Рекомендации по конспектированию литературных источников

В русском языке немало слов, корень кото­рых начинается со слога «кон». Например: контекст, конспект, конверт, концепция и др. В этих словах «кон» несет смысл сжатия, сближения, средоточения чего-то в чем-то; «кон» означает нача­ло, предел, сужение пространства действий. В этом сужении, пре­дельном сокращении, свертывании информации и заключен глав­ный смысл конспекта. Конспект определяется как краткое изло­жение, запись какого-либо сочинения, лекции, речи.

Конспект — это сокращенная запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения тек­ста, которые при необходимости дополняются, аргументируют­ся, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и в то же время краткими примерами. Конспект может быть кратким или подробным. Вы можете сохранить без изменения предложения кон­спектируемого текста или использовать другие, более сжатые фор­мулировки.

Конспект нужен для того, чтобы:

-научиться перерабатывать любую информацию, передавая ее в сокращенном виде;

- выделить в письменном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или исследовательской задачи;

-создать модель проблемы (понятийную или структурную);

-упростить запоминание текста, облегчить овладение специ­альными терминами;

-накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, курсовой, дипломной работы).

Итак, конспектирование является одним из эффективных спо­собов сохранения основного содержания прочитанного текста наряду с тезисами, но между ними есть различие.

Различия между тезисами и конспектом

Тезисы Конспект
Содержат основные мысли автора текста в форме утверждения или отрицания.   В каждом положении заключается одна мысль   Служат для сохранения в памяти и как основа для дискуссии. Выделяются, «извлекаются» из текста. Воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними.   Сохраняет черты деления текста на части, свойственные оригиналу.   Составляется с целью сохранения в памяти. Сжимает, «уплотняет» оригиналь ный текст.

Различают четыре типа конспектов: плановый, тематический, текстуальный и свободный.

Плановый конспект составляется на основе плана статьи или книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.

Тематический конспект составляется на основе ряда источни­ков и представляет собой более исчерпывающий ответ на постав­ленный вопрос.

Текстуальный конспект состоит в основном из цитат статьи или книги.

Свободный конспект включает в себя выписки, цитаты, тезисы.

Правила конспектирования

1.Сделать в тетради для конспектов широкие поля.

2.Написать исходные данные источника, конспект которого будет составляться.

3.Прочитать весь текст или его фрагмент — параграф, главу.

4.Выделить информативные центры внимательно прочитанно­го текста.

5.Продумать главные положения, сформулировать их своими словами и записать.

6.Подтвердить отдельные положения цитатами или примерами из текста.

7.Можно выделять фрагменты текста, подчеркивать главную мысль, ключевые слова, используя разные цвета маркеров.

8.Активно использовать поля конспекта: на полях можно запи­сывать цифры, даты, место событий, незнакомые слова, возни­кающие в ходе чтения вопросы, дополнения из выступлений со­курсников, выводы и дополнения преподавателя. Кроме того, на полях проставляют знаки, позволяющие быстро ориентироваться в тексте, например:

! — важно;

etc — и т.д.;

ех — например;

? — сомнение, вопрос;

NB — важный теоретический материал;

PS — приписка, написанная после;

▲ — ново;

□ — выучить; и др.

9.Вносить в конспект во время семинарских занятий исправле­ния и уточнения.

10.Объем конспекта не должен превышать одну треть исходного текста.

Наши рекомендации