Итоговая аттестация студентов по предмету

Итоговая оценка результатов освоения учебной программы по предмету осуществляется на дифференцированном зачете по «Истории образования и педагогической мысли», где при выставлении итоговой отметки (по 5-балльной шкале) учитываются:

- суммарные баллы, полученные по результатам экспресс-опросов;

- суммарные баллы, полученные по результатам оценки учебно-познавательной активности студентов;

- баллы, полученные студентом за выполнение творческой работы[1];

- суммарные баллы, полученные по результатам научно-исследовательской работы студентов, осуществляемой по профилю учебной дисциплины;

- суммарные баллы, полученные на зачете за ответы на основные и дополнительные вопросы и решение практических задач.

7. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ[2]

1. Системы образования в первобытном обществе, на Древнем Востоке и в Античном мире.

2. Значение педагогического опыта Южноазиатской и Дальневосточной цивилизаций для осмысления проблем современного образования, поиска эффективных путей и способов воспитания и обучения.

3. Элементы спартанского и афинского образования, которые могут быть использованы в современной образовательной практике.

4. Общие черты в педагогических взглядах Платона и Конфуция.

5. Системы образования в Средневековье (до XVII в.).

6. Мыслители древности и Средневековья о воспитании. Идеи, актуальные для современной педагогики.

7. Педагогическое наследие христианства. Идеи, актуальные для современной педагогики.

8. Идеи и традиции исламской педагогики.

9. Общие черты средневековой христианской и исламской педагогики.

10. Сравнительный анализ цели, содержания, методов и форм организации образования в школе Римской империи, средневековой схоластической школе и школе периода Реформации.

11. Развитие идеала человека в истории отечественной и зарубежной педагогики.

12. Развитие философско-педагогических представлений о смысле жизни человека в истории отечественной и зарубежной педагогики.

13. Развитие цели воспитания человека в истории отечественной и зарубежной педагогики.

14. Эволюция доминирующих способов педагогического воздействия на ребенка в истории отечественной и зарубежной педагогики.

15. Эволюция доминирующего стиля педагогического взаимодействия в истории отечественной и зарубежной педагогики.

16. Воспитание и образование у древних славян: воспитательные традиции, которые могли бы быть применимы в современной воспитательной практике.

17. Воспитание и образование в Киевской и Московской Руси: воспитательные традиции, которые могли бы быть применимы в современной воспитательной практике.

18. Развитие педагогической мысли в России в XVII–XVIII вв.

19. Идеи древнерусской педагогики, которые могут быть полезными для современной образовательной практики.

20. Педагогические идеи В.Н. Татищева, их современное значение.

21. Педагогическая деятельность И.И. Бецкого. Идеи И.И. Бецкого, актуальные для современной педагогики.

22. Общее и различное в интерпретации образования И.И. Бецким и Н.И. Новиковым.

23. Западноевропейское образование в Новое время и в эпоху Просвещения (XVII–XVIII вв.)

24. Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв. Идеи, актуальные для современной педагогики.

25. Педагогические идеи Я.А. Коменского, реализуемые в современной образовательной практике.

26. Педагогические идеи Дж. Локка и Ж.Ж. Руссо, их современное значение.

27. Общее и особенное в педагогических взглядах К.А. Гельвеция и Ж.-Ж. Руссо на природу человека, место и роль воспитания в становлении и развитии личности человека.

28. Педагогические проекты Великой Французской буржуазной революции, воплощенные в реформах западной школы в XIX столетии.

29. Развитие образования за рубежом в XIX – XX вв.: общая характеристика

30. Развитие педагогики за рубежом в XIX – XX вв.

31. Педагогические теории И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф. Дистервега, реализуемые в современной образовательной практике.

32. Педагогические идеи немецких классиков (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель), актуальные для современного образования.

33. Требования А. Дистервега к учителю, сохраняющие свою актуальность.

34. Общее и различное в трактовке Л.Н. Толстым идеи свободного воспитания и Ж.-Ж. Руссо идеи естественного воспитания.

35. Концепции и течения в общественно-педагогической мысли конца XIX века (социальная педагогика, теория свободного воспитания, экспериментальная педагогика).

36. Идеи свободного воспитания, актуальные для современной образовательной практики.

37. Отражение педагогических взглядов славянофилов и западников в современной дискуссии о путях развития российского образования.

38. Воспитательная система М. Монтессори, ее современное значение.

39. Общее и различное в педагогических концепциях Дж. Локка и М. Монтессори.

40. Проблемы западного образования на рубеже XIX – XX вв., решаемые и тупиковые для «школы учебы».

41. Образование в России в XIX – XX вв.: общая характеристика.

42. Развитие педагогической теории в России в XIX –XX вв. Идеи, актуальные для современной педагогики.

43. Дидактическая система К.Д. Ушинского, ее современное значение.

44. Педагогические суждения и взгляды Л.Н. Толстого, их современное значение.

45. Дидактические идеи П.Ф. Каптерева, их современное значение.

46. Черты «школы учебы», реализуемые и, к сожалению, не реализуемые в современной образовательной практике.

47. Черты «школы труда», реализуемые и, к сожалению, не реализуемые в современной образовательной практике.

48. Педагогические идеи Дж. Дьюи, реализуемые и, к сожалению, не реализуемые в современной образовательной практике.

49. Педагогические воззрения мыслителей русского зарубежья СИ. Гессена; В.В. Зеньковского, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, степень их актуальности в современной России.

50. В.В. Розанов: обреченность «идеи искусственного человека, образованного вне естественных исторических сил и вне какой-либо веры своего века и народа…»

51. Взаимодействие в конце XIX – начале XX вв. западной и российской педагогики: формы, сферы и результаты взаимодействия.

52. Педагогические идеи П.П. Блонского, реализуемые и, к сожалению, не реализуемые в современной образовательной практике.

53. Воспитательная система А.С. Макаренко: общая характеристика. Педагогические идеи, реализуемые и, к сожалению, не реализуемые в современной образовательной практике

54. Воспитательная система В.А. Сухомлинского: общая характеристика. Педагогические идеи, реализуемые и, к сожалению, не реализуемые в современной образовательной практике

55. Общее и различное во взглядах на воспитание у А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.

56. Общее и особенное в подходах к организации образования у адептов «свободного воспитания», Я. Корчака и представителей «гуманистической педагогики».

57. Основные тенденции современного развития педагогической науки и образовательной практики в России.

Наши рекомендации