;
3) воспитание интереса и стремления у детей выращивать комнатные
растения, ухаживать за ними. Привитие бережного и заботливого отношения
к ним;
4) формирование знаний о некоторых видах деревьев, кустарников,
расположенных на территории детского сада. Закрепление умений находить и
называть части дерева;
5) формирование навыков понимания необходимости определенных
условий для растений.
Животный мир
1) расширение представления о домашних животных и их детенышах,
о жизни диких животных, о животных уголка природы. Формирование
знаний об оборудовании для ухода за живыми объектами и растениями в
уголке природы;
2) расширение представления детей о жизни диких животных в осеннее
время года (внешний вид, среда обитания, жилище, питание, подготовка к
зиме);
3) расширение знаний и представлений о домашних и диких птицах;
4) формирование знаний о зимующих и перелетных птицах, умение их
различать и называть;
5) формирование знаний об элементарных правилах поведения в
природе.
Ожидаемые результаты:
называет и различает объекты неживой природы;
называет и различает некоторые природные явления, сезонные изменения
в природе и погоде;
называет и различает 4-5 видов деревьев, кустарников, травянистых
растений, цветов, ягод, грибов, овощей и фруктов, домашних и диких
животных;
знает элементарный способ ухода за растениями и животными.
Параграф 15. II полугодие
157. Ознакомление с окружающим миром
Ребенок, его семья, дом
1) совершенствование знаний о семье, труде взрослых членов семьи.
Воспитание уважительного и заботливого отношения к старшим и младшим
членам семьи. Формирование навыков самостоятельного рассказывания о
любимых людях в семье, семейных праздниках, обычаях. Привитие детям
желания принимать участие в подготовке к семейным праздникам и
торжествам;
2) умение выполнять в предметно-пространственной развивающей
среде игровые действия, отражающие семейные отношения и труд взрослых в
семье.
Предметный мир
1) расширение представлений об окружающих предметах, их свойствах
и назначении. Формирование умения подбора, группировки, распознавания
предметов и объектов с учетом материала;
2) дальнейшее ознакомление детей с изготовлением национальной
одежды, предметов быта и украшений;
3) воспитание навыков бережного отношения к игрушкам, книгам,
посуде.
Средства связи и передвижения
Формирование навыков узнавания и называния транспортных средств с
учетом
среды
передвижения.
Совершенствование
знаний
о
разных
транспортных
средствах
и
людях,
управляющих
ими.
Воспитание
уважительного отношения к людям, работающим на транспорте.
Труд взрослых
1) формирование знаний о труде взрослых в сельском хозяйстве.
Формирование навыков понимания значения труда сельскохозяйственных
работников (связь города и села), знаний о труде хлебороба. Воспитание
бережного отношения к хлебу и продуктам питания;
2) закрепление знаний о труде работников детского сада, воспитание
уважительного отношения к нему.
Моя Родина – Казахстан
1) формирование представления о Республике Казахстан, людях разных
национальностей, проживающих в ней, используя фотографии, картины о
жизни народа, альбомы по национальному декоративному искусству,
предметы быта и одежды, выполненные в национальном стиле;
2) обогащение представлений об армии Казахстана. Приобщение к
истокам
культуры
Казахстана.
Формирование
знаний
о
народных
музыкальных инструментах. Формирование навыков слушания музыкальных
произведений.
Правила дорожного движения
Совершенствование навыков перехода улицы в соответствии со
световыми сигналами светофора. Формирование знаний о правилах для
пешеходов, дорожном знаке «Пешеходный переход».
Поисковая экспериментальная деятельность
Формирование навыков:
1)
проведения
элементарных
опытов
и
экспериментирования,
устанавливания простых причинно-следственных связей;
2) распределения предметов в определенной последовательности;
совершенствования знаний о разных материалах, их качестве и
свойствах;
3) доведения начатого дела до конца.
Воспитание внимания и интереса к проведению элементарных опытов.
Ожидаемые результаты:
знает о труде взрослых членов семьи;
проявляет уважительное и заботливое отношение к старшим и
младшим членам семьи;
умеет распознавать предметы и объекты с учетом материала;
проявляет бережное отношение к игрушкам, книгам, посуде;
знает названия, содержание и значение некоторых профессий;
проявляет интерес к проведению элементарных опытов;
устанавливает простейшие причинно-следственные связи.
158. Основы экологии
Предметы и явления живой и неживой природы
Продолжение закрепления и расширения знаний об объектах неживой
природы.
