Воспитание в целостном педагогическом процессе
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике, которое употребляется в широком и узком смыслах.
Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, обеспечивающее передачу социального опыта от старшего поколения к младшему. В данном случае оно практически отождествляется с социализацией.
Воспитание в узком смысле понимается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Эта деятельность называется воспитательной работой.
Воспитание имеет ряд особенностей, отличающих его от процесса обучения. К ним относятся:
а) многофакторность воспитания, характеризующая влияние многих объективных и субъективных факторов на процесс воспитания и его конечный результат;
б) невозможность получения быстрого результата, т. к. качества личности формируются не так быстро, как знания или умения;
в) длительность и непрерывность воспитания;
г) комплексность;
д) вариативность и неоднозначность результатов.
Существует большое разнообразие направлений и видов воспитания. В наиболее распространенной видовой классификации.
По содержанию исследователи делят воспитание на:
1) умственное;
2) трудовое;
3) физическое;
4) нравственное;
5) эстетическое;
6) правовое;
7) половое;
8) экономическое;
9) экологическое.
По институциональному признаку можно выделить:
1) семейное воспитание;
2) религиозное воспитание;
3) социальное воспитание;
4) дизсоциальное воспитание.
По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают
Ø авторитарное,
Ø демократическое,
Ø либеральное,
Ø свободное воспитание.
В зависимости от философских оснований воспитания выделяются
Ø прагматическое,
Ø индивидуалистическое,
Ø коллективистское воспитание.
Современные научные представления о воспитании основываются на положениях теорий воспитания, оформившихся в истории педагогики.
Теории воспитания
Уже в период средневековья сложилась теория авторитарного воспитанием, которая в различных формах продолжает существовать в настоящее время. Наиболее ярко ее положения представлены в работах немецкого педагога И.Ф. Гербарта, который сводил воспитание к управлению детьми и подавлению их природной резвости. Основными методами авторитарного воспитания являются угроза, надзор за детьми, приказания и запреты.
Теория свободного воспитания, выдвинутая французским просветителем Ж. Ж. Руссо в XVIII в., явилась альтернативой авторитарному воспитанию. Основной ее целью явилось стимулирование естественного развития ребенка, воспитание его духовных сил, ведущими принципами - уважение ребенка, признание права на его самостоятельность и свободу выбора поведения. Эта теория нашла широкое распространение в различных странах мира, оказала значительное влияние на отечественную педагогику и практику воспитания конца Х1Х-начала XX вв., в которой были популярны идеи свободного воспитания ребенка (Л. Н. Толстой, К Н. Вентцель и др.).
Коллективистское воспитание Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А. С. Макаренко была реализована в России в период с 1930 по 1980 годы. Она получила известность во всем мире как система коммунистического воспитания. Главная ее задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого общественные интересы были всегда выше личных. Этот процесс рассматривается и реально организуется в соответствии с разработанными А. С. Макаренко этапами развития коллектива. На первом этапе наблюдается низкий уровень развития коллектива. Приоритет в постановке целей деятельности, выборе форм коллективной деятельности и оценке результатов отдается воспитателю как организатору и руководителю коллектива. На втором этапе - управление коллективом частично передается наиболее инициативным его членам - активу и лидерам. На третьем, высшем этапе развития коллектива самоуправление становится главным звеном управления всей работой. Усиливается значимость общественного мнения в целях воспитания каждого его члена и ослабляется ведущая роль воспитателя. Каждый коллектив в своем развитии опирается на «законы движения коллектива» (принципы): принцип параллельного действия, систему перспективных линий, мажорный тон жизни коллектива. Основными показателями успешности воспитания в рамках данной системы являлись такие нравственные качества личности, как коллективизм, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность перед коллективом, коммунистическая целеустремленность, убежденность, чувство гордости.