СОЦИОЛОГИЯ- наука о состоянии, закономерностях, проблемах и перспективах развития и функционирования социальных общностей и Человека. 6 страница
Творческий потенциал личности- система личностных способностей (изобретательность, воображение, критичность ума, открытость ко всему новому), позволяющих оптимально менять приёмы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности), в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию.
Характерной чертой Т.П.Л. является его избыточность по отношению к реализации, наличие «запаса» возможностей. Последнее является условием, позволяющим индивиду результативно решать новые проблемы.
Между Т.П. (потенциальное) и актуализированными творческими возможностями (актуальное) существуют отношения, аналогичные отношениям категорий «возможное» и «действительное» в структуре личности:
- актуализация, проявление, функционирование потенциального - суть
процесса, его изменения и развития посредством актуальных проявлений
(деятельности, действий, отношений, общения и т.п.), представляет возможным
судить о состоянии и характеристиках анализируемого потенциального
образования до создания условий для превращения его в реальное актуальное;
- одно переходит в другое и реализует его. Переход и реализация
обусловлены как субъективными личностными особенностями, так и
объективными условиями.
Творческое саморазвитие личности- это особый вид творческой |Мтельностисубъекта - субъектной ориентации, направленный на ммк-мсификацию и повышение эффективности процессов "самости", среди |ЮТОрыхсистемообразующими являются самопознание, творческое i .iMi (определение, самоуправление, творческая самореализация и i ,1мосовершенствование личности.
Законы творческого саморазвития:
1. Закон неравномерности творческого саморазвития личности,
|ми11омерность творческого саморазвития отдельных способностей и качеств
Личностипорождает противоречия, разрешение которых и создает внутренние
условиядля становления творческой личности.
2. Закон целостного творческого саморазвития личности. Прогрессивные
тмснения в одном из компонентов "самости" (самопознании, творческом
i ммоопределении, самоуправлении, творческой самореализации,
i пмосовершенствовании) с неизбежностью ускоряют процесс творческого
< .шоразвития личности в целом.
3. Закон свободы творчества. Чем большей свободы добивается личность в
июрчестве, тем большей эффективности она достигает и в творческом
Мморазвитии.
4. Закон самоусложнения творческих задач и проблем. Процесс
мюрческого саморазвития личности осуществляется тем эффективнее, чем
болеесложные, трудные и вместе с тем посильные для себя творческие задачи
личностьвыбирает и решает.
5. Закон периодической мобилизации и релаксации (уменьшение
напряжения, его снятие после сильных переживаний или физических усилий),
6. Закон ускорения творческого саморазвития в условиях конкуренции и
■ фемления к лидерству.
Процесс творческого саморазвития существенно ускоряется, если Личностьдостаточно мотивирована к лидерству в конкретной борьбе с сильным и достойнымсоперником.
7. Закон сотворчества. Творческое саморазвитие личности осуществляется тем эффективнее, чем большей продуктивности она достигает в процессе сотворчества и кооперации в решении творческих задач.
Творческие способности— способность индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки (Я.А. Пономарёв, Дж. Гилфорд).
Т.С. относятся к особому типу генерализованных способностей, сочетающих в себе познавательный, мотивационный и коммуникативный компоненты. В исследовании феномена «Т.С.» наиболее сложной является проблема соотношения творческих способностей, интеллекта и креативности. В ранних исследованиях (Р. Кэттелл, Дж. Равен, Р. Амтхауэр и др.) эти понятия отождествлялись, однако к концу 50-х гг. начался новый этап исследования креативности как интегративной личностной характеристики, способности генерировать оригинальные идеи, находить нестандартные решения проблемных задач (Л. Термес, Е. Торренс). Отечественные психологи (Д.Б. Богоявленская, Э.А. Голубева, Б.М. Теплов и др.) рассматривают творческие способности как интегральную характеристику личности, включающую уровень интеллектуального развития, мотивацию и отношение человека к миру.
