Моторная алалия и сенсорная алалия

Критерии сравнения Моторная алалия Сенсорная алалия
Восприятие речи Сохранно на перцептивном уровне Грубо нарушено
Понимание речи Соответствует возрасту, возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции Нарушено, может незначительно улучшаться при зрительном восприятии артикуляции говорящего
Слуховое внимание Сохранно Нарушено
Эхолалия Отсутствует Присутствует
Повторение услышанного Затруднения в повторении слова, фразы Повторение без понимания смысла проговоренного слова
Коммуникация Отмечается стремление к языковой коммуникации (невербальной и вербальной) Нежелание (и невозможность) вступать в общение
Мимико-жестикуляторная речь Активное использование жестов, выразительная мимика Отсутствие жестов и амимичность или невыразительность мимики
Наличие компенсаторных средств Как компенсаторные средства выступают мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты» Отсутствие компенсаторных средств
Динамика улучшения речи Отмечается динамика в овладении речью при ее спонтанном и направленном формировании Крайне низкий темп при направленном формировании речи

Моторная алалия и нарушения слуха

Критерии сравнения Моторная алалия Нарушения слуха
Слух Слуховая функция сохранна Слуховая функция нарушена
Спонтанное овладение речью Некоторая возможность спонтанного усвоения речи (хотя речь ограниченная и в целом дефектно проявляющаяся) Вне специального обучения речь не формируется
Экспрессивная речь Наличие отдельных слов-корней, псевдослов, звукоподражаний Отсутствие экспрессивной речи
Просодические компоненты речи Сохранны (мелодика речи, ритм, паузация, ударение) Нарушены
Мимико-жестовая речь Сопровождается словами, звукокомплексами, невербальными вокализациями Активно используется, но вербально не сопровождается

Моторная алалия и задержка речевого развития

Критерии сравнения Моторная алалия Задержка речевого развития
Темп овладения речью Задержка темпа нормального овладения речью сочетается с патологическими проявлениями – нарушениями структурно-функциональной стороны речи Задержка темпа речевого развития, его скачкообразность
Спонтанное усвоение языка Самостоятельно не может овладеть лексико-грамматическими обобщениями Самостоятельно может усвоить некоторые нормы родного языка
Импрессивная речь Затруднено понимание грамматических изменений слов, он смешивает квазиомонимы Хорошее понимание обращенной речи; в речи отсутствуют смешения в понимании значений сходно звучащих слов
Экспрессивная речь Нарушена программа высказывания. Стойкие грубые нарушения структуры слова, фразы (телеграфный стиль). Аграмматизм. С накоплением словаря аграмматизм усиливается Есть программа речевого высказывания. Отсутствуют грубые нарушения структуры слова и фразы, аграмматизм
Особенности динамики в коррекционной работе Невозможность преодоления дефекта без коррекционного воздействия. Возможны остаточные явления в школьном возрасте Способность к самостоятельному овладению речевыми обобщениями. Спонтанное преодоление речевой недостаточности. Коррекция направлена на звуковую сторону речи. Преодоление речевой недостаточности к школе
Анаттомо-физиологические особенности Нарушения ЦНС носят стойкий органический характер Нарушения ЦНС носят обратимый нейродинамический характер или не наблюдается
Особенности психической деятельности Иногда нуждается в преодолении речевого негативизма Сформирована мотивация деятельности, нет речевого негативизма

Наши рекомендации