ЖУРНАЛ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2014. „

Статья «Духовно-нравственное и эстетическое воспитание младших школьников средствами»

И.П. ИЛЬИНСКАЯ,

кандидат педагогических наук, доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Вопросы духовно-нравственного и эстетического воспитания школьников в последнее время приобретают все большую актуальность. Утрата ценностных ориентиров в обществе, многофакторность и разнообразие социальной среды приводят к снижению уровня развития духовной культуры личности. Именно поэтому в системе образования нашей страны происходят изменения, направленные на поиск и выявление сущностных характеристик духовно-нравственной культуры современного школьника, на поиск эффективных путей и средств ее развития. Эти процессы невозможны без осознания важности не только внешних, но и внутренних условий развития ребенка, активизации его внутренних возможностей и потенций, стремления личности к духовному росту и самосовершенствованию.

Очевидно, что развивать духовный и нравственный потенциал личности необходимо уже на первой ступени образования — в начальной школе.

Основные ценностно-целевые ориентиры воспитания младших школьников отражены в положениях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденного Министерством образования и науки РФ 6 октября 2009 г., и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авт. А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков). Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся выступает в качестве основной категории в этих документах, где приводится и ее толкование, и ее содержание.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения относится к числу вечных педагогических проблем. Во все времена люди высоко ценили нравственную воспитанность. Многогранность духовно-нравственного воспитания, неоднозначное понимание его сущности, содержания обусловливает многообразие путей, средств и методов его осуществления. В основе понимания сущности духовно-нравственного воспитания лежат две основополагающие категории — «духовность» и «нравственность».

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения понимается и в разной степе ни широты охвата действительности этим термином. С одной стороны, под ним понимают воспитание на религиозной основе, в традициях веры, религии, ее ценностей. С другой стороны, духовно-нравственному воспитанию придают и более светский характер, понимая его как феномен, характеризующий, прежде всего, внутренний мир личности и его развитие. Такое понимание представляется нам более широким, всеобъемлющим и соответствующим современной системе образования, которая носит светский характер. Нравственная и эстетическая культура личности, в нашем понимании, является неотъемлемой составляющей духовной культуры личности, что подчеркивает тесную взаимосвязь понятий «духовное», «нравственное» «эстетическое», органическую взаимосвязь духовно нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Одно из направлений решения проблем духовно-нравственного становления современного школьника заключается в поиске корней духовности не столько в самом человеке, сколько в продуктах его жизни и деятельности: объективации высших проявлений человеческого духа, творчества, в па мятниках старины, произведениях науки и искусства. Здесь духовность человека можно рассматривать как результат его приобщения к общечеловеческим ценностям, духовной культуре, познания нравственных, эстетических, этических и других норм. Дух — категория, прежде всего, культурологическая, мировоззренческая, предполагающая активность субъекта, направленную на опредмечивание идеи, формирование значений, определяющих семантическое поле культуры.

Духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир, самого себя и свое место в мире, стремлении создавать новые формы общественной жизни в соответствии с познанными законами человеческой природы. Духовные искания человека фиксируются в продуктах его художественно-эстетической деятельности — в произведениях литературы, изобразительного искусства, музыки, драматургии, которые включаются в духовную жизнь и культуру общества, влияя на формирование духовности последующих поколений.

Именно поэтому так важно уделять внимание процессу наследования и присвоения личностью духовного опыта предыдущих поколений, оптимизировать воспитательное влияние с целью выработки норм личностного развития и социализации, определить условия и механизмы формирования ценностной базы подрастающего поколения, его нравственно-эстетических установок и достойных человека ориентации.

Наследование нравственно эстетического опыта человечества как сущность процесса духовного становления личности, отраженного в том числе в фольклоре, песнях, танцах, обрядах, сказках, декоративно прикладном искусстве (в различных видах художественно-эстетической деятельности, художественной культуры народа), должно выступать как целостный неразрывный процесс.

