Управление и организация жизнедеятельности 3 страница

2.3. ПОЛУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В РАБОТЕ ПСИХОДИАГНОСТА И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Психодиагност-практик, пользуясь готовыми методика­ми, получает психологическую информацию в ситуации экспертизы или в ситуации оказания психологической по­мощи (Г.С. Абрамова).

В ситуации экспертизы взаимодействие клиента и психо­лога строится в зависимости от социального заказа. Клиент может оказаться в такой ситуации не по своей воле (напри­мер, медико-педагогический совет), поэтому он будет пре­дельно ориентирован на осознанное соблюдение социально одобренных форм поведения, т.е. будет стремиться действо­вать правильно.

Здесь требуется жесткая защищенность методик психо­лога-диагноста от возможной фальсификации. Психолог дол­жен понять, что на самом деле означает поведение подэкспертного, в то время как он сам в это время старается выглядеть «правильным».

В ситуации оказания психологической помощи взаимо­действие клиента и психолога строится по-другому. Если клиент уже начал формулировать свою психологическую задачу (а именно здесь и начинается реальное оказание пси­хологической помощи), то психолог встретится с открыто­стью, направленностью на сотрудничество. Клиент готов выполнять все инструкции, он вносит в них уточнения, переспрашивает, просит новых заданий. Эта ситуация резко повышает требования к личностным качествам психодиаг­носта, к его умению не смешивать профессиональную ра­боту и личные отношения с клиентами.

Эффективность диагностики значительно возрастает, если психолог знает о факторах риска, характеризующих психи­ческое развитие ребенка в каждом возрасте. Так, факторами риска в дошкольном возрастеможно считать следующие осо­бенности поведения:

— выраженную психотропную расторможенность; труд­ности выработки тормозных реакций и запретов, которые способствуют возрастным требованиям; трудности органи­зации поведения даже в игровых ситуациях;

— склонность ребенка к косметической лжи — приукра­шиванию ситуации, в которой он находится, к примитив­ным вымыслам, которые он использует как выход из зат­руднительного положения или конфликта; ребенок очень внушаем к неправильным формам поведения, иногда о нем говорят, что все дурное к нему так и липнет, ребенок ими­тирует отклонения в поведении сверстников, более старших детей или взрослых;

— инфантильные истероидные проявления с двигатель­ными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;

— импульсивность поведения, эмоциональная заражае­мость, вспыльчивость, которая обусловливает ссоры и дра­ки ребенка даже по незначительному поводу;

— реакции упрямого неподчинения и негативизма с оз­лобленностью, агрессией в ответ на наказания, замечания, запреты; энурез, энкопрез, побеги как реакции ответного протеста.

В младшем школьном возрастефакторами риска, кото­рые должны учитываться в прогностической психодиагнос­тике, являются следующие особенности поведения:

— сочетание низкой познавательной активности и лич­ностной незрелости, которые противоречат нарастающим требованиям асоциальной роли школьника;

— неуменьшающаяся двигательная расторможенность, которая сочетается с эйфорическим фоном настроения;

— повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям;

— акцентуация компонентов впечатлений: интерес к си­туациям, включающим агрессию, жестокость;

— наличие немотивированных колебаний настроения, конфликтности, взрывчатости, драчливости в ответ на не­значительные требования либо запреты; сопровождение та­ких аффективных вспышек выраженными вегетативно-со­судистыми реакциями, их завершением церебрастеническими явлениями;

— отрицательное отношение к занятиям: эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как отражение защитных реакций от­каза;

— реакции протеста, связанные с нежеланием занимать­ся в школе, отказ от занятий по самоподготовке, намерен­ное невыполнение домашних заданий «назло» взрослым; ги­перкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения — грубос­тью, злобными шалостями, невыполнением требований учи­теля;

— наличие к концу обучения в начальных классах массо­вой школы стойких пробелов в знаниях по основным разде­лам программы; невозможность усвоения дальнейших раз­делов программы за счет слабых интеллектуальных предпо­сылок с отсутствием интереса к учебе;

— нарастающее тяготение к асоциальным формам пове­дения под влиянием более старших детей и взрослых;

— дефекты воспитания в виде бесконтрольности, без­надзорности, грубой авторитарности, асоциального поведе­ния членов семьи.

