Тематизированная рабочая программа для VI класса
I. Подготовительная часть урока
1. Основы знаний.
Тема 1/1 — обеспечение техники безопасности при выполнении упражнений.
Тема 2/6 — основы выполнения гимнастических упражнений, предусмотренных программой; страховка и помощь во время выполнения упражнений (дается непосредственно во время обучения упражнениям).
2. Передвижения. Тема 1/3 — строевой шаг.
3. Размыкания и смыкания.
Тема 1/3 — размыкание и смыкание налево. Тема 2/3 — размыкание и смыкание направо. Тема 3/3 — размыкание и смыкание от середины.
4. Общеразвивающие упражнения.
Тема 1/2 — ОРУ без предметов.
Тема 2/3 — ОРУ с использованием гимнастических скамеек. Тема 3/3 — ОРУ с гантелями.
Тема 4/3 — ОРУ у опоры. Тема 5/3 — ОРУ с обручем.
//. Основная часть урока
1. Акробатические упражнения.
Тема 1/2 — из стойки ноги врозь наклоном назад «мост» с помощью.
Тема 2/3 — комбинация для совершенствования и контрольного урока (отдельно для мальчиков и девочек).
2. Прыжки.
Тема 1/4 — прыжок ноги врозь через козла в ширину на высоте 100-110см.
3. Упражнения в равновесии (девочки).
Тема 1/3 — учебная комбинация 1.
Тема 2/2 — учебная комбинация 2.
Тема 3/3 — комбинация для совершенствования и контрольного урока.
4. Упражнения на низкой перекладине (мальчики).
Тема 1/2 — упор сзади.
Тема 2/3 — подъем переворотом махом одной, толчком другой. Тема 3/3 — комбинация для совершенствования и контрольного урока.
5. Упражнения на брусьях (мальчики).
Тема 1/2 — размахивание на предплечьях.
Тема 2/1 — размахивание в упоре на руках.
Тема 3/2 — размахивание в упоре.
Тема 4/3 — комбинация для совершенствования и контрольного урока.
6. Упражнения на брусьях р/в (девочки).
Тема 1/2 — из виса стоя прыжком упор на н/ж.
Тема 2/2 — из виса на в/ж размахивание изгибами.
Тема 3/3 — комбинация для совершенствования и контрольного урока.
7. Упражнения на развитие физических качеств.
Тема 1 — упражнения на развитие гибкости.
Тема 2 — упражнения на развитие силы отдельных групп мышц. Тема 3 — комплексное развитие физических качеств посредством круговой тренировки.
III. Заключительная часть урока
Тема 1 — успокаивающие упражнения. Тема 2 — отвлекающие упражнения. Тема 3 — домашние задания.
Тематизированная рабочая программадля VIIкласса
I. Подготовительная часть урока
1. Основы знаний.
Тема 1/1 — обеспечение техники безопасности при выполнении упражнений.
Тема 2/6 — основы выполнения гимнастических упражнений, предусмотренных программой; страховка и помощь (дается непосредственно во время обучения упражнениям).
2. Строевые приемы. Тема 1/2 — повороты на 45°.
3. Передвижения.
Тема 1/4 — изменение длины шага по командам «Полный шаг!» и «Пол-шага!».
4. Общеразвивающие упражнения.
Тема 1/3 — ОРУ без предметов (поточным способом). Тема 2/3 — ОРУ у опоры. Тема 3/2 — ОРУ со скакалками. Тема 4/2 — ОРУ с набивными мячами. Тема 5/4 — ритмическая гимнастика.
II. Основная часть урока
1. Акробатические упражнения.
Мальчики
Тема 1/2 — кувырки вперед в стойку на лопатках. Тема 2/3 — стойка на голове согнув ноги.
Тема 3/3 — комбинация для совершенствования навыков и контрольного урока. Девочки Тема 1/2 — кувырок назад в полушпагат.
Тема 2/3 — комбинация для совершенствования навыков и контрольного урока.
2. Прыжки.
Тема 1/4 — прыжок согнув ноги через козла в ширину (мальчики), прыжок ноги врозь через козла в ширину (девочки).
3. Упражнения в равновесии (девочки).
Тема 1/2 — расхождение вдвоем при встрече.
Тема 2/3 — учебная комбинация.
Тема 3/3 — комбинация для совершенствования и контрольного урока.
