Технологическая карта практики
Направление
Студент (ка) 2 курса ИД НГПУ__________________________________
направляется на индивидуальную педагогическую практику с ребенком
в ДОУ № _________
Заведующая __________________________________
Сроки практики с23.03.2017г. по 19.04.2017г.
Групповой руководитель практики ____________________________________
Факультетский руководитель: Быкова Валентина Петровна
Руководитель практики в образовательном учреждении__________________
График работы студента на педпрактике
№ п/п | Вид работы | Неделя практики | Оценка и подпись групповых руководителей |
1. | Участие в установочной конференции без оценки | ||
Часть первая: План работы в дошкольном учреждении | |||
2. | Подбор и анализ методического материала для практических занятий в дошкольном учреждении | ||
3. | Практическое задание № 1. Диагностика особенностей формирования речевой сферы ребенка детей и общей структурой мыслительной деятельности ребенка. | ||
4. | Практическое задание № 2. Овладение детьми общей структурой мыслительной деятельности детей 5-7 лет. | ||
5. | Самоанализ, эссе | ||
6. | Посещаемость практики | ||
Часть вторая: План работы по курсовой работе | Оценка и подпись руководителя курсовой работы | ||
1. | Подбор учебной и научно-методической литературы по теме курсовой работы | ||
2. | Составление библиографического списка статей из журналов по теме курсовой работы (Дефектология, Логопедия и др.) | ||
3. | Реферирование учебной и научно-методической литературы и статей по теме курсовой работы | 3 и 4 | |
4. | Составление содержания курсовой работы | 3 и 4 |
Примечание:
1.Для логопедов, которые идут на Выборную: Елена Васильевна Здор распределит вас по графику, но 3 апреля все идите к 9-00 часам.
2. Для всех остальных образовательных учреждений:
Посещаете 3 и 4 апреля на второй недели и 10 и 11 апреля на третьей недели.
3. Взять характеристику в образовательном учреждении подписанную.
4.Подписать направление у руководителя практики в образовательном учреждении.
Итоговая оценка и подпись группового руководителя: _____________________________
Итоговая оценка и подпись руководителя курсовой работы: ________________________
Итоговая оценка и подпись факультетского руководителя практики: __________________
Технологическая карта практики
№ п/п | Этапы практики | Виды работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Форма отчетности |
Этап I. Ориентировочный | На установочной конференции студенты знакомятся с целью, задачами и организацией практики, сроками выполнения учебных заданий. Здесь же происходит распределение студентов по базовым образовательным учреждениям, знакомство с групповым и курсовым руководителем. Непосредственно после конференции беседуют со студентами своих групп, где определяются конкретные требования руководителя по выполнению программы практики. Выбор старосты подгруппы на время практики Инструктаж по технике безопасности. | отчет | |
Этап II. Основной этап учебной практики | В образовательном учреждении студенты знакомятся с особенностями воспитательно-образовательного процесса, знакомятся с педагогическим коллективом детского сада, детьми группы, согласуют режим посещений (в первой или второй половине дня). Каждый студент должен ознакомиться с организацией воспитательного процесса, правами и обязанностями сурдопедагога (логопеда), воспитателя, временем проведения основных режимных моментов, расписанием занятий и др. Студенты наблюдают особенности организации воспитательного процесса, и устанавливают контакт с сурдопедагогом (логопедом), воспитателями группы и детьми. Осуществляется диагностика, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета по практике в дневнике. Дневник педагогической практики является важным рабочим документом студента. В нем отражаются все виды деятельности студента в период практики, раскрывается методическая сущность проводимых мероприятий с анализом результатов работы. Дневник должен заполняться студентом-практикантом ежедневно. Систематичность заполнения дневника в ходе практики контролируется куратором практики. | отчет | |
Этап III. Заключительный | Основной целью заключительного этапа педагогической практики является обобщение результатов практики. На этом этапе осуществляется окончательное оформление документации учебной практики и завершается составление отчета. Проводится итоговая конференция. | Конференция (презентация) |
Индивидуальный план работы студента практиканта.
Практическое задание № 1.Диагностика особенностей формирования речевой сферы ребенка детей и общей структурой мыслительной деятельности ребенка.
1. Диагностика особенностей формирования речевой сферы ребенка детей и общей структурой мыслительной деятельности ребенка.
Задания для диагностики особенностей формирования речевой сферы детей от 1,5 до 3,5 лет.
Следует помнить, что у детей до 2,5 лет может наблюдаться выраженная диссоциация между высоким уровнем развития им импрессивных характеристик и низким уровнем развития экспрессивных характеристик речевой сферы.