Для подросткового возрастафакторами риска, оказыва­ющими влияние на психическое развитие ребенка, которые надо учитывать в прогностической диагностике, являются следующие:

— отсутствие редукции черт психической незрелости, т.е. сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации, неспособность воздействовать на нее, склон­ность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание. Невыраженность собственных волевых устано­вок, слабости функции самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста;

— некорригируемость поведения, которая обусловлена сочетанием инфантильности с аффективной возбуждаемос­тью, импрессивностью. В случаях акселерации полового со­зревания выраженная аффективная возбудимость часто пред­шествует первым признакам усиленного роста и полового метаморфоза и нередко значительно уменьшается при сти­хании интенсивности соматоэндокринной перестройки;

— ранние проявления влечений при интенсификации либо раннем возникновении полового метаморфоза. Повышенный интерес к сексуальным проблемам; у девочек — истероиформная окраска поведения, связанная с сексуальностью; у мальчиков — склонность к алкоголизации, агрессии, бро­дяжничеству;

— сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов, отрицательным отношением к учебе. Педагогическая запущенность определяется как органичес­кой слабостью интеллектуальных предпосылок, так и низ­кой работоспособностью, обусловленной препубертатной астенией;

— переориентация интересов на внешкольное окружение;

— поведение с легким усвоением внешних форм подрос­ткового поведения, стремление к имитации асоциальных форм взрослого образа жизни (ранние сексуальные эксцес­сы, упорное стремление к курению, алкоголизации и т. д.);

— неблагоприятные микросредовые условия (семейное, асоциальное окружение) как основа реакции имитации либо протеста;

— неадекватные условия обучения, препятствующие ус­воению программы.

Знание этих факторов позволяет психологу строить крат­косрочный или более длительный прогноз.

Прогностический диагноз по психологической информа­ции (что будет дальше?) в каждом конкретном случае будет основан на том теоретическом материале, на той концепции психической реальности, которой пользуется психолог. Дли­тельный прогноз определяется представлением психолога об устойчивых характеристиках личности, а кратковременный прогноз основывается на его представлениях об изменчивых характеристиках личности.

Один из возможных вариантов психологического про­гноза при оказании помощи — привлечение клиента к это­му процессу через информирование его о закономерностях психической реальности. Так, в младшем школьном возрас­тек благоприятным прогностическим факторам можно от­нести следующие:

— способность ребенка к выработке дисциплинирован­ных форм поведения в детском коллективе, умение тормо­зить свои желания;

— наряду со свойственной возрасту эмоциональной не­зрелостью появление познавательных интересов, принятие учебной деятельности как необходимой;

— стремление к самоутверждению, которое проявляется не нарушениями поведения, а занятиями спортом, в круж­ках и другими регламентированными формами деятельности.

В подростковом возрастепрогностически благоприятны­ми могут служить следующие факторы:

— гармоничность психофизического созревания;

— положительное отношение к труду или отдельным учебным предметам;

— целенаправленность во внеучебной деятельности;

— ориентация на социально положительного лидера в среде сверстников, адекватность поведения в школе и вне ее; корригируемость отдельных возрастных поведенческих реакций;

— устойчивость к неблагоприятным средствам влияния, появление реакции отрицательной имитации;

— невротический, с внутренними конфликтами пере­живания, а не психоподобный тип реагирования на психотравмирующую ситуацию.

Для юношеского возраста благоприятными прогности­ческими факторами можно считать следующие:

— умение вставать на точку зрения другого человека;

— способность принимать альтернативные точки зрения, отличные от собственной;

— способность безоценочного отношения к действиям другого человека;

— готовность к изменению типа реагирования;

— личностная рефлексия;

— положительное отношение к себе;

— сознательное принятие нравственных категорий как механизмов регуляций отношений между людьми (Г.С. Аб­рамова).

Контрольные вопросы

1. Какова разница между психодиагностикой как теоретической экспериментальной наукой и практической деятельностью?

2. С какой основной психологической категорией работает психолог-диагност? В чем сущность онтологического и деонтологического подходов к психодиагностике?

