Учебно-методические пособия
Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.
Авторами методических пособий являются, как правило, опытные тренеры-преподаватели и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей.
Задачей методического пособия является оказание практической помощи тренерам-преподавателям и методистам в приобретении и освоении передовых знаний как практического, так и теоретического характера. Пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме; содержать разные виды учебно-методических материалов: печатные издания, цифровые образовательные средства, видео-подборки для обучения и др. При разработке учебно-методического пособия необходимо учитывать специфику вида спорта.
Типовая структура учебно-методического пособия включает:
Введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу студентов, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия;
Теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе
дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
Практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы;
Дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.
Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.
Основные требования
1.Пособие, как правило, разрабатывается по виду спорта. В названии пособия должно отражаться название отделения.
2. Приоритет отдается пособиям с использованием инновационных методик обучения (опережающее обучение, модульный принцип обучения, компетентностного подхода и т.д.); если авторы проявили новый подход к изложению обучения материала (сборник упражнений, комплекты нормативов, тестовых заданий и другое);
Дидактический материал
Дидактические материалы – это совокупность наглядных учебных средств, использование которых позволяет обучающихся проделывать конструктивную работу в процессе обучения.
Виды дидактических материалов: • демонстрационный материал (иллюстрации, плакат, фотографии, рисунки, видеоролики, схемы, графики и т.д.);
• раздаточный материал (задания, предлагаемые обучающимся для выполнения конкретных действий, нередко дифференцированного или индивидуализированного характера: наборы карточек, незаполненные таблицы, и т.п.);
Требования к дидактическим материалам:
• ориентация на обучение с опережением;
• увлекательность содержания;
• вариативность форм и способов подачи материала;
• нацеленность на развитие творческих способностей.
Оформление
Дидактические материалы могут быть представлены на бумажных или электронных носителях.
ЗАДАНИЕ № 2