V
4. Упражнения на средней перекладине (мальчики).
Тема 1/2 — из упора ноги врозь правой (левой) поворот кругом перемахом левой (правой) назад.
Тема 2/2 — подъем переворотом толчком двумя.
Тема 3/3 — комбинация для совершенствования и контрольного урока.
5. Упражнения на брусьях (мальчики).
Тема 1/2 — из размахивания в упоре соскок махом назад. Тема 2/3 — комбинация для совершенствования и контрольного урока.
6. Упражнения на брусьях р/в (девочки).
Тема 1/4 — из виса стоя подъем переворотом на в/ж махом одной, толчком другой.
Тема 2/3 — комбинация для совершенствования навыков и контрольного урока.
7. Упражнения на развитие физических качеств.
Тема 1 — упражнения на гибкость.
Тема 2 — упражнения на развитие силы отдельных групп мышц.
Тема 3 — комплексное развитие физических качеств посредством круговой тренировки.
III. Заключительная часть урока
Тема 1 — успокаивающие упражнения. Тема 2 — отвлекающие упражнения. Тема 3 — домашние задания.
Тематизированная рабочая программадля VIIIкласса
/. Подготовительная часть урока
1. Основы знаний.
Тема 1/1 — обеспечение техники безопасности при выполнении упражнений.
Тема 2/1 — значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей.
Тема 3/1 — упражнения для самостоятельной тренировки.
Тема 4/6 — страховка и помощь во время занятий (дается непосредственно во время обучения упражнениям).
2. Передвижения.
Тема 1/3 — переход с шага на месте к передвижению по команде «Прямо!».
3. Общеразвивающие упражнения.
Тема 1/2 — ОРУ без предметов.
Тема 2/3 — ОРУ с обручем.
Тема 3/3 — ОРУ с гантелями.
Тема 4/2 — ОРУ у опоры.
Тема 5/4 — ритмическая гимнастика.
//. Основная часть урока
1. Акробатические упражнения.
Мальчики
Тема 1/1 — кувырок назад в упор стоя ноги врозь.
Тема 2/2 — длинный кувырок.
Тема 3/2 — стойка на голове.
Тема 4/3 — комбинация для совершенствования навыков и контрольного урока. Девочки
Тема 1/2 — «мост» и поворот кругом в упор стоя на одном колене.
Тема 2/4 — комбинация для совершенствования навыков и контрольного урока.
2. Прыжки.
Мальчики
Тема 1/4 — прыжок согнув ноги через козла в длину (высота 110-115 см). Девочки Тема 1/4 — прыжок боком с поворотом на 90° через коня в ширину.
3. Упражнения в равновесии.
Тема 1/4 — учебная комбинация.
Тема 2/4 — комбинация для совершенствования навыков и контрольного урока.
Тема 1/2 — из виса на одной вне подъем на одной в упор ноги врозь одной вне (упор верхом вне).
4. Упражнения на средней перекладине (мальчики).
Тема 2/1 — из виса на согнутых ногах опускание в упор присев через стойку на руках.
Тема 3/3 — комбинация для совершенствования навыков и контрольного урока.
5. Упражнения на брусьях (мальчики).
Тема 1/2 — из седа ноги врозь кувырок вперед в сед ноги врозь.
Тема 2/2 — из размахивания в упоре на предплечьях подъем махом назад в сед ноги врозь.
Тема 3/3 — комбинация для совершенствования навыков и контрольного урока.
6. Упражнения на брусьях р/в (девочки).
Тема 1/6 — комбинация для совершенствования навыков и контрольного урока.
7. Упражнения на развитие физических качеств.
Тема 1 — упражнения на развитие гибкости.
Тема 2 — упражнения на развитие силы отдельных групп мышц.
Тема 3 — комплексное развитие физических качеств посредством круговой тренировки.
III. Заключительная часть урока
Тема 1 — успокаивающие упражнения. Тема 2 — отвлекающие упражнения. Тема 3 — домашние задания.
Тематизированная рабочая программадля IXкласса
/. Подготовительная часть урока
1. Основы знаний.
Тема 1/1 — обеспечение техники безопасности. Тема 2/1 — упражнения для самостоятельной тренировки. Тема 3/6 — страховка и помощь во время занятий (дается непосредственно во время обучения упражнениям).
2. Передвижения.