Вместе с тем обеспечить полноценное развитие современного младшего школьника невозможно без учета социокультурной ситуации, особенностей окружающей его среды и всех ее характеристик и факторов влияния, одним из которых является поли& культурный характер образовательной среды. В современной социальной среде наблюдается бытование и функционирование различных культур, начиная от индивидуальной культуры каждой личности, семьи, сообщества (культура села — куль тура города) и заканчивая культурой общества в целом. Кроме этого, выделяют профессиональную культуру, возрастную (культура детства, подростковая культура и др.), культуру этническую, культуру раз личных конфессий. Многообразие культур находится в постоянном взаимодействии, но степень взаимодействия, безусловно, различна. Еще более отличается характер взаимодействия и взаимовлияния этих культур. Этот факт и позволяет утверждать, что современный ребенок растет и развивается в поликультурной среде, насыщенной для каждого отдельного индивида инокультурными проявлениями.

Говоря о многокультурном социальном пространстве, нельзя не отметить, что каждый человек обладает внутренним миром (микромиром), мировосприятием, отражающим его индивидуальные особенности, унаследованный и присвоенный социокультурный опыт. Индивид, особенно в детском возрасте, с легкостью приемлет знакомое, соответствующее его внутренним критериям оценки окружающего, и настороженно относится к инокультурным проявлениям.

По нашему мнению, поиски решения проблем духовного, нравственного, эстетического и поликультурного воспитания личности должны быть направлены на изучение и создание образовательной среды ребенка в начальной школе, на более полное раскрытие и использование педагогических средств нравственно-эстетического становления подрастающего поколения, на насыщение ими внешней и внутренней среды формирующейся личности. К таким педагогическим средствам относятся искусство и народная художественная культура. Подтверждением тому служит использование человеком искусства в образователь ном (в широком смысле) процессе со времен античности до наших дней. Во все времена искусству как средству обучения, воспитания и развития личности придавалось особое значение. Без искусства сложно представить развитие эмоциональной сферы личности, становление ее нравственно мировоззренческих идеалов, эстетическое воспитание и развитие человека и человечества в целом. Искусство раскрывает возможности для развития когнитивной и деятельностной сторон личности, обогащая и удовлетворяя ее познавательные потребности и потребности в творческой деятельности. Познание человеком мира через искусство, творческая деятельность индивида в сфере искусства стимулируют активность личности на основе ее врожденной тяги и стремлению к красоте, идеалу, совершенству и гармонии.

основе каждого вида искусства лежит искусство народное, запечатленное в народ ной художественной культуре2, которая, являясь отражением этнического сознания, всегда определяла нормы поведения в соци уме, регулировала и моделировала взаимоотношения разных поколений, помогала формировать ценности и идеалы личности. Без опоры на народную художественную культуру, на фундаментальные ценности отечественной культуры не может быть успешного развития любой сферы нашей жизни.

Для современной школы характерно возвращение к народным, национальным традициям и национальным ценностям. Решить проблему приобщения к этим ценностям подрастающего поколения можно, прежде всего, в ходе правильно организованного учебно-воспитательного процесса

образовательном учреждении (с учетом направленности этого процесса на усвоение эстетических, художественных ценностей) и в условиях раннего формирования эстетической культуры, подрастающего поколения.

Знакомство и постижение совокупности духовных, нравственных и эстетических ценностей народной художественной культуры — один из педагогических путей духовно-нравственного воспитания младших школьников и установления позитивного межкультурного диалога. Эстетические идеалы, отношения, воззрения этноса ярче, чем где-либо еще, запечатлены в символической образной форме именно в народной художественной культуре, обладающей мощным нравственно-эстетическим потенциалом. С одной стороны, народное искусство всегда национально, с другой — искусство — это та область, которая не вызывает политических споров, конфликтов, оно принадлежит не только нации, этносу, но имеет свою ценность во всем мире. Достаточным подтверждением этих слов является тот факт, что их можно отнести к искусству любой нации как части искусства в целом.

На современном этапе образование призвано использовать имеющийся у него потенциал для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этно-национальной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности. Сегодня ощущается потребность в формировании национального самосознания личности как части общероссийского менталитета, поликультурного образования в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Требуется новый подход к построению образовательной системы, где содержание и структура учебно-воспитательной работы оптимально со действовали бы осознанию и адекватному восприятию со стороны обучающихся нравственно-эстетических традиций и духовной культуры этноса как части своей жизнедеятельности, что требует в первую очередь подготовки педагогов с новым мышлением, способных решить сложнейшие социально-педагогические и национально-ценностные задачи.