3. Каковы признаки благоприятного и неблагоприятного про­гнозов (в возрастном аспекте)?

4. Каким образом осуществляются построение и проверка диагностической гипотезы?

5. Каковы задачи психодиагностического обследования де­тей подростков?

Темы семинарских занятий

1. Психодиагностика как область практической деятельности психолога.

2. Школьная психодиагностика и ее специфика.

3. Требования к психодиагностическому исследованию, его процедура.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте инструкцию клиенту в ситуации экспертизы и ситуации психологической помощи.

2. Разработайте памятку по благоприятной и неблагоприят­ной прогностической информации о развитии ребенка (подрос­тка, взрослого).

3. Проанализируйте особенности восприятия ситуации пси­ходиагностики клиентом после проведения тестирования.

Литература

Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997.

Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М., 1989.

Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. М., 1985 Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.

Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981.

Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение лич­ности учащихся и ученических коллективов. М., 1988.

Глава 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Психологическое консультирование — непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в меж­личностных отношениях, где основным средством воздейст­вия является определенным образом организованная беседа (Алешина Ю.Е., 1993). Суть психологического консультиро­вания состоит в том, что психолог, пользуясь специальны­ми профессиональными научными знаниями, создает ус­ловия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач (Абрамова Г.С., 1996).

Критерием эффективности этого вида профессиональ­ной деятельности психолога является появление у другого человека новых переживаний по поводу своей задачи. С точ­ки зрения самого психолога, критерий эффективности это­го вида деятельности может быть найден по показателям соответствия его работы задачам другого человека. Такое со­ответствие (несоответствие) проверяется по шкале:

1. Психолог не способен быть внимательным прерывает клиента, пропускает важную информацию.

2. Действия психолога не конструктивны; он слишком старается воздействовать на другого человека.

3. Клиента не слышно или слышно очень мало; психолог реагирует больше сам на себя, а не на клиента.

4. Ответы психолога на воздействие клиента равны тому, что говорит клиент.

5. Суть задачи клиента понята психологом неверно, но через воздействие, все нарастающее по интенсивности, психо­лог вносит в задачу клиента нечто, облегчающее его со­стояние.

6. У психолога есть навыки внимания и воздействия че­рез эмпатичность и непосредственность,

7. Высочайший уровень — психолог присоединяется к клиенту, не теряя своей индивидуальности.

Психологическое воздействие в прогрессиях «человек-человек» часто напоминает процедуру консультирования, так как осуществляется в виде интервью. К числу таких профессий относятся деятельность врача, юриста, журна­листа, педагога, социолога, социального работника. Но их интервью отличаются как предметом взаимодействия, так и мерой воздействия на человека и ответственности за него. Психолог несет ответственность за проявление качеств пси­хической жизни клиента.

В психологическом консультировании психолог может опираться на различные теории и методические подходы. Наиболее популярными в практике психологического кон­сультирования являются глубинная психология — психо­анализ (3. Фрейд), индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (К. Юнг), транзактный анализ (Э. Берн) и др.; бихевиоризм — социальное научение, тре­нинг социальной компетентности, самообучение, когни­тивная терапия (А. Бандура); рационально-эмоциональная терапия (А. Эоллис) и др.; гуманистическое направление — гештальттерапия (Ф. Перлз), групповая терапия (К. Род­жерс), логотерапия (В. Франкл), психодрама (Дж. Морено).

Для каждого направления характерны специфические методические приемы, цели и задачи консультирования и область психической реальности, с которой работает пси­холог, позиции клиента и консультанта.

Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов. Существуют определенные принципы пове­дения, следование которым не только обеспечивает этич­ность профессиональной деятельности, но и является за­логом успешности психологического воздействия (Алеши­на Ю.Е., 1994).

Доброжелательное, безупречное отношение к клиенту. Под­разумевает не простое следование общепринятым нормам поведения, а умение внимательно слушать, оказывать не­обходимую психологическую поддержку, не осуждая, стараться понять клиента и помочь каждому, кто обращается за помощью.