Тема 1/3 — передвижение вперед (назад, в сторону) на определенное количество шагов по команде: «Два (три, четыре и т. д.) шага вперед (назад, в сторону) шагом—МАРШ!».
3. Общеразвивающие упражнения.
Тема 1/2 — ОРУ без предметов (поточным способом). Тема 2/3 — ОРУ со скакалками. Тема 3/3 — ОРУ с гантелями. Тема 4/2 — ОРУ со скамейками. Тема 5/4 — ритмическая гимнастика.
II. Основная часть урока
1. Акробатические упражнения.
Мальчики Тема 1/3 — из упора присев силой стойка на голове. Тема 2/2 — с трех шагов разбега кувырок вперед прыжком. Тема 3/3 — комбинация для совершенствования навыков и контрольного урока.
Девочки Тема 1/4 — равновесие на одной, выпад вперед и кувырок вперед. Тема 2/4 — комбинация для совершенствования и контрольного урока.
2. Прыжки.
Мальчики
Тема 1/4 — прыжок согнув ноги через козла в длину (высота 115 см). Девочки Тема 1/4 — прыжок боком через коня в ширину (высота 110 см).
3. Упражнения в равновесии (девочки).
Тема 1/5 — комбинация для совершенствования навыков и контрольного урока.
4. Упражнения на высокой перекладине (мальчики).
Тема 1/1 — из виса подъем переворотом в упор силой и медленное опускание в вис.
Тема 2/2 — из виса на одной (виса завесом) подъем в упор ноги врозь (упор верхом).
Тема 3/3 — комбинация для совершенствования навыков и контрольного урока.
5. Упражнения на брусьях (мальчики).
Тема 1/1 — из размахивания в упоре сгибание и разгибание рук на махе вперед.
Тема 2/2 — из размахивания в упоре на предплечьях подъем махом вперед в сед ноги врозь.
Тема 3/3 — комбинация для совершенствования навыков и контрольного урока.
6. Упражнения на брусьях р/в (девочки).
Тема 1/3 — вис прогнувшись на н/ж с опорой ступнями о в/ж и переворот в упор на н/ж.
Тема 2/4 — комбинация для совершенствования навыков и контрольного урока.
7. Упражнения на развитие физических качеств.
Тема 1 — упражнения на развитие гибкости.
Тема 2 — упражнения на развитие силы отдельных мышечных групп.
Тема 3 — комплексное развитие физических качеств посредством круговой тренировки.
///. Заключительная часть урока
Тема 1 — успокаивающие упражнения. Тема 2 — отвлекающие упражнения. Тема 3 — домашние задания.
2.5. ДОКУМЕНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ X-XI КЛАССОВ
В старших классах продолжается более углубленное изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений: в висах и упорах, опорных прыжках, акробатике, общеразвиваю-щих и строевых упражнениях. Вместе с тем в программный материал включены новые для освоения гимнастические упражнения.
На занятиях с юношами используются новые общеразвиваю-щие упражнения силовой направленности: с гантелями, гирями, на гимнастической стенке, скамейке и тренажерах; на занятиях с девушками — более сложные упражнения с предметами: скакалками, обручем, мячом.
Большей координационной сложностью отличаются общераз-вивающие упражнения без предметов, проведение их поточным и проходным способами, включение комплексов ритмической гимнастики.
Гимнастические упражнения в старших классах направлены прежде всего на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных групп мышц. В этом плане их отличает большая избирательная направленность. Материал программы включает также большой набор упражнений, влияющих на развитие различных координационных способностей и гибкости.
Гимнастические упражнения имеют большое прикладное значение: для подготовки юношей к будущей трудовой деятельности и службе в армии, для девушек — для выполнения функции материнства и также для воспитания у них грациозности, красоты движений.
Во время уроков учитель должен обращать внимание учащихся на большие возможности гимнастических упражнений не только для развития физических способностей, но и воспитания волевых качеств (особенно в упражнениях на снарядах), формирования красивой осанки, фигуры, походки, поз. В этих целя'х он сообщает необходимые сведения о влиянии гимнастических упражнений и об особенностях методики самостоятельных занятий.
Задачи физического воспитания, решаемые в старших классах, возрастные и половые особенности юношей и девушек накладывают свою специфику на организацию и методику учебно-воспитательного процесса. Более отчетливо, чем в среднем школьном возрасте, проявляются различия между юношами и
девушками, что требует дифференцированного подхода к выбору средств, методов и организации занятий.