Сезонные изменения в природе
1) развитие навыков наблюдения за природой в весеннее, зимнее
время;
2) формирование навыков внимания на деятельность людей весной;
3) совершенствование навыков наблюдения за состоянием погоды в
природе и результаты наблюдений отмечать в календаре природы.
Растительный мир
1) продолжение закрепления знаний о растениях на территории детского
сада и ближайшего окружения, умения различать и называть их;
2) закрепление навыков узнавания и называния 4-5 видов овощей и
фруктов, комнатных растений, деревьев и кустарников;
3) закрепление навыков называния частей дерева и цветка.
Формирование знаний о:
1) растениях, об их жизни в весеннее время года;
2) травянистых растениях (4-5 видов), ягодах, грибах;
3) местах произрастания некоторых растений в лесу, парке, саду, на
огороде, в поле;
4) луковице и траве, о росте их в комнатных условиях;
5) бережном и заботливом отношении к растительному миру.
Животный мир
1) закрепление умений различать и называть домашних и диких
животных. Совершенствование навыков приобщения детей к уходу за
живыми объектами и растениями в уголке природы;
2) совершенствование представлений о жизни животных весной,
летом;
3) расширение представления о некоторых видах насекомых, их образе
жизни;
4)
вормирование
представления
о
некоторых
пресмыкающихся,
закрепление знаний о земноводных.
Правила поведения в природе
Продолжение ознакомления с правилами поведения в природе и
приобщения детей к оказанию посильной помощи по уходу за животными и
растениями живого уголка.
Ожидаемые результаты:
знает некоторые условия, необходимые для роста растений и
животных;
называет и различает не менее 4 - 5 видов домашних и диких
животных, зимующих и перелетных птиц, насекомых, растений, кустарников,
деревьев;
имеет представление о жизни животных в природных условиях;
знает элементарные правила поведения в природе;
владеет элементарными навыками ухода за растениями и животными
из уголка природы;
проявляет сочувствие, сострадание, сопереживание живым существам.
Глава 6. Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Параграф 1. Образовательная область «Здоровье»
159.
Базовое
содержание
образовательной
области
«Здоровье»
реализуется в организованной учебной деятельности - физическая культура,
основы безопасного поведения.
160. Организация и проведение образовательной области «Здоровье»
направлены на охрану жизни, укрепление здоровья детей и формирование
основных видов движений.
161. Целью является формирование основ безопасного поведения,
интереса к физической культуре через игры и упражнения с применением
здоровьесберегающей технологии.
162. Задачи:
формировать физические качества;
совершенствовать навыки безопасного поведения в быту, на улице, в
условиях природы;
обогащать
двигательный
опыт
детей
через
совершенствование
основных движений;
развивать творческие, познавательные и речевые способности в
различных формах физической культуры;
проводить медико-педагогический контроль за развитием у детей
правильной осанки, координации движений, профилактики плоскостопия.
Параграф 2. І полугодие
163. Физическая культура
Повторение раннее изученных физических упражнений, закрепление и
совершенствование двигательных умений и навыков.
Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны из положения
«руки перед грудью», поднимание рук вверх и разведение в стороны из
положения «руки за голову», поднимание рук со сцепленными в «замок»
пальцами (кисти повернуты тыльной стороной внутрь) вперед-вверх;
поднимание рук вверх-назад одновременно, попеременно.
Передача друг другу мяча над головой (назад и вперед), повороты
вправо, влево, поднимая руки вперед; наклоны вперед, прогибаясь, стоя
лицом к гимнастической стенке и взявшись руками за рейку на уровне пояса,
поочередные подъемы согнутых и выпрямленных ног, прижавшись спиной к
гимнастической стенке, держась руками за рейку на уровне бедер; наклоны
вперед, коснуться ладонями пола, поднимая за спиной сцепленные руки, в
стороны с поднятыми вверх руками, наклоны вперед сидя, стоя на коленях,
ходьба на руках (один ребенок держит другого за ноги) на расстояние 5 метров.
Упражнения на пресс: в паре, руки за голову, лежа на спине, один
ребенок, сидя на ногах другого, придерживает его (5–6 раз) на
гимнастической стенке, вися на руках, ноги вместе, махи ногами (5–6 раз).
Перекаты вперед-назад из положения сидя в группировке «качалка», ползание
на животе с помощью рук (3 метра). Выполнение полуприседания (6-7раз)
приседания, вынося руки вперед; захватывание и перемещение пальцами ног
мелких предметов.
