Эффективность группового обсуждения

Тот факт, что групповые решения во многих случаях яв­ляются более эффективными, чем индивидуальные, давно известен в социальной психологии. Действительно, групповое действие и качественно и количественно превосходит действие «среднего» человека, однако оно, например, не редко усту­пает в эффективности действиям незаурядной личности. Осо­бенно ярко последнее проявляется в том случае, если группа сталкивается с решением сложной проблемы, или если сре­ди членов группы не выделяется яркий лидер. Кроме того, крупные решения часто становятся низко эффективными в тех случаях, когда группа работает в сложных, экстремаль­ных или изолированных условиях. Так, в 70-х годах был на практике описан феномен, получивший название «Group think». В данном случае были описаны характеристики реальной группы, высокого уровня внутреннего единства и автономности, стиль мышления которой обладает следующи­ми особенностями: иллюзия неуязвимости (среди членов группы отмечается тяга к рискованным групповым действиям и необоснованному оптимизму по поводу последствий этих действий), стремление дать рациональное объяснение своему решению, как единственно возможному и верному, стерео­типный взгляд на соперников, открытое давление на мень­шинство, иллюзия единодушия, появление самозванных ох­ранителей «группового духа» и др.

Исследования показывают, что в группах такого типа по­вышается внутренняя сплоченность и самоудовлетворенность членов группы, однако снижается качество групповых реше­ний вплоть до того, что индивидуальные решения членов та­ких групп качественнее группового. Этот феномен часто имеет место в группах, работающих в кризисных, стрессогенных си­туациях, заставляющих членов группы теснее оплачиваться вокруг групповых целей, отгораживаться от внешнего мира.

Таким образом, групповое решение во многих случаях обладает преимуществом перед индивидуальным решением как в плане своей эффективности для группы, так и в отно­шении перспектив исполнения принятого решения каждым членом группы. Правильная организация ситуации выработ­ки группой общего решения — важный момент руководства группой требующий от формальных и неформальных лиде­ров навыков владения групповым интервью, грамотной ор­ганизации мозговой атаки и групповой дискуссии. Групповая дискуссия в настоящее время признается в качестве одной из самых эффективных форм принятия группового решения, так как позволяет найти оптимальный вариант, отработать правила реализации решения и, что не маловажно, добить­ся личностного принятия выработанного решения большин­ством членов группы. То есть решение не навязывается чле­нам группы извне, пусть даже от лица авторитетного, а вы­рабатывается при личном участии каждого.

Отметим, что в реальной педагогической практике не всег­да удается создать предпосылки для успешного проведения полноценной групповой дискуссии. Однако, с помощью вклю­чения отдельных элементов в другие формы групповой орга­низации — собрание, совещание, совет — можно добиться значительной эффективности в их проведении и хорошей ре­зультативности.

Так, любое собрание должно реализовывать ряд со­циально-психологических функций: сбор информации в объе­ме, необходимом для понимания сути происходящего каж­дым участником обсуждения; переработка, оценка и селек­ция этой информации и принятие определенного решения (выработка группового мнения). Для реализации первой функции руководитель должен обеспечить всем желающим возможность высказать свое мнение, активно стимулируя молчаливых и пресекая попытки непродуктивной личной кри­тики. Для реализации второй функции руководителю необ­ходимо обобщить все, что было высказано участниками соб­рания и сделать общие выводы. Далее, он должен обеспечить продуктивное принятие решения, устраивающего в той или иной степени всех.

Руководителю необходимо контролировать собрание уча­щихся не только с целью выработки эффективного решения, но и с целью поддержания доброжелательного климата в группе. Необходимо учить детей общаться, выслушивать до конца, правильно строить критические замечания (критико­вать не человека, а высказанные им идеи), умело подбирать аргументы за и против, уважать собеседников, даже если их точка зрения и не нашла поддержку большинства. Педагог должен всячески стимулировать тех детей, которые демонст­рируют корректное поведение, подчеркивать вклад каждого в обсуждение.

Перед участниками предстоящего собрания могут быть поставлены вопросы в следующей последовательности:

В чем дело? (предполагается сбор информации и ее оценка).

Кто виноват? И кто прав? (не в личностном плане, а в плане поведения и идей).

Что нужно теперь делать? (варианты выхода из поло­жения).

Что можем и должны сделать именно мы? (принятие группового решения и выработка мер по контролю за его реализацией).

Целью любого собрания школьников должно быть дости­жение согласия по обсуждаемой проблеме, принятие реше­ния, позволяющего не только решить существующую пробле­му, но и еще больше сплотить группу, повысить удовлетворенность школьников своим групповым членством.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Почему для любой малой группы важно эффективно организовать процесс принятия группового решения?

2. Какие формы группового обсуждения Вам известны? Опишите каждый из них.

3. Опишите ситуацию, в которой педагог мог бы успешно применить метод группового интервью. Как бы Вы органи­зовали этот процесс?

4. Опишите ситуацию, в которой уместно проведение в группе школьников групповой дискуссии. Спланируйте и про­ведите такую дискуссию, опираясь на предложенную схему.

5. Как можно использовать элементы групповой дискуссии в других формах внутриклассного обсуждения?

Литература

1. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малых групп. М., 1991.

2. Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и груп­пы М., 1988.