Большое внимание следует уделять оздоровительным и воспитательным задачам, которые решаются на каждом уроке в тесной взаимосвязи с образовательными задачами и развитием двигательных способностей.
Важным условием успешной работы учителя является грамотное планирование программного материала. Основой для планирования учебных занятий является материал по овладению двигательными умениями и навыками и развитию соответствующих кондиционных и координационных способностей.
Для контроля за ходом учебно-воспитательного процесса нужно планировать контрольные упражнения. Они выполняются по ходу овладения навыками для корректировки обучения, в конце периода изучения какого-то раздела для оценки эффективности овладения навыками.
Тематизированная рабочая программадля Xкласса
Юноши
I. Подготовительная часть урока
1. Основы знаний.
Тема 1/1 — обеспечение техники безопасности. Тема 2/2 — основы биомеханики гимнастических упражнений. Тема 3/3 — влияние упражнений на телосложение и функции организма.
2. Передвижения.
Тема 1/3 — поворот кругом в движении.
3. Общеразвивающие упражнения.
Тема 1/3 — ОРУ с гантелями.
Тема 2/4 — ОРУ у гимнастической стенки.
Тема 3/3 — ОРУ без предметов (проходным способом).
Тема 4/4 — ритмическая гимнастика.
II. Основная часть урока
1. Акробатические упражнения.
Тема 1/3 — стойка на руках махом одной, толчком другой.
Тема 2/3 — кувырок прыжком через препятствие на высоте 90 см.
Тема 3/3 — комбинация для совершенствования и контрольного урока.
2. Прыжки.
Тема 1/5 — прыжок ноги врозь, через коня в длину на высоте 115-120 см.
3. Упражнения на высокой перекладине.
Тема 1/3 — из виса подъем силой в упор.
Тема 2/4 — комбинация для совершенствования и контрольного урока.
4. Упражнения на брусьях.
Тема 1/2 — из размахивания в упоре сгибание и разгибание рук на махе назад.
Тема 2/1 — упор углом.
Тема 3/3 — из размахивания в упоре на руках подъем махом вперед в сед ноги врозь.
Тема 4/2 — соскок махом вперед (углом) вправо (влево).
Тема 5/4 — комбинация для совершенствования навыков и контрольного урока.
5. Упражнения на развитие физических качеств.
Тема 1 — упражнения на гибкость.
Тема 2 — упражнения на развитие силы отдельных мышечных групп.
Тема 3 — комплексное развитие физических качеств посредством круговой тренировки.
III. Заключительная часть урока Тема 1 — успокаивающие упражнения. Тема 2 — отвлекающие упражнения. Тема 3 — домашние задания.
Девушки I. Подготовительная часть урока
1. Основы знаний.
Тема 1/1 — обеспечение техники безопасности. Тема 2/2 — основы биомеханики гимнастических упражнений. Тема 3/3 — влияние упражнений на телосложение и функции организма.
2. Передвижения.
Тема 1/3 — поворот кругом в движении.
3. Общеразвивающие упражнения.
Тема 1/3 — ОРУ без предметов (поточным способом).
Тема 2/4 — ОРУ у опоры.
Тема 3/3 — ОРУ с обручем.
Тема 4/4 — ритмическая гимнастика.
II. Основная часть урока
1. Акробатические упражнения.
Тема 1/4 — комбинация для совершенствования и контрольного урока.
2. Прыжки.
Тема 1/4 — с косого разбега махом одной ноги, толчком другой прыжок углом через коня.
3. Упражнения в равновесии.
Тема 1/8 — комбинация для совершенствования навыков и контрольного урока.
4. Упражнения на брусьях р/в.
Тема 1/4 — из виса присев на н/ж подъем толчком двумя в упор на в/ж.
Тема 2/4 — комбинация для совершенствования навыков и контрольного урока.
5. Упражнения на развитие физических качеств.
Тема 1 — упражнения на гибкость.
Тема 2 — упражнения на развитие силы отдельных групп мышц.
Тема 3 — комплексное развитие физических качеств посредством круговой тренировки.
III. Заключительная часть урока
Тема 1 — успокаивающие упражнения. Тема 2 — отвлекающие упражнения. Тема 3 — домашние задания.