Основные движения
1) ходьба. Ходьба в колонне по одному; на носках, пятках; высоко
поднимая согнутую в колене ногу; с перешагиванием через предметы; в
разном темпе; с изменением положения рук; с остановкой по сигналу
взрослого;
изменением
направления
движения;
врассыпную;
между
предметами; приставными шагами вперед. Ходьба и бег, повторяющиеся в
чередовании;
2) бег. Бег
врассыпную,
парами,
в
колонне
по
одному,
с
перешагиванием через предметы, «змейкой» между расставленными в одну
линию предметами, с преодолением препятствий, с преодолением препятствий
в естественных условиях, с разной скоростью - медленно, быстро, в среднем
темпе непрерывный бег 1,5-2 минуты;
3) прыжки. Подпрыгивание на месте, прыжки с продвижением вперед
на расстояние 3–4 метра, на двух ногах с мешочком, зажатым между колен,
по прямой (расстояние 6 метров), на двух ногах между предметами
(расстояние 4 метра), на правой и левой ноге поочередно между предметами
(расстояние 3 метра), в высоту с места; перепрыгивание через шнуры,
линии, прыжки попеременно на правой и левой ноге, спрыгивание с высоты,
запрыгивание на возвышение до 20 сантиметров;
4) метание, ловля, бросание. Бросание мяча вверх двумя руками,
через шнур, подбрасывание вверх и ловля двумя руками после отскока от пола
(4–5 раз), прокатывание мяча между предметами, поставленными в ряд,
бросание мяча о стену и ловля двумя руками после отскока от пола; метание
мешочка с песком, асыка в цель на расстояние 2–2,5 метра, перебрасывание
мяча друг другу двумя руками из-за головы (расстояние 1,5–2 метра), ведение
мяча между предметами двумя руками (расстояние 4 метра), бросание мяча и
ловля двумя руками с продвижением вперед (расстояние 4-5 метров);
5) ползание, лазанье. Подлезание под шнур высотой 40 сантиметров, не
касаясь руками пола, боком, ползание на животе по гимнастической
скамейке, влезание на наклонную лесенку с переходом на гимнастическую
стенку и спуск с нее, не пропуская реек, подлезание под гимнастической
скамейкой, подлезание под дугу (высота 50 сантиметров), подлезание под
дугу (высота 50 сантиметров) с мячом в руках, пролезание в обруч (высота 50
сантиметров), влезание на наклонную лесенку, проползание под дугами на
четвереньках, толкая головой мяч, переползание через препятствие и
подлезание под дугу, не касаясь руками пола, пролезание в обруч правым и
левым боком, не касаясь руками пола, не касаясь верхнего края обода, в
группировке;
6) равновесие. Ходьба с перешагиванием через предметы; по
ограниченной поверхности приставным шагом, на носках, по скамейке,
перешагивая кубики; по канату боком, приставным шагом (пятки на канате,
носки на полу), по скамейке с перекладыванием на каждый шаг вперед мяча из
руки в руку перед собой или за спиной, по ребристой поверхности;
7) построение, перестроение.Построение в колонну по одному, по два,
по три, перестроение из шеренги в колонну по одному, по два, по три,
повороты на месте налево, направо; в движении, равнение в колонне на
вытянутые руки вперед, в шеренге и в кругу – на вытянутые руки в
стороны; повороты направо, налево, кругом переступанием и прыжком.
Музыкально-ритмические упражнения
Движения
в
разном
темпе
в
соответствии
с
музыкальным
сопровождением. Красивое, грациозное выполнение знакомых физических
упражнений под музыку. Поочередное выставление ног на пятки и
притопывание. Приставные шаги с приседанием. Хлопки в соответствии с
простейшим ритмическим рисунком музыки. Шаг прямого галопа. Движение
парами по кругу.
Спортивные упражнения
1) катание на санках. Катание на санках с горки по одному и по двое.
Поднимание с санками на горку;
2) скольжение. Скольжение по ледяным дорожкам самостоятельно,
после разбега; приседать и снова вставать во время скольжения;
3) ходьба на лыжах. Передвижение переменным шагом друг за другом,
скольжение на левой и правой ноге. Хождение по слабо пересеченной
местности. Делать повороты переступанием на месте вправо и влево, вокруг в
обе стороны;
4) катание на велосипеде, самокате. Катание на двухколесном велосипеде
по прямой и по кругу. Повороты вправо и влево;
5) плавание. Сидя и лежа в воде на мелком месте, выполнять движения
ногами (вверх и вниз). Хождение по дну на руках вперед и назад (ноги
вытянуты горизонтально). Приседание, погружение в воду до подбородка, до
глаз, опустить в воду все лицо, дуть на воду;
6) гидроаэробика. Движения в воде, выполнение поворотов.