3. Алешина Ю. Е., Петровская Л. А. Психологическая компетентность пропагандиста. М., Знание, 1989.

4. Горелов И. Н. и др. Умеете ли вы общаться? М., Про­свещение,1991.

Тема для самостоятельного изучения:

Использование методов активного социально-психологиче­ского обучения в педагогической практике.

Используя прилагаемую литературу, проанализируйте возможности применения ролевых игр, социально-психологи­ческих тренингов и дискуссий в практике общения педагога со школьниками. Опишите конкретные ситуаций и методы работы.

Литература:

3. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989.

2. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.

Мелибруда Е. Я-ты-мы. М.: Прогресс, 1986.

4. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психоги­гиене общения. М., 1987.

5. Ю. М. Жуков и др. Диагностика и развитие компетент­ности в общении. Киров., 1991.

6. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1991.

Заключение

Мы рассмотрели важнейшие социально-психологические проблемы, имеющие непосредственное отношение к практи­ке общения с детьми и школьниками различных возрастов. Социально-психологические знания, навыки социально-психо­логического анализа ситуации имеют колоссальное значение для педагога или школьного психолога. С одной стороны, они помогают взрослому лучше понять себя, свой внутренний мир, осознать социально-психологические аспекты своего «Я»: социальные установки, стереотипы, стратегии поведения и взаимодействия, стиль общения, умение эффективно слу­шать и адекватно понимать других людей. С другой стороны, они позволяют лучше понять детей, создать такую ситуа­цию общения с ним, которая наиболее плодотворно отража­лась бы на их внутреннем психическом состоянии, давала бы детям чувство социальной защищенности, способствовала их творческому развитию. Неоценимую помощь могут оказать педагогу и знания по психологии малой группы, так как выше уже говорилось о том, что человеческая жизнь проте­кает внутри различных социальных групп, членом которой является конкретный индивид. Группа сверстников играет огромную роль в жизни ребенка, подростка, юноши. Груп­па — источник формирующихся у него ценностей, его зер­кало предпочитаемый мир его общения. Знание группы, уме­ние всесторонне анализировать ее, представление о способах взаимодействия с группой детей — важнейшая составная часть профессионализма педагога.

Несомненно, в рамках данного пособия большинство про­блем обсуждалось в теоретическом, общенаучном ключе, хо­тя примеры имели прикладное психолого-педагогическое со­держание. У нас не было возможности подробно остановить­ся на практических аспектах социально-психологической деятельности педагога и школьного психолога: методах школь­ной социально-психологической диагностики, коррекционных и обучающих технологиях. Несомненный интерес представляет посредническая деятельность при разрешении конфликтов, которую может осуществлять педагог-психолог в школе.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. Предмет и задачи социальной психологии…………………………………3

РАЗДЕЛ I. Социально-психологический анализ общения………………………………..7

Глава 1. Общая характеристика человеческого общения…………………………………7

§ 1. Общение и его функции………………………………………………………………...7

§ 2. Виды межличностного общения………………………………………………………11

Глава 2. Характеристика коммуникативной стороны общения………………………….17

§ 1. Обратная связь в межличностном общении…………………………………………..18

§ 2. Понятие коммуникативного барьера ………………………………………………….19

§ 3. Воздействие в процессе коммуникации……………………………………………….23

§ 4. Уровни обмена информацией в процессе общения…………………………………..26

Глава 3. Характеристика перцептивной стороны общения………………………………30

§ 1. Понятие социальной перцепции……………………………………………………….30

§ 2. Механизмы социальной перцепции…………………………………………………...34

§ 3. Типовые схемы формирования первого впечатления………………………………..38

§ 4. Понятие социального стереотипа……………………………………………………...39

Глина 4. Характеристика интерактивной стороны общения……………………………..42

§ 1. Характеристика стратегий межличностного взаимодействия………………………43

§ 2. Структура межличностного взаимодействия…………………………………………45

§ 3. Социально психологическая характеристика конфликта……………………………47

РАЗДЕЛ II. Социальная психология группы……………………………………………...56

Глина 1. Малая группа и ее структурная организация……………………………………56

§ 1. Понятие группы и ее основные характеристики……………………………………...56

§ 2. Социометрическая структура малой группы………………………………………….58

§ 3. Коммуникативная структура малой группы…………………………………………..63

§ 4. Структура социальной власти в малой группе………………………………………...65

§ 5. Руководство в педагогическом процессе………………………………………………72

Глава 2. Характеристика групповых процессов……………………………………………76

§ 1. Процесс группового давления…………………………………………………………..76

§ 2. Межличностные отношения в группе………………………………………………….79

§ 3. Характеристика внутригруппового межличностного

конфликта……………………………………………………………………………………..80

§ 4. Развитие малой группы………………………………………………………………….85

§ 5. Групповое сплочение и определяющие его факторы………………………………….86

§ 3. Характеристика процесса принятия группового решения…………………………...91

§ 1. Групповое интервью……………………………………………………………………..92

§ 2. Понятие мозговой атаки…………………………………………………………………93

§ 3. Характеристика процесса групповой дискуссии………………………………………94

§ 4. Эффективность группового обсуждения………………………………………………101

Вопросы к заданию…………………………………………………………………………..103

Заключение……………………………………………………………………………………105

Наши рекомендации