Запрет давать советы. Жизнь каждого человека уникальна и непредсказуема. Поэтому невозможно при любом жизнен­ном и профессиональном опыте дать гарантированный со­вет. Кроме того, взяв на себя ответственность, психолог не способствует развитию личности консультируемого и его адекватному отношению к действительности и принятию собственной ответственности за все происходящее,

Анонимность. Означает, что любая информация, сооб­щенная клиентом психологу, не может быть, передана без его согласия кому-либо, за исключением случаев, специ­ально оговоренных законом (угроза жизни). Об этих прави­лах клиент предупреждается заранее.

Разграничение профессиональных и личностных отношений. Действие этого принципа связано с возникновением пере­носа (склонности пациента переносить на психотерапевта и отношения с ним свои проблемы и конфликты) и контр­переноса (склонности психотерапевта проецировать свои от­ношения со значимыми людьми, внутренние проблемы и кон­фликты на отношения с пациентом) (Фрейд 3., 1989). Дей­ствуя в процессе консультирования, эти феномены снижают его эффективность.

Включенность клиента в процесс консультирования. Яркое эмоциональное переживание и рефлексия беседы возмож­ны при условии полного понимания клиентом того, что обсуждается, логичности действий психолога и благоприят­ности психологической атмосферы.

Целью психологического консультирования является ока­зание психологической помощи клиенту. Разговор с психо­логом должен помочь человеку в решении проблем, их осоз­нании. Удовлетворенность клиента не всегда однозначно сви­детельствует об успехе беседы. Она определяется характером обсуждаемых проблем. Успех консультирования во многом зависит от того, сможет ли психолог профессионально выс­лушать клиента и расширить его представления о себе и собственной ситуации. Как отмечает Г.С. Абрамова (1997), цель психологического консультирования — культурно-про­дуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различ­ные стратегии поведения и способная анализировать ситуа­цию с различных точек зрения (табл. 4).

Таблица 4 Основные методические подходы к психологическому консультированию (по Г.С. Абрамовой)

Направление, его представи­тели Методические приемы, используемые в консультировании Основной метод и задача Цель — результат
I. Глубинная психология (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Берн) Анализ символов повседневности (направленная ассоциация клиен­та на заданное слово). Фрейдовская ошибка — ошибки, описки, об­молвки клиента, раскрывающие подсознательные переживания клиента. Анализ сновидений через поток свободных ассоциаций по поводу содержания сна. Анализ сопротивления клиента как проявление механизма вытесне­ния чего-либо. Анализ содержания переноса клиента (к чувствам) и контрпереноса Метод свободных ас­социаций. Выявление и изучение детских стереотипов поведения через рабо­ту с подсознанием Интерпретация сво­бодных мыслей и дей­ствий клиента в тер­минах психоана­лиза
II. Бихевио-ральное на­правление (Д. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура) Тренировка настойчивости (вопросы, ролевые игры, перечисление альтернатив). Моделирование социально-желательного поведения. Тренировка релаксации (уменьшение тревожности, страхов). Поощрение за желаемое поведение. Анализ дневниковых записей клиента. Составление программ профилактики рецидивов поведения Метод оперативного научения. Перевод субъектив­ных переживаний клиента в реально на­блюдаемые действия Изменение поведения клиента
III. Гуманисти­ческая психоло­гия (К. Род­жерс, Ф. Перлз, В. Франкл) Открытые и закрытые вопросы. Отражение чувств, пересказ, само­раскрытие психолога. Восприятие «здесь» и «теперь». Пустое крес­ло. Беседа с частью «Я». Диалог верхней (авторитарной) и нижней (с чувством вины) собаки. Фиксированное ощущение. Парадок­сальные намерения. Перемена отношения. Убеждение и призыв Метод эмпатического научения. Понять мир клиента и поддержать его во вре­мя ответственного решения Повышение ответст­венности человека за свои поступки, соци­альная самоактуализации

В процессе консультирования решаются следующие за­дачи:

— оценка уровня психического здоровья и определение показаний к другим способам психологической помощи;

— оказание профессиональной помощи в решении заяв­ленной клиентом проблемы;

— информирование клиента о его психологических осо­бенностях с целью более адекватного их использования;

— повышение общей психологической грамотности;

— мобилизация скрытых психологических ресурсов кли­ента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем;

— коррекция нарушений адаптации и личностных дис­гармоний;

— выявление основных направлений дальнейшего разви­тия личности.