Элементы спортивных игр
1) баскетбол. Перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди.
Упражняться в ведении мяча правой и левой рукой;
2) бадминтон.
Отбивание
волана
ракеткой,
направляя
его
в
определенную сторону;
3) футбол. Прокатывание мяча правой и левой ногой в заданном
направлении. Вождение мяча вокруг предметов. Закатывание мяча в ворота.
Отбивание мяча о стену несколько раз, подряд;
4) хоккей. Прокатывание шайбы клюшкой в заданном направлении,
закатывание ее в ворота.
Самостоятельная двигательная активность
Создание двигательной среды, насыщенной различным оборудованием
и спортивным инвентарем, способствующими развитию игры. Организация
пространства для многовариантных игр. Формирование навыков организации
соревнований со сверстниками, подчинения их правилам.
Оздоровительно-закаливающе процедуры
Закрепление у детей самостоятельных навыков проведения простейших
водных процедур. Привитие интереса к выполнению утренней гимнастики
(10–12 минут) на воздухе. Формирование правильной осанки и укрепление стоп
ног.
Ожидаемые результаты:
умеет выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики, имеет
качественные и количественные показатели в выполнении различных видов
основных движений;
соблюдает правила игры в подвижных играх;
умеет перестраиваться из шеренги в колонну по одному, по два, по три,
выполнять повороты на месте;
владеет элементами спортивных игр и упражнений;
самостоятельно выполняет гигиенические процедуры;
понимает важность и необходимость закаливающих процедур;
164. Основы безопасного поведения
1) формирование знаний о строении тела человека, его важных органах,
представления
об
инфекционных
заболеваниях,
основных
мерах
профилактики заболеваний;
2) расширение знаний об основных продуктах питания. Ознакомление с
некоторыми правилами безопасного поведения дома, на улице, в общественных
местах:
3) обучение умению обращаться к взрослым за помощью при
ощущении физической боли у себя и у других детей.
Ожидаемые результаты:
знает о строении тела человека, его важные органы;
называет основные полезные продукты питания;
имеет представление, основных мерах профилактики заболеваний;
знает некоторые правила безопасного поведения дома, на улице, в
общественных местах.
Параграф 3. ІІ полугодие
165. Физическая культура
Общеразвивающие упражнения. Перекладывание предмета из одной руки
в другую перед собой, за спиной, над головой, хлопок перед собой и руки за
спину, вращение кистями рук, сжимание и разжимание пальцев рук.
Сидя, повернуться и положить предмет позади себя, повернуться, взять
предмет, лежа на спине: подъем ног вверх, движения ногами, как при езде на
велосипеде, перевороты со спины на живот и обратно, прогибание и
приподнимание плеч, разведение рук в стороны.
Переступание приставными шагами
в
сторону через канат,
гимнастическую палку, опираясь серединой ступни. Сгибание, выпрямление,
вращение стоп.
Ходьба на руках (один ребенок держит другого за ноги) 6 метров,
упражнения в паре, руки за голову, лежа на спине, один ребенок, сидя на
ногах другого, придерживает его (7–10 раз) на гимнастической стенке, вис на
руках, ноги вместе, махи ногами (7–10 раз), перекаты вперед-назад из
положения сидя в группировке «качалка» (7–10 раз), ползание на животе с
помощью рук (5 метров).
Основные движения
Повторение
ранее
изученных
упражнений,
закрепление
и
совершенствование двигательных навыков.
1) ходьба. Ходьба в колонне по одному, с поворотом в другую сторону
по сигналу, с перешагиванием через скакалку, высоко поднимая колени; через
мячи боком, врассыпную между кеглями, с перешагиванием через шнуры,
положенные на расстоянии 40 сантиметров попеременно правой и левой
ногой;
2) бег. В колонне по одному с перешагиванием через предметы, высоко
поднимая колени; змейкой без ориентира; непрерывный бег между
предметами до 2 минут, на скорость, врассыпную между кеглями, на
дистанцию 100–120 метров в чередовании с ходьбой, пробегание отрезков
(длина 20 метров) на скорость до обозначенного места, бег в колонне по
одному в среднем темпе, с перешагиванием через бруски, с перестроением в
три колонны (на ходу взять кегли), на скорость с переходом на бег без
ускорения несколько раз, на скорость шеренгами, челночный бег, медленный