Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

- технические средства обучения (диапроектор, компьютер);

- аудио-, видеоаппаратура (магнитофон, видеокамера, видеомагнитофон);

- учебно-наглядные пособия (магнитная и маркерная доски с набором дидактических материалов, фланелеграф с набором дидактических материалов, наборное полотно с набором дидактических материалов, счетная лесенка с набором дидактических материалов, счеты напольные; доска, раз­графленная в клетку; модели, отражающие математические отношения, понятия).

- видео материалы, перспективные и календарные планы по разделу «Формирование математических представлений и понятий у детей дошкольного возраста», конспекты НОД по формированию математических представлений из разных возрастных групп ДОУ.

Дополнительные материалы

Глоссарий

Воспитание свободное – не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей каждого ребенка, полное раскрытие его индивидуальности.

Гуманизация обучения и воспитания –реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которых лежит уважение к людям, забота о них; постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем ребенка.

Государственный образовательный стандарт – основной документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования.

Дидактика – теория образования и обучения, отрасль педагогической науки.

Дидактические правила – руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.

Дидактические принципы – основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

Закономерности педагогического процесса- объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.

Личностный подход– индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.

Метод групповой дискуссии –организация совместной коллективной деятельности, цель которой интенсивное и продуктивное решение групповой задачи.

Метод морфологического анализа –один из методов активного обучения, когда вначале выделяются главные характеристики объекта – оси, а затем по каждой из них записываются всевозможные варианты – элементы.

Метод фокальных объектов – заключающийся в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносятся на рассматриваемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность.

Мозговая атака- метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы.

Метод стимулирования и мотивации учения – группа методов, направленных на формирование и закрепление положительного отношения к учению, стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых.

Проблемное обучение – активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и решении ими реальных жизненных или учебных противоречий.

Педагогика гуманистическая – основные тенденции этого педагогического направления – придать образованию личностно- ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс освоения детьми знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.

Педагогика ненасилия – педагогика, утверждающая принцип признания ценности человека и его жизни, отрицание принуждения как способ решения проблем в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Система образования –совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности.

Система педагогическая –совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами

Технология активного обучения – такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе.

Техника педагогическая – комплекс общепедагогических и психологических умений педагога, обеспечивающих владение им, собственным психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью и организацию педагогически целесообразного общения.

Технология обучения и воспитания – новое ( с 50-х) годов направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебного процесса.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, это попытка создать метод, посредством которого можно решать многие задачи, в том числе педагогические, находить новые идей и быть в постоянном творчестве.

Терминология педагогическая– система лексических средств и наименований, применяемых в теории и практике воспитания, обучения, образования.

Убеждение– метод воспитания, представляющий интеллектуально- эмоциональное воздействие на сознание, чувства, волю воспитанников, основанное на логике на доказательствах, с целью выработки у них собственных взглядов и нравственных критериев.

Упражнение– повторное выполнение действия с целью его усвоения.

Учебная программа – нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету.

Форма – способ осуществления учебно-воспитательного процесса.

Форма организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Приложение№1

Составьте краткую описательную характеристику любой одной педагогической технологии, реализуемой Вами в условиях дошкольного образовательного учреждения. Не следует описывать группу технологий (например, здоровьесберегающие технологии) – выберите какую-то одну конкретную технологию из рассматриваемой Вами группы. Составить описание Вы можете, используя следующую таблицу:

Пункт для описания технологии Описание педагогической технологии, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении.
Название педагогической технологии.  
Автор / авторы технологии, год создания.  
Главные особенности деятельности в рамках этой технологии (выделите и раскройте 4-5 главных описательных тезиса для данной технологии).  
Инструментальный компонент. Логика действий педагога в рамках данной технологии (опишите этапы деятельности).  
Ведущие средства для реализации технологии (если таковые есть).  
Результативные составляющие для ребенка (какие изменения в личности ребенка должны произойти?).  
Недостатки рассматриваемой технологии (выделите и кратко охарактеризуйте 3-4 недостатка).  
Достоинства педагогической технологии.  
Знания, умения и качества педагога, которыми он должен обладать для более эффективной реализации данной технологии.  
Рекламный слоган. В творческой форме с помощью одной фразы отразите важность, необходимость и преимущества в использовании этой технологии.  

Наши рекомендации