Определение целей школьного образования

Задача определения целей школьного образования состоит в том, чтобы выбрать цели, отвечающие сущности образования и соответствующие ориентациям участников образовательного процесса, то есть отражающие наиболее значимые для них проблемы.

Первая проблема, с которой встречаются все обучающиеся, заключается в необходимости овладения способами учебной деятельности. Поэтому первая цель школьного образования заключается в том, чтобы научить учащихся учиться. Реализация этой цели является необходимым условием для достижения всех других целей как школьного, так и послешкольного образования. Научить учиться - это, значит, сформировать у учащихся ценностные мотивы учения, развить способность использовать различные источники информации (как школьные, так и внешкольные), научить их использовать эффективные приемы познавательной деятельности, помочь учащимся понять сам смысл учения.

Вторая проблема (группа проблем), с которой встречаются все обучающиеся, а вернее, все люди, - это конкретные жизненные проблемы, относящиеся к различным сферам деятельности - семейно-бытовой, культурно-досуговой, социально-политической, трудовой и связанные с выполнением человеком определенной социальной роли - гражданина, члена семьи, покупателя, зрителя, клиента, горожанина, избирателя и т. п. Это проблемы ориентации в среде проживания и обеспечения собственной безопасности, проблемы ориентации в правовых нормах и административных структурах, в нормах поведения и формах общения, проблемы ориентации в мире потребительских ценностей и ценностей эстетических, ориентации в явлениях природы и социальной жизни. Этот перечень можно продолжить (было бы важно более строго определить тот круг жизненных проблем, к самостоятельному решению которых необходимо подготовить выпускников школы).

Цель школьного образования состоит в том, чтобы научить учащихся решать стандартные жизненные проблемы, то есть понимать сущность и значимость этих проблем, усвоить существующие правила и нормы решения этих проблем, уметь их обосновать, ориентироваться в источниках информации, которые могут помочь в их решении.

Третья проблема (группа проблем), с которой встречаются все обучающиеся, касается ориентации в мире ценностей. Речь идет об отношении к природе, явлениям культуры (и духовной, и материальной), к историческим событиям и историческим персонажам, к самому процессу познания, к человеку. Проблема для каждого человека заключается в том, чтобы определить свое отношение к перечисленным явлениям действительности. Цель школьного образования состоит в том, чтобы научить ориентироваться в мире ценностей - помочь учащимся осознать сущность ценностного отношения к миру, сформировать у них знания о базовых ценностях, развить способность к определению критериев оценки явлений действительности.

Четвертая группа проблем связана с продолжением школьного образования, подготовкой к переходу в систему профессионального образования. Цель школьного образования заключается в подготовке учащихся к профессиональному выбору. Такая подготовка в условиях перехода к рыночной экономике означает ориентацию в ситуации на рынке труда, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях; наличие знаний и умений, имеющих опорное значение для профессионального образования; готовность к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, включая умение вести себя в новой коммуникативной среде. В связи с этим стоит заметить, что часть вчерашних школьников, успешно выдержавших экзамены в вуз, оказывается не подготовленной к новой для них организации учебного процесса, к критическому восприятию стереотипов поведения в студенческой среде.

Пятая группа проблем обусловлена, прежде всего, ускорением темпов развития общества. Существенные изменения в мире происходят быстрее, чем молодые люди успевают завершить свое школьное образование. Возникает необходимость подготовки школьников к жизни в быстро меняющемся обществе. С одной стороны, такая подготовка может быть обеспечена путем освоения учащимися базовых, в первую очередь нравственных, ценностей; с другой стороны, подобная подготовка предполагает развитие у учащихся такого качества, как обучаемость. Цель школьного образования заключается в том, чтобы научить решению нестандартных задач, к числу которых можно отнести исследовательские, творческие, мировоззренческие задачи. Все эти задачи связаны с поиском решения в условиях неопределенности, с выходом в новое, неизвестное.

Наши рекомендации