Отметим, что самобытная традиционная национальная культура народов Рос сии до недавнего времени не имела должного отражения в содержании образования. Это обстоятельство настоятельно выдвигает необходимость включения в содержание непрерывного образования традиционной культуры этносов, т.е. одной из составляющих содержания общего образования подрастающего человека должен стать культурологический компонент.

На основе контент анализа программ образовательных учреждений мы пришли к выводу, что в доминирующем количестве программ изучению художественной культуры своего и других народов уделяется недостаточное внимание. Вместе с тем наш опыт подтверждает необходимость освоения младшими школьниками эстетических ценностей своего и других народов. Убеждены, что мощным педагогическим средством в полиэтнической образователь ной среде может стать народная художественная культура. Отметим, что в некоторых программах для начальной школы (Б.М. Неменский и др. «Изобразительное искусство и художественный труд»; Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство и художественный труд» и др.) изучению народной художественной культуры отводится значительное место, но, на наш взгляд, принцип поликультурности в них не является доминирующим. Также программы общеобразовательных учреждений, предполагающие изучение народной художественной культуры, ограничиваются, как правило, рамками одного учебного цикла, что нарушает не только целостность освоения младшими школьниками обще человеческих ценностей, но и существенно снижает качество этого процесса. Для раз решения названных проблем, на наш взгляд, необходима программа, способствующая интеграции урочной и внеурочной сфер деятельности младшего школьника, предполагающая активное включение в процесс формирования эстетической культуры личности учащегося всех субъектов полиэтнической образовательной среды. В соответствии с этим положением на ми были разработаны программы для учащихся начальных классов, их родителей и педагогов. Кратко охарактеризуем программу для учащихся начальной школы.

Экспериментальная образовательная программа «Эстетические традиции разных народов» носит интегрированный характер, рассчитана на четыре года обучения и охватывает уроки изобразительного искусства, технологии, музыки, литературного чтения, основным содержанием которых является народная художественная культура, а также внеурочную деятельность младших школьников. Основная цель программы — формирование эстетической компетентности младших школьников в поликультурной образовательной среде, которая раскрывается посредством следующих задач: повышение интеллектуального уровня развития младших школьников посредством расширения и углубления знаний о народной художественной культуре разных народов; формирование эстетической культуры младших школьников во всем многообразии ее компонентов средствами художественной культуры разных народов; воспитание толерантного от ношения к инокультурным проявлениям в окружающей среде; развитие способности младших школьников идентифицировать себя по этническим и конфессиональным признакам на основе любви, уважения и бережного отношения к национальной художественной культуре; развитие творческих способностей младших школьников в эстетической деятельности, направленной на постижение, присвоение и преобразование (создание) народной художественной куль туры разных народов; формирование потребностно-мотивационной сферы младшего школьника посредством народных художественно-эстетических стимулов (на основе синсетивности).

Отбор видов этнических культур для содержания программы осуществлялся на основе анализа демографической ситуации в Белгородской области. По данным переписи населения 2011 г., в Белгородской области проживают в основном русские, велик процент украинцев, армян, белорусов, азербайджанцев, турок, татар, немцев, молдаван, цыган, грузин, болгар, чувашей, поляков, узбеков, греков, мордвы, евреев и др. Всего на территории Белгородской области, как и в России в целом, проживают представите ли более 100 национальностей. Кроме того, че рез средства массовой информации в Россию достаточно широким потоком проникают эле менты культурной трансляции (мультфильмы, сказки и т.д.), в результате чего детьми наследуются американская, западноевропейская, японская и другие культуры.

Изучение культур различных народов по программе осуществляется в соответствии с четырьмя блоками:

1й б л о к. «Славянская культура» (русские (титульный этнос), белорусы, украинцы).

2й б л о к. «Народов дружная семья» (башкиры, татары, народы Севера (эвенки, нанайцы, эскимосы, чукчи).

3й б л о к. «Наши соседи» (грузины, армяне, азербайджанцы, узбеки).

4й б л о к. «Калейдоскоп культур» (молдаване, евреи, цыгане, китайцы, японцы, индусы, народы Африки).