Творческая ситуация— ситуация, требующая разрешения некоторого диалектического противоречия. Она провоцирует поиск нового метода, приёма, средства деятельности, которые одновременно стимулируют и развитие творческого потенциала личности.
Тематическая программа- общее содержание деятельности многопрофильных объединений, реализуемое на основе возвышающей цели, единой темы, комплексного формотворчества, обеспечивающих поэтапность развития стойких интересов, открывающих перед ребёнком значимость социальных ценностей, преобразующихся в личностный смысл для ребёнка, а также функций самого ребёнка, непосредственно выводящих его на активные взаимодействия с окружающей действительностью
Тесты- стандартизированные задания, испытания, позволяющие в ограниченный период времени получить характеристики индивидуально-
психологических свойств личности, а также знаний, умений, навыков по определённым параметрам. Тесты могут быть индивидуальными и групповыми, vi гнымии письменными, бланковыми, предметными, компьютерными, нереальными и невербальными. По содержанию тесты могут быть выделены в несколько групп: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и пичностные тесты.
Техника педагогическая- совокупность навыков и приемов педагогической деятельности, необходимых для инструментовки избираемых методов обучения и воспитания с целью повышения их эффективности. Владениепедагогической техникой является составной частью педагогического мастерства, требует специальных знаний по педагогике, психологии и особой практической подготовки педагога.
Технология активного Обучения- такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: либо каждый учащийся имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит количество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.
Драматизация в обучении - инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках (ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний).
Инверсия (от лат. inversio - переворачивание, перестановка) -перестановка слов, нарушающая их обычный порядок; доказательство тезиса, противоположного тому, что только что был доказан.
Метод групповой дискуссии - 1) организация совместной коллективной деятельности, цель которой интенсивное и продуктивное решение групповой Задачи;2) приём, позволяющий в процессе непосредственного общения путём логических доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии.
Метод морфологического анализа - один из методов активного обучения, когда вначале выделяются главные характеристики объекта - оси, а затем по каждой из них записываются всевозможные варианты-элементы. Имея записи по всем осям и комбинируя сочетания разных элементов, можно получить большое число возможных вариантов, порой и самых неожиданных.
Метод фокальных объектов — метод, заключающийся в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психол. инерцию и косность. Рассматривая возникающие сочетания (например, «толстолистая личность», «мощная личность», «вечная личность», получившиеся при наложении случайного объекта «фикус» на фокальный -«личность»), можно прийти к оригинальным идеям.
Метод эвристических вопросов - применяется для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации в процессе решения творческих задач. Этот метод идёт от древнеримского теоретика ораторского искусства Квинтилиана, рекомендовавшего своим ученикам ставить перед собой семь вопросов: кто? (субъект), что? (объект), зачем? (цель), где? (место), чем? (средства), как? (метод), когда? (время). Если эти вопросы в определённой последовательности соединить между собой (1, 1-2, 1-3 и т.д. до 1-7; 2, 2-2...2-7 и т.д.), они порождают массу новых, порой совершенно неожиданных вопросов.
Мозговая атака (брейншторминг) (от англ. brain storminq) - метод активизации мыслительных процессов путём совместного поиска решения трудной проблемы, предложенной американским психологом А. Осборном. В процессе М.а. обстановка в группе, в которую входит до 10 человек, должна быть непринуждённой, люди раскованны, недопустимы критика и самокритика; все идеи, даже парадоксальные и нереальные, принимаются и проходят групповую экспертизу.
Театрализация в обучении - инсценировка разножанровых театральных ■радставлений по учебному материалу во внеучебное время с большим 1НН1ПЧССТВОМ участников, продолжительные по времени с декорациями и т.п. ■трибутами.
Типы педагогического творчества:
Модель первая - «Лидер». Педагог, который способен выдвинуть яркую, Интересную, оригинальную педагогическую идею и повести за собой весь Педагогический коллектив.
