Проект 3. Монтаж с пропусками во
Времени
Цель: сократить экранное время в том случае, когда отснят процесс,занимающий длительное реальное время. Часто монтажер, имеющий дело с пленкой с отснятым длинным разговоромили какими-то длительными процессами (это может быть, например, человек,меняющий шину или сажающий дерево), должен ее сильно сократить. Опытныйоператор таким образом снимет перебивки и опустит лишнее, что швы останутсянезамеченными. Более того, он сумеет представить разворачивающееся действиес различных логически допустимых точек зрения. Так что важнейшие компонентыфильма займут значительно меньше времени, чем это было в действительности, имонтажер будет иметь возможность создать иллюзию того, что мы видим передсобой реальную жизнь, а не смонтированный фильм. Однако с материалом, отснятым неискушенным оператором, могут возникнутьпроблемы. Незадачливый монтажер, у которого не будет достаточногоколичества снятого в различных ракурсах материала, должен будет проявитьизобретательность, иначе дело кончится монтированием ленты с "ямами иухабами". Теперь замечания: 1. Сопоставление немонтирующихся и контрастирующих кадров на фонегармонично чередующихся нарушает стилистическое единство ленты и всегдазаметно для зрителей, но несколько к месту сделанных резких переходов могутпоказать зрителю, что между разделенными таким образом фрагментами прошломного времени. 2. Если вы не можете смонтировать наплывы и если у вас нет в запасевырезок из параллельно развивающегося сюжетного действия, вы можетеприбегнуть к другому спасительному источнику - к звуку. Вы можете создатьоптический эффект постепенного перехода от одного сюжета к другому, еслипредшествующая сцена будет заканчиваться, а последующая - начинаться приотсутствии звукового сопровождения. 3. Если звуковые дорожки каких-то двух сцен резко контрастны, то выможете сходным образом создать оптическое впечатление наплыва, наложивокончание одной дорожки на начало другой. Эта классическая стратегия монтажазвукозаписи отличается простотой и эффективностью. Что следует соблюдать: Сжимается реальное физическое время. Определены начало и конец развития действия. Показаны или обозначены все необходимые стадии действия. Все очевидное опускается. Все стадии процесса занимают должное количество экранного времени. Ритм действий и речи выглядит естественно. Развитие процесса/ диалога не противоречит логике. Художественные средства, используемые в отдельных фрагментах, невыбиваются из общей ткани повествования. Творчески используются возможности оперирования звукозаписью и звуковыхпереносов. Эффективно используются кадры, отснятые в различных ракурсах. Переходы от одного изображения к другому мотивированы. Правильно определена длина фильма. Смонтированная версия фильма производит цельное впечатление.Проект 4. Комплексный монтажный
Проект
Предполагается, что в подобном фильме: Монтаж подчинен адекватному отражению развития действия. Принципымонтажа ориентированы таким образом, чтобы показать драматическиразвивающееся действие или же создать лирическое настроение. Монтажер учитывает передвижения объекта съемки и возможность его показав различных ракурсах. Делаются вставки (перебивки) между дополняющими друг друга кадрами. Осуществляется монтаж "внахлест", когда звук, сопровождавшийпредыдущий кадр, сопровождает и последующий. Проявлено внимательное отношение к словесному, визуальному имузыкальному ритмам. Допускается использование вставок и пробных кадров. Присутствует подтекст. Существует тесное взаимодействие, своего рода контрапункт междусловами и изображением. Используются выразительные потенции звука и изображения для созданиятаких категорий, как намек, аналогия, ирония, метафора, повтор. Есть музыка. Некоторые из перечисленных моментов нуждаются в пояснении. Наложениезвука, которое вы можете произвести при помощи простейшеговидеооборудования, требует того, чтобы вы переносили самоналожение самостоятельный (и только звуковой) пассаж как до, так и послепереноса всего синхронизированного фрагмента. Так что я советую вырезатьсинхронизированный фрагмент в моменты паузы между словами и звуками: впротивном случае, когда вы захотите добавить "хвостик", состоящий изсегмента с наложением звука, у вас будут проблемы с соблюдением нужной силызвука. Создание контрапункта - тесного взаимодействия - между словами иизображением обычно предполагает использование заложенного в последнемметафорического смысла (а не просто иллюстративных возможностей). Так,голос молодого человека, сообщающего о том, что в прощании с домом была ирадостная сторона, может интерпретироваться по-разному подтекст фрагментабудет зависеть от того, звучит ли этот голос на фоне кадра с сидящей наподоконнике и глядящей на улицу кошкой или на фоне кадра с выкипающейкастрюлей. От вашего прикосновения к материалу зависит, станет ли онпоэтическим или нет и что он будет выражать. Что следует соблюдать: Факты и ситуации тщательно проработаны. Действия монтажера не нарушают порядка развития сюжета. Монтажер исходит из того, как двигаются персонажи. Монтажер использует кадры с изображением одного и того же объекта,снятого в различных ракурсах. Монтажер не допускает немотивированных пропусков в развитии действия. В фильме используются наложения, причем звук предшествуетсинхронизированному изображению. Успешно используется наложение кадров, когда звуковая дорожка,относящаяся к предыдущему кадру, захватывает и часть последующего. В фильме верно отражены речевые ритмы. В фильме верно отражены изобразительные ритмы. В фильме верно отражены музыкальные ритмы. Характеры персонажей представлены в развитии. В фильме используются визуальные средства для создания настроения. Между словами и изображением существует тесная взаимосвязь. Смонтированные диалоги звучат естественно. Выбор музыки оригинален и эффективен. Хорошо продумана длина фильма. Звуковые фонограммы сведены на разные дорожки в шахматном порядке. Микширование (перезапись) проведено последовательно и эффективно. Фильм производит цельное впечатление. Если у вас есть возможность осуществить цифровой нелинейный монтаж, товы сможете использовать то, что в кино называется оптическимивозможностями. Это значит, что вы можете остановить кадр, замедлить илиускорить движение, применить цвет или оптическую фильтрацию, использоватьналожение кадров, сделать кадр светлее или темнее. Все эти спецэффекты, еслиими злоупотреблять, могут оказаться излишним и даже вызывать раздражение. Сдругой стороны, подобные эффекты позволяют зрителю оторваться отпрозаического реализма и создают то лирическое созерцательное настроение,которое и повергает в трепет. Монтажер не только объединяет части фильма в единое целое, он наделенеще и свободой в выборе средств: в его распоряжении находится массаразнообразных технических приемов. Эта свобода не является чем-то новым - вкино всегда умели делать подобные вещи, но раньше это дорого стоило итребовало огромных временных и энергетических затрат. Теперь различныетехнические возможности могут быть использованы по вашему усмотрению прямона рабочем месте. Ваша свобода ничем не ограничивается.Повторение главного
Монтаж