Для детей старше двух лет оценку развития экспрессивной стороны речи проводят в процессе беседы (вопросы беседы студент составляет самостоятельно), которая поддерживается в течение всего обследования. При этом пытаются выяснить следующие моменты:
· среднюю длину предложений (норма: 2-4 слова);
· попытки использования правил образования множественного числа, прошедшего времени и т.д. (в речи ребенка это отражается в проявлении неправильных форм слов типа “пальто”, “трепаю” и т.д.);
· владение правилами морфологии и синтаксиса для простых предложений (ребенок 3,5 лет уже легко может трансформировать фразу: “Скажи маме, что я хочу поиграть с тобой еще” во фразу: “Катя сказала, что она хочет поиграть со мной еще”);
· использование сложных предложений (норма: после 3 лет);
· использование языка для разговора о вещах, отдаленных в пространстве и времени (норма: дети старше 3 лет обычно могут говорить о событиях, которые происходили в других местах и в прошлом);
· использование речи в таких целях, как размышление, предложение, объяснение (норма: дети старше 3 лет говорят о том, что может случиться позже, может не случиться, о вероятностных событиях);
· развитие способности ведения диалога, поддержания темы (норма: дети старше 3,5 лет легко придерживаются темы в диалоге, могут сообщить что-то новое на эту тему);
· развитие способности к уяснению (норма: дети старше 3,5 лет могут попросить повторить, что вы им сказали, если они вас не поняли или не расслышали; они могут самостоятельно повторить или переделать предложение, если оно не понятно взрослому);
· существование вежливых косвенных просьб (норма: дети старше 3,5 лет могут использовать речь для того, чтобы выпросить у взрослого что-нибудь, при этом они могут сделать это вежливо, используя еще что-либо, кроме «пожалуйста», а также действуя какими-нибудь обходными путями);
· развитие разных стилей общения (норма: дети старше 4 лет говорят с младшими детьми иначе, чем со старшими, а в разговоре со взрослыми их речь становится более вежливой).
В качестве специальных экспериментальных приемов оценки развития речевой сферы обычно используются следующие.
Называние предметов. Покажите ребенку несколько простых предметов: бутылочку, куклу, ботинок, машину, мяч, чашку. Спросите его: “Что это?”
При нормальном развитии:
· 18 мес. – называет один предмет;
· 2 года – называет 2-5 предметов;
· 2,5 года – называет все предметы.
Задание позволяет составить представление о словаре ребенка.
Идентификация изображений по названию. Покажите ребенку картинки, изображающие кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко. Спросите: “Где кошка?” или “Покажи мне кошку, платье и т.д.”
При нормальном развитии:
· 18 мес.– указывает 1-2 картинки правильно;
· 2 года – указывает на 5 картинок.
Задание демонстрирует умение ребенка идентифицировать изображения предметов по названию.
Называние изображений. Покажите ребенку картинки, изображающие кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко, машину, чашку, стол, корабль, поезд, автобус, грузовик, троллейбус, самолет, стул, окно, дверь, шкаф, рубашку, шляпка, шорты, носки, ботинки, сливу, лимон, грушу, арбуз, сыр, мальчика, девочку, тетю, дядю, дедушку, бабушку, младенца, гуся, утку, корову, лошадь, плиту, чайник, кастрюлю, сковородка, кровать, нож, вилку, карандаш, тетрадь, газету, книгу. Спросите показывая каждую картинку отдельно: “Что это?” или “Что тут нарисовано?”
При нормальном развитии:
· 2 года – называет 3-4 картинки;
· 2,5 гола – называет многие картинки из групп: животные, люди, посуда, одежда, мебель;
· 3 года – называет все, за исключением 1-2 картинок из групп: животные, люди, посула, одежда, транспорт, мебель;
· 3,5 года – называет практически все картинки.
Задание проверяет развитие способности называть изображения, а также словарь ребенка.
Понимание простых инструкций. Предложите ребенку выполнить несколько простых инструкций: “Дай маме мячик”; “Положи его на стул”; “Дай его мне”; “Подними упавший кубик” и т.д.
При нормальном развитии:
· 18 мес. — выполняет 2 инструкции;
· 2 года — выполняет 4 инструкции;
· 2,5 года — выполняет больше 10 инструкций.
Задание демонстрирует понимание обращенной речи взрослого.
В соответствии с этими оценочными критериями можно выделить три уровня овладения детьми обшей структурой мыслительной деятельности.