Модель вторая — «Генератор педагогических идей». К такому типу пшрческой личности в педагогике можно отнести учителя, который создаёт Новые и новые педагогические гипотезы, рождённые в собственном опыте, и немедленно проверяет их в практике обучения и воспитания. Способность Самостоятельно вырабатывать свою педагогическую позицию, находить оригинальные педагогические ходы, применять и готовые педагогические решения в самых различных ситуациях.
Модель третья - «Энтузиаст». Учитель увлечён своей деятельностью, Не шает ни начала, ни конца своего рабочего дня, буквально захвачен своим поиском и увлекает им ребят. Сила влияния его педагогического энтузиазма и подвижничества весьма значительна.
Модель четвертая - «Исследователь». Педагог - исследователь склонен к постоянному изучению, анализу фактов педагогической действительности. Он многократно проверяет себя, создаёт свои модели решения проблем. В результате, когда он начинает говорить о своих идеях, они выступают уже не просто как гипотеза, интересная находка, приём, оригинальное решение, а как сложившиеся педагогические положения, за которыми стоит длительный исследовательский поиск.
Типы проявления творчества :
- стимулыю-продуктивпый - деятельность может иметь продуктивный характер, но это каждый раз определяется действием какого-либо внешнего
стимула. Высшие проявления на этом уровне отражают высокую степень развития умственных способностей;
- эвристический - деятельность принимает творческий характер. Имея
достаточно надёжный способ решения, человек продолжает анализировать
состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные
задачи, что приводит его к открытию новых, оригинальных, внешне более
остроумных способов решения. Каждая найденная закономерность
переживается самим субъектом деятельности как открытие, творческая
находка. В то же время она оценивается только как новый, «свой» способ,
который позволит ему решить поставленные перед ним задачи;
- креативный - самостоятельно найденная эмпирическая закономерность
не используется как приём решения, а выступает в качестве новой проблемы.
Токсикомания - общее название болезней, характеризующихся влечением к постоянному приёму различных веществ, вызывающих опьянение, кратковременную эйфорию.
Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, к другому человеку в отношении его расы, пола, политических и иных убеждений, сексуальной ориентации; готовность к компромиссу. Один из основных демократических принципов, неразрывно связанный с концепциями плюрализма, свободы социальной и прав человека.
Традиция - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также соответствующие им обычаи и правила.
Тренинг общения - ситуации, упражнения,, построенные по законам психофизиологии на основе практических приемов. Выполнение физических действий необходимо начинать с настройки к действию и с метода снятия мышечных "зажимов". К настройке относятся: внутренняя собранность, организованность, чувство локтя партнера, готовность активно включиться в творческий процесс. Публичные эмоции педагога несут большой
Шсргетический заряд как детскому коллективу, так и самому воспитателю. Орпшичатор в аудитории находится как бы на своеобразной сцене. Само
I'..... шожение педагога лицом к детям (фас) или в повороте (труакао1 тоже
Ввлидает соответствующим воздействием. По законам психофизиологии ВО! приятия прямолинейный выход (анфас) на аудиторию настораживает детей, шmi композиционно «выращивает» фигуру педагога, придает ей решительность, Многозначительность. Полуфас - одна из ценнейших мизансценических тмможпостей, дающая красноречивый и выгодный для прямого и косвенного ыЛщсния (ракурс корпуса в три четверти
Тренировку в общении целесообразно проводить в тренинговых группах 'ПК ценностью от 6 до 12 человек. Основные принципы в работе тренинговой Группы: доверительное и откровенное общение; ответственность в дискуссиях и мри обсуждении результатов тренировки; соблюдение интимности; руководство группой осуществляется в соответствии с общим положением i омиплыю-психологического тренинга.
11ачинаются занятия с разминки. Члены группы либо молча смотрят друг И цруга, либо пожимают или кладут руки на плечи друг другу, иногда поют, минуют. Окончание занятий необходимо делать более эмоционально Нй( ыщенным, чтобы участники уходили с занятий с чувством радости.