Результатом консультирования является не столько об­легчение эмоционального состояния клиента, сколько пе­ревод тонуса жалобы клиента с других на самого себя. Это означает принятие ответственности клиентом за все проис­ходящее с ним на себя.

Психолог-консультант создает для нормального, психи­чески здорового клиента условия для нешаблонных дей­ствий, в. рамках культуры.

Психолог в процессе консультирования может занимать различные позиции: позиция равенства, позиция сверху и позиция снизу (Цзен И.В., Пахомов Ю.В., 1985).

В разных теоретических ориентациях консультанту при­писываются различные позиции, но, пожалуй, наиболее традиционной в консультировании является позиция ра­венства и партнерства по отношению к клиенту, хотя и в этом случае направляющая и определяющая роль остается за психологом. В случае равенства позиций с психологом в процессе консультирования клиент чувствует себя полно­правным партнером и поэтому активно и продуктивно ра­ботает наравне с психологом. У него нет оснований скры­вать или искажать какую-либо информацию о себе, по­скольку консультант открыт, не оценивает и не судит собеседника. В сущности, в позиции равенства и сам кон­сультант менее уязвим по отношению к клиенту, поскольку чем более авторитетен человек, чем более неприступную позицию он занимает, тем больше требований и ожиданий предъявляется к нему, тем труднее им соответствовать. Конечно, занимая позицию равенства, консультант не толь­ко выигрывает, но и теряет: ведь с авторитетом, занимаю­щим позицию сверху, больше считаются, к нему больше прислушиваются.

Однако не следует представлять позицию психолога во время приема и его поведение как нечто застывшее, неиз­менное. Хороший профессионал — это во многом актер, который умеет в случае необходимости занять позицию сверху, говоря о чем-то со знанием и авторитетом, или снизу, заигрывая с клиентом, стремясь повысить его само­оценку, подчеркнуть его знания и авторитет.

Стратегия психологического консультирования направ­лена на ориентацию клиента на принятие собственной вины и ответственности за происходящее; понимание, анализ и принятие собственных чувств как на единственную возмож­ность понимания себя и собственного поведения; подготов­ку более глубокого контакта с другим, отношения с кото­рым не складываются у клиента, с помощью использова­ния его чувств и переживаний как основы восстановления более доверительных отношений; планирование и осуще­ствление каких-то конкретных поведенческих шагов, на­правленных на изменение ситуации.

Осуществление такой стратегии опирается на два различ­ных аспекта работы консультанта, которые в какой-то мере являются синтезом принципов гуманистической и поведен­ческой психотерапии: 1) умение сопереживать, поддержи­вать, анализировать чувства клиента по отношению к бли­жайшим людям; 2) способность четко и конкретно тонизи­ровать изменения в жизни клиента, структурировать все, что он говорит и делает, давать обратную связь, корректи­ровать высказывания.

3.2. ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ИХ СПЕЦИФИКА

Психологическая консультация может проводиться в ин­дивидуальной и групповой формах. Групповые консульта­ции организуются после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологически­ми проблемами.

Индивидуальные консультации делятся на:

— однократные и многократные;

— консультации по личному обращению;

— в результате вызова, направления;

–– без дополнительного тестирования, с дополнитель­ным тестированием;

— без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов;

— изолированные и комбинированные с другими метода­ми психологической помощи (например, социально-психо­логический тренинг в промежутках между консультациями).

Кроме того, возможно выделение различных видов кон­сультаций в зависимости от теоретического подхода, в рам­ках которого работает психолог-консультант (когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ и др.).

По характеру решаемых задач различают возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, кризисное и другие виды психологического консультирова­ния.

Содержание индивидуального консультирования опреде­ляется заказом клиента. Оно опирается на рефлексию пси­хологом понятий нормы психического развития и позиции взаимодействия с клиентом. С точки зрения Г.С. Абрамовой, знание нормы позволяет психологу дифференцировать со­циальные, этические, нравственные и психологические за­дачи взаимодействия с клиентом и осознанно выбирать стра­тегию работы с ним.