Высокий уровень: задачи сразу заинтересовывают ребенка, положительное эмоциональное состояние сохраняется в течение всего занятия. Ребенок понимает задачу быстро, не нуждается в повторении и разъяснении. Фонд действенных знаний для ее решения достаточен, нередко даже богат. Все мыслительные операции совершаются правильно и самостоятельно. Ребенок может вербально обосновать свое решение, рассуждает, делает индуктивно-дедуктивные доказательства. Самостоятельно сосредоточивается на задаче, старается обдумать свое решение, совершает умственные действия в определенной последовательности, оценивает степень правильности, может сам заметить и исправить ошибки. Помощь взрослого не нужна. При наличии ошибки достаточно предложения задуматься.
Средний уровень: задачи заинтересовывают ребенка. Задания выполняет в целом охотно, понимает без дополнительных разъяснений, но иногда просит повторить. Фонд действенных знаний для решения задач достаточен, мыслительные операции совершает в основном правильно. Принимает задание, но ходом его выполнения может управлять только с помощью взрослого, нуждается в побуждающих и наводящих вопросах. Ошибки при решении задач может заметить сам, но большей частью с помощью взрослого, с его помощью их и исправляет.
Низкий уровень: предложением решать задачи заинтересовывается, но к содержанию занятия индифферентен (особенно к самым трудным заданиям). Готов прекратить решение, перейти к новой задаче, не решив предыдущую. По ходу работы нуждается в постоянном поощрении за любые, даже самые малые проявления мысли и желание думать. Самостоятельно понимает лишь наиболее легкие задачи, часто нуждается в дополнительном повторении инструкции, разъяснении задания, в прямой помощи в форме практических действий и показа наглядного материала. Фонд действенных знаний беден и узок. Ребенок не владеет необходимым запасом общих представлений и простейших
Практическое задание № 2.
Овладение детьми общей структурой мыслительной деятельности детей 5-7 лет
Задание 1.Обобщение рядов конкретных понятий при помощи родовых понятий.
Дайте детям задание на обобщение 14 рядов конкретных понятий.
Инструкция: “Назови, одним словом”:
· тарелки, стаканы, миски; · столы, стулья, диваны; · рубашки, брюки, платья; · башмаки, галоши, валенки; · супы, каши, кисели; · одуванчики, розы, ромашки; · березы, липы, ели; · воробьи, голуби, гуси; | · караси, щуки, окуни; · малина, земляника, вишня; · морковь, капуста, свекла; · яблоки, груши, мандарины; · танкисты, пехотинцы, артиллеристы · столяры, маляры, плотники |
Задание 2.Конкретизация понятий.
Предложите детям назвать объекты, входящие в понятие более широкого объема.
Инструкция: “Назови, какие (какая) бывают…”
· игрушки · обувь · одежда · цветы | · деревья, · птицы · рыбы · звери… |
В основном эти же понятия детям предлагались в качестве обобщающих терминов в предыдущем задании.
Задание 3. Обобщение рядов понятий более широкого объема.
Детям предлагается для обобщения 5 рядов понятий более широкого объема через понятие третьей степени обобщенности. Последний ряд предполагает обобщение через абстрактное родовое понятие. (Это задание повышенной трудности.)
Инструкция: “Назови, одним словом”:
· птицы, звери, рыбы;
· деревья, травы, кустарники;
· мебель, посуда, одежда
· часы, весы, градусники;
· пожары, болезни, ураганы.
Дети должны самостоятельно найти или придумать обобщающие термины.
Задание 4. Классификация.
Ребенку предлагают 16 карточек с изображением птиц, рыб, посуды, мебели (по 4 карточки в каждой группе).
Инструкция. Посмотри на эти карточки, разложи их на четыре ряда так, чтобы картинки подходили друг к другу, и их можно было назвать, одним словом.
После выполнения этой части задания ребенку предлагается из четырех рядов сделать два, но так, чтобы в каждом картинки были про одно и то же, и их можно было назвать, одним словом. Выполняя это задание, ребенок должен сначала сделать обобщение через смысловое понятие второй, а затем – третьей степени обобщенности. И в том и в другом случае он должен объяснить свои действия и ответы.
Задание 5. Сравнение.
Ребенку предлагается сравнить пять пар объектов по представлению, найти признаки различия и сходства:
· одуванчики и ромашки;
· ели и березы;
· кошки и собаки;
· звери и люди;
· животные и растения.
Выполнение этого задания, выделение признаков различия и особенно признаков сходства потребует от детей значительных усилий самостоятельной мысли, систематизации общих представлений, владения иерархией элементарных житейских родовых и видовых понятий или общих представлений в пределах третьей степени обобщенности.