Вступительная разминка начинается с психогимнастики. Далее следуют фушювое пение или танцы, прослушивается специально подобранная музыка, проиодятся проективное рисование на заданную тему (например, "Каков я в |>\ пущем"), двигательные игры, осуществляется бессловесное или словесное общение, составляются социограммы, игры.
При тренинге можно использовать следующие игры: "Кто есть кто". Участники группы записывают на бумаге ответы на несколько вопросов, Имеющихся причин их психического состояния, переживаний и поведения, ■Опросы ("Что бы я сделал с крупным выигрышем по лотерее?", "Какие вещи ПЯЛ бы с собой на необитаемый остров?" и т. п.). За каждый правильный ответ, ир.шильную расшифровку автору ответа засчитывается очко "Интуиция". Игра
по
ориентирована на нового или малознакомого члена группы, который записывает свои ответы на однозначные вопросы. (Я оптимист - пессимист, люблю легкую - серьезную музыку и т.д.), а члены группы пытаются отгадать его ответы.
"Таможня". Каждый член группы пять раз подряд входит в помещение, причем только однажды прячет под одеждой какой-то предмет, остальные по его поведению и высказываниям пытаются отгадать, когда этот предмет был внесен в комнату.
"Кто ты?". Все члены группы отвечают на вопрос "Кто я?", причем ответ пишется на бумаге. В игре не начисляются очки, т. к. она воздействует как предпосылка для самокритики.
"Язык тела". При помощи рук. лица, контактируя с выбранным членом группы, показывают те или иные эмоциональные состояния. Очки начисляются как за правильный показ эмоций, так и за верное исполнение роли наблюдателя.
"Катастрофа". Игра моделирует экстремальные ситуации, при которых погибают люди и требуется мгновенное решение. Оставшиеся в живых между собой распределяют ролевые функции по социальному статусу, "Рондо". Так называется игра, когда вначале все высказываются по очереди на определенную тему, затем выясняется состояние робких членов группы (" рондо" обратной связи и его варианты: выражение чувств, мыслей о соседе справа, карикатурное изображение соседа, передача эстафеты).
"Плюсы и минусы". За активное поведение в группе члены получают плюсы, за пассивное - минусы. Составляется таблица лидерства, что способствует стимуляции и персональных взаимодействий к пробуждению активного членства в группе.
"За спиной". Слишком разговорчивые наказываются сидением в кресле спиной к группе и молчат, пока не закончится их обсуждение и "проработка".
"Стрессовые ситуации". Педагог дает 15 секунд для общения членов группы по кругу, Необходимость успеть что-то сказать за столь краткое время мешает возможности фиксироваться на трудностях в ответе: некоторые
111 in ш.шинлют" первое, что приходит в голову, чем избавляются от страха в
..... !■ пип. Иногда молчание самого педагога заставляет членов группы
111.ся и вводит их в стрессовое состояние, которое может стать целебным, 11. стимулирующим ученика к дисциплинированности в выполнении in i и отческих указаний.
"бессловесное выражение чувств". В определенных ситуациях бывает
н... vino предложить членам группы выразить свои чувства к товарищу через
Прими повение, кивком головы, поднятием руки и т.п.