Понятие нормы требует от психолога знания периодиза­ции психического развития, его механизмов на каждом кон­кретном этапе. В таком случае схема индивидуального кон­сультирования, с точки зрения психолога (клиента), будет представлена следующим образом: содержание задачи взаи­модействия (текст заказа) — механизмы психического раз­вития (психологическая задача), период психического раз­вития (возможность изменения) — содержание нормы пси­хического развития (выбор направления изменения).

Следовательно, анализируя возможности изменения кли­ента, психолог работает с задачами и резервами развития дан­ного человека на основе научных данных о содержании того или иного периода психического развития. Без рефлексии на содержание понятия нормы психического развития и связан­ных с ним понятий пограничных состояний и психического здоровья он утрачивает профессиональное видение ситуации взаимодействия с клиентом и будет строить отношения с кли­ентом в русле житейской или обыденной психологии.

В процессе индивидуальной работы с клиентом психо­логу приходится обращаться к сущности человека при фор­мулировке для клиента психологических задач, решать воп­рос о смысле жизни человека, что требует философского и морально-этического самоопределения психолога-кон­сультанта.

Групповое (чаще всего семейное) консультирование имеет целью исследование системы реально существующих отно­шений между людьми. Содержание этих отношений может быть самым различным, но для психолога важно перевести его на язык субъективной модальности каждого члена группы (что он думает, чувствует, хочет). Задачей психолога в груп­повом консультировании является нахождение предмета вза­имодействия членов группы, который мог бы связать субъек­тивные модальности членов группы. В ходе консультиро­вания выявляются также типы отношений (на основе какой-либо теоретической концепции), например Э. Берна, 3. Фрейда, В. Сатир, А.И. Захарова, А.Е. Личко и др., их содержание и устойчивость, иерархию, типы воздействия.

Группа в ситуации взаимодействия может выступать как коллективный клиент или как сочетание заказчика и пользо­вателей психологической информации. Схему исследования группы в психологическом консультировании можно пред­ставить следующим образом:

Предмет взаимодействия группы Психологическая информация и ее модальность
Устойчивые элементы в предмете взаимодействия.   Динамические элементы в пред­мете взаимодействия.   Современные воздействия членов группы друг на друга.   Выработка альтернатив в дейст­виях группы. Типы взаимодействия.     Индивидуальное состояние членов группы.   Мера воздействия.     Задачи и резервы развития всех членов группы.

Содержанием воздействия может быть информационно-просветительная работа психолога или совместная работа с другими специалистами над проблемами данной группы.

Специфика консультирования каждой группы (семья, детская группа и т.п.) определяется содержанием предмета взаимодействия.

Возрастно-психологическое консультирование имеет ос­новной целью контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержа­нии и периодизации этого процесса (Бурменская Т.Е., Карабанова О.А., Линдерс А.Г., 1990).

Его задачи отражаются в психолого-педагогическом на­значении:

1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участ­вующих в воспитании в проблеме возрастных индивидуаль­ных особенностей психического развития ребенка.

2. Своевременное первичное выделение детей с различ­ными отклонениями и нарушениями психического разви­тия, направление их к специалистам.

3. Предупреждение вторичных психологических осложне­ний у детей с ослабленным соматическим или нервно-пси­хическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и пси­хопрофилактике.

4. Составление рекомендаций по психолого-педагогичес­кой коррекции трудностей обучения, воспитания и обще­ния для учителей и родителей.

5. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье.

6. Коррекционная работа в специальных группах с деть­ми, родителями, педагогами. Психолого-педагогическое про­свещение населения.

Содержательная специфика возрастно-психологического консультирования концентрируется вокруг проблем психи­ческого развития ребенка. В соответствии с общей схемой возрастно-психологического консультирования полученные сведения группируются в четырех основных разделах: состо­яние здоровья; сведения об особенностях социальной обста­новки, в которой ребенок растет; данные об особенностях поведения и деятельности ребенка; дифференцированная ха­рактеристика развития познавательной и эмоционально-лич­ностной сфер ребенка. На основе полученных сведений пси­холог делает выводы:

— общая оценка уровня развития;

— сущность трудностей ребенка;

— степень их сложности;

— факторы, провоцирующие трудности;

— сферы воздействия с целью снижения остроты про­блемы;

— условно-вариантный прогноз развития.

Наши рекомендации