содержании программы представлены девять видов народной художественной культуры: устное народное творчество (сказки, пословицы и др.); песенное творчество; декоративно-прикладное искусство; хореографическое искусство; народные традиции (бытовые, семейные); обряды (свадьба); народные праздники; архитектура (устройство жилища, подворья); народный костюм. На изучение каждого раздела программы отводится определенное количество часов в рамках урочной и внеурочной деятельности школьников.

Логика усвоения программы младшими школьниками строилась таким образом, чтобы учащиеся имели возможность не только для освоения предложенного учебного материала, но и для сравнения полученной информации. Так, в процессе изучения раздела «Народный костюм» на протяжении четырех лет обучения учащиеся знакомятся с национальными костюмами разных народов по принципу «от ближнего дальнему» и имеют возможность найти сходные, общие и отличительные черты в одежде представителей разных этносов, сравнить различные этнические представления и предпочтения, выбрать наиболее созвучный для своего внутреннего мировосприятия образец.

Программой предусмотрены различные виды деятельности младших школьников. Многообразие техник и тем позволяет создать условия для раскрытия способностей и талантов каждого ребенка и приобщить их к истокам народной художественной культуры.

соответствии с программой учащиеся помимо урочной деятельности вовлекаются во внеурочную. Одной из наиболее рас пространенных форм внеурочной деятельности являются кружковые занятия по художественному труду, основная форма проведения занятий которых — выполнение индивидуального задания, также используется коллективное выполнение общего задания. На занятиях используются такие методы обучения, как демонстрация техники выполнения работ, иллюстраций и готовых изделий, беседы, дискуссии, познавательные игры, соревнования, проектная деятельность. Знания, полученные младшими школьниками в процессе обучения, контролируются посредством опроса теоретического материала, оценки изготовленных изделий, проведения различных выставок. Наиболее одаренные учащиеся получают дополнительные индивидуальные или усложненные задания.

В заключение отметим, что учебные предметы, содержание которых построено на изучении каких-либо видов искусства, достаточно широко представлены в учебных планах школ всех типов. Вместе с тем учитель не всегда готов к реализации процесса образования младших школьников средствами искусства, не всегда осознает, а, следовательно, и реализует поставленные цели. Искусство в школе часто бывает представлено несколько однобоко: в некоторых случаях наблюдается ярко выраженная обучающая направленность в ущерб воспитательной. В такой ситуации младшие школьники осваивают основы изобразительного искусства, песенного творчества, хореографии и др., не постигая их духов несимволической сущности, не осознавая культурной ценности, следовательно, не усваивая ценностной основы искусства, что говорит о том, что цели приобщения учащихся к искусству не достигнуты. В других случаях, наоборот, воспитательные функции искусства доминируют над образовательными, что приводит к достаточно высокому уровню развития эмоциональной сферы школьников. Но такой путь также не ведет к достижению поставленных целей, так как эстетический кругозор, вся когнитивная и деятельностная сфера учащихся развиваются хаотично, отрывочно, а не целенаправленно и систематично, что отрицательно сказывается на результате — полно ценном процессе формирования духовной, нравственной и эстетической культуры младшего школьника. Убеждены в том, что современная система образования должна строиться в соответствии с принципами культуросообразности и культуротворчества: человек должен не просто войти в мир взаимодействия различных культур, но уметь оценивать и избирать приемлемые для него культурные образцы, не только постичь и усвоить ценности какой-то куль туры, но уметь на основе полученной ин формации самостоятельно творить мир собственной культуры.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Бакланова Т.И. Основные направления развития традиционной художественной куль туры России // Особенности народной художе ственной культуры Белгородчины и ее развитие

современных условиях: Тез. докл. и выступле ний на науч.практ. конф. Белгород, 1995. С. 9–18.

Межвузовская кнференция молодых уче ных, аспирантов и докторантов «Духовная жизнь и культура российской провинции», (26–27 окт. 2001 г.) / Редкол. В.П. Римский и др. Белгород: БелГУ, 2001. 324 с.

Борисенков В.П. Поликультурное образо вательное пространство России: история, тео рия, основы проектирования: Монография / В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк. М.; Ростов н/Д: Издво РГПУ, 2004. 576 с.

Шабалдас А.Е. Теория и практика форми рования личности школьника в поликультурной среде: Дис. ... дра пед. наук. Ставрополь, 2006. 318 с.

Наши рекомендации