"Двигательная социограмма". При обсуждении отношений между Отдельным членом группы и всей группой все свободно размещаются в npoi гранстве. Например, члены группы встают вокруг своего товарища. Который находится в центре. Мизансцена и дистанция являются достаточными ими диагностики отношения группы к испытуемому. Становясь в центре Площадки, сам испытуемый жестами как бы приближает к себе тех или иных Членовгруппы, кого-то удаляет. Потребность в индивидуальной дистанции Междуиспытуемым и всей группой проверяется при помощи "делового
"„который может устанавливаться на любом расстоянии. При in i педовании ситуации в группе либо каждый участник ставит и поворачивает <|vu ближе (как ему кажется) к центру группы, либо все члены группы г |'■ .окиваются в зависимости от собственных симпатий на различные I'.u i гояния и представляют собой живую социограмму, которую можно дальше корректировать педагогическими средствами. При разборе социограммы важно ^Читывать следующие интерперсональные ситуации: доминирующее понижение одного из участников группы; кто кому пытается доставить радость, мо кому симпатизирует, на кого направлено общение; чьего внимания (Обивается член группы, от кого зависит, кем восхищается; с кем советуется, у мм о ищет поддержку; с кем не уверен в общении; как оценивается превосходство другого, стремится ли обогнать его в чём-либо; предубеждение к кому либо из членов группы, нанесение обиды, кто является источником обид; Инстанция и «непереносимость» кого-либо из членов группы; агрессия -
обвинения критика, в чей адрес они направлены. Те же позиции разбираются и в отношении воспринимающего интерперсональные акции.
Психогимнастические приёмы хорошо сочетаются с ролевыми этюдами. К таким упражнениям относятся, например, следующие игры; чередование пантомимических выражений чувств человека, стоящего напротив или в центре круга, пантомимическое выражение стремления проникнуть внутрь круга или выйти за его пределы, деление на доминирующих и подчинённых, пародирование ролей отдельных членов группы, игры в «кораблекрушение», «жизнь на необитаемом острове». Во время этих игр легко обнаруживаются важные для последующей коррекции психодинамические особенности. Полезен бывает и розыгрыш фантастических этюдов.
Тренинговые упражнения и игры рекомендуется сопровождать музыкой, которая вызывает установку на воображение ситуации или используется как функциональный фон (например, первая часть сюиты из музыки «Пер Гюнт» Э.Грига, скрипичные концерты Вивальди).
Эксплоративная музыка - в онсовном грустно-лирическая, направленная на вскрытие (эксплорацию) задержанных эмоций, например, Л.Бетховен (Концерт для скрипки с оркестром, симфонии), Шуберт ('"Неоконченная симфония").
Лирико-медитативная музыка для размышлений и сосредоточения. Например, Л.Бетховен (Первый, Пятый фортепьянные концерты и II часть Четвертой симфонии), Ф.Шопен (центральные часты фортепианных концертов и ноктюрнов) С. Прокофьев (Седьмая симфония, 1 и 1И части).
Коммуникативная музыка - это групповое прослушивание музыкальных произведений направленных на поддержку взаимных контактов, взаимопонимание и доверие в группе. Совместное прослушивание и публичные переживания могут быть источником обмена эмоциональными впечатлениями, преодоления недоверия, раскованности эмоций и снятия напряженности.
Психорегулирующая музыка чаще используется при релаксации или для сопровождения аутогенной тренировки. Музыка подбирается лирико-
113 ромннтическая, спокойная (например, прелюдии и хоралы Баха, "Маленькая
in.... мм серенада" Моцарта, экспромты и прелюдии Ф.Шопена и др.), темп
репный.
11осле "встречных" игр пантомимические упражнения усложняются за 1401иведения физических нагрузок: силовые игры на "пережимание" руки Противника,элементы каратэ с нанесением фиктивных ударов. I Филологическое усложнение задач идет и по линии усложнения "предлагаемых обстоятельств", проводятся упражнения типа "диалог рук" -оГнцениетолько мимикой и пантомимой, жестами, касаниями.
Упражнение "Беспомощный" - один партнер изображает расстроенного
(ека, а другой успокаивает его.
Упражнение "Доверие"' - один падает назад с закрытыми глазами др ! ой ■ v i in I) самую последнюю минуту ловит его.
Упражнение "Поводырь" - один ведет другого с закрытыми глазами, и тот и> сцело подчиняется первому.
Дня тренировки памяти и фантазии можно использовать следующие упражнения:
1. С короткой "выдержкой" - в 5 секунд «сфотографируйте»
Щутреннимзрением все предметы, лежащие на столе.
2. На счет "пять" запомните, как упали брошенные со стола спички.
I.iicm нремя запоминания укорачивается до счета "три".
3. Запомните, как стоят стулья, и с закрытыми глазами пройдите этот
"лабиринт".
4. Биография по портрету.
5. Составьте биографию по походке или взгляду человека. Трудновоспитуемостьдетей и подростков обусловливается рядом Причин.К ним относятся: кризисные периоды развития, характерологические и Пичностныеособенности детей и подростков (упрямство, безответственность, in.юиорчивость, честолюбие, тщеславие, своеволие, непослушание), Hi мимическая запущенность (невоспитанность, неприлежность,
неисполнительность, недобросовестность, неорганизованность, лень), состояние здоровья, устойчивый психологический дискомфорт как следствие систематических неуспехов в учении и связанных с ними неприятностей в школе и дома, развивающиеся на этой основе конфликтность, агрессивность и т. д. Все эти факторы и обстоятельства могут выступать самостоятельно и в сочетании друг с другом. Трудновоспитуемость в этом случае проявляется по-разному: либо в виде невосприимчивости к воспитательным воздействиям, открытого или демонстративного сопротивления им, либо просто в низкой эффективности, безрезультативности воспитательного воздействия. В таких случаях говорят, что ребенок (подросток} не поддается воспитательным влияниям, сопротивляется им, что воспитательные приемы неэффективны, не приносят ожидаемых результатов, что ребенок трудновоспитуемый.
Трудновоспитуемость, сопротивление воспитательным действиям могут быть вызвать} другими причинами; педагогической бестактностью, грубостью, нечуткостью родителей и педагогов, непосильной противоречивостью и несправедливостью их требований; неблагополучием или конфликтностью взаимоотношений родителей, родителей и детей, неблагоприятными условиями жизни, конфликтными взаимоотношениями между ребенком и учителями, коллективом класса, социально значимой средой и т. д. В этом случае она может носить временный„ситуативный характер, С устранением неблагоприятных условий она исчезает сама по себе, и ребенок выравнивается. 1. может также возникать в условиях гиперопеки,, включающей в себя вседозволенность.
Если Т. вызвана педагогической запущенностью, невоспитанностью ребенка, неумением вести себя правильно или его испорченностью неправильным воспитанием и отрицательным влиянием, то тогда для ее преодоления требуется длительное и настойчивое воспитательно-коррекционное воздействие или перевоспитание в специальных учреждениях, Если Т. обусловлена нездоровьем ребенка (психологическими заболеваниями или пограничными состояниями}, то необходима консультативная помощь
Кричи психоневролога, амбулаторное, стационарное лечение, специальные п.. i I.штиия. Временная Г. может быть вызвана возрастными кризисами ринштня, В этом случае требуется индивидуальный подход, такт и особая >!■ иикатность в отношениях с детьми, скорректированная система !"■■ питательных воздействий, терпение и время. Во всех случаях для Преодоления Т. детей и подростков необходимо устранение причин, ее мы мшнших, и постепенное снятие её последствий.
Убеждение и принуждение- разные стороны управления как "<ми обившегося вида деятельности в тех обществах, где низшие классы, Социальные слои и группы отчуждены от основных средств производства и »лin in, а высшие являются собственниками этих средств и вершат власть от i in» iо имени или прикрываясь именем народа.
Умение- эффективное выполнение действий в соответствии с целями и м пиниями в которых приходится действовать. Умением могут быть действия 1 ш практические, так и теоретические. Оно предполагает использование ранее Полученного опыта, определенных знаний; без последних нет умений. Знания it умения - две неотделимые и функционально взаимосвязанные части любого
.... (направленного действия. Приобретаемые человеком умения не только
Определяют качество его деятельности и обогащают его опыт, но и могут стать i видетельством уровня общего умственного развития. Лёгкость и быстрота овладения умением говорит о высоком уровне способностей данного человека.