Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2;19–20)
Сораспятие Христу – вершина нравственного подвига человека, то есть известная жертвенность служения христианина, пронизанная Божественной любовью. Этот нравственный подвиг приносит и величайший плод: «живет во мне Христос»–теснейшее единение со Христом.
Итак, служение христиан, как в современном обществе, так и во все времена, есть соработничество Христу. Начинается оно с желания бескорыстной помощи ближнему, а верные признаки его – благодать и свет Царствия Христова, которые являются силою этого служения, которые переживают (воспринимают) участники этого служения, совершая его по закону духа жизни во Христе Иисусе, и сила действия которых в этом мире – плод победы Христа, распятого ради нас и воскресшего.
Литература
1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – К.: Изд-е Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, – 2009. – 1536 с.
2. Еп. Смоленский и Вяземский Пантелеимон. Люди помнят о Боге, но забыли о Христе // Журнал Московской Патриархии. – 2012. – №10. .– 48 с.
3. Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни // Поучения преподобного Серафима Саровского. М.: Правило веры, – 1999. – 384 с.
4. Слово о воплощении Бога – Слова // Святитель Афанасий Великий. Творения в 4т. Т.1.– М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря (Репринтное издание), – 1994. – 478 с.
5. Беседы на шестоднев // Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго архиепископа Кесарии Каппадокийския, часть1, М.: Паломник, – 1993. – 345 с.
6. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан Апологетик http://royallib.ru/book/tertullian_kvint/apologetik.html
7. Слово 38. На Богоявление или на Рождество Спасителя// Свт. Григорий Богослов. Собрание творений: В2 т. Т.1. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, – 2000. – 832 с.
8. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие.– СТСЛ, 2011. Репр.изд. (Киев,1915). – 144 с.
9. Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты: Собрание соч. в 7 томах, Т 1. – М.: Изд-е Донского монастыря и изд-ва «Правило веры», – 1993. – 570 с.
10. Преподобного и богоносного отца нашего Марка подвижника слово первое. О законе духовном, 200 глав.// В кн.: Слова духовно-нравственные преподобных отцов наших Марка подвижника Исаии отшельника Симеона нового богослова. – М.: Изд-во Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, «Паломник», «Правило веры», – 1995. – 608 с.
11. Преп. Иоанн Дамаскин. Рождественский канон, песнь 6, канон 2, тропарь 1// Минея, месяц декабрь. – М.: Московский Сретенский монастырь, Изд-во «Правило веры»,1997. – 672с. Репринтное воспроизведение издания Миния, месяц декембрий. – К.: Типография Киево-Печерской лавры, 1893.
12. Преп. Иоанн Дамаскин. Источник знания / Перевод с древнегреческого и комментарии Д.Е. Анфиногенова, А.А. Бронзова, А.И. Сагарды, Н.И. Сагарды. – М.: Индрик, – 2002. – 416 с. (ПСТБИ. Святоотеческое наследие.Т.5.)
13. Воскресная утреня 3гласа, седален по 1-м стихословии //Октоих. С 1-го гласа по 4-й. – М.: Правило веры, – 2012. – 712 с. Репринтное воспроизведение издания Октоих. М.: Синодальная типография, 1906.
14. Свт. Григорий Нисский. Большое огласительное слово/ Редакция перевода, план-конспект, примечание и послесловие Ю.А. Вестеля. – К.: «Пролог», – 2003. – 380 с.
15. Свт. Григорий Богослов. Собрание творений в 2 т.Т.1. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, (Классическая философская мысль) – 2000. – 832 с.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПО РАБОТЕ С РОДСТВЕННИКАМИ НАРКОЗАВИСИМЫХ ЛЮДЕЙ
протоиерей Алексей Шульгин,
духовник православного сестричества,
руководитель Душепопечительского Центра реабилитации
наркозависимых «Омофор», г. Новокузнецк:
Община сестер и братьев милосердия Православного сестричества святых преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары г. Новокузнецка представляет собой уникальный комплекс трех иерархически выстроенных структур – храма, сестричества и душепопечительского центра «Омофор» (далее ДПЦ). Комплекс имеет несколько миссий: социальное служение, миссионерская деятельность, работа приходской общины Марфо-Мариинского типа. Отличительной чертой ДПЦ является кропотливая работа с семьей наркозависимого. В результате 10-летней работы с наркозависимыми и их созависимыми родственниками на базе сестричества в августе 2011 года распоряжением правящего архиерея Аристарха, епископа Кемеровского и Новокузнецкого (от 05.08.2011 г. № 51) организован учебно-методический ресурсный центр по работе с родственниками наркозависимых людей.
В качестве основных направлений деятельности ресурсного центра – разработка методических материалов по работе с родственниками наркозависимых людей, организация на базе центра обучающих семинаров для клириков и мирян по помощи наркозависимым людям и их близким, проведение круглых столов по обмену опытов, стажировку сотрудников различных церковных организаций, занимающихся церковной реабилитацией.
Специфика работы сестричества состоит в том, что в реабилитации зависимых и созависимых участвуют братья и сестры милосердия – это волонтеры, специально обученные в условиях сестричества, методически образованные люди. Среди них – педагоги, психологи, врачи, фармацевты, медицинские сестры, инструкторы по физической культуре, а также представители других профессий.
Несомненно, решать сложную проблему зависимости и созависимости могут только компетентные специалисты. Таких специалистов катастрофически не хватает, но есть добровольцы – энтузиасты, которые могут быть обучены по нашим программам. Большой стаж работы в сфере душепопечения позволил нам не только вырастить своих специалистов, но дал знания и опыт как построить систему обучения таким образом, чтобы родители наркозвисимых не только исцелялись сами, но становились активными членами общества, а при их желании – братьями и сестрами милосердия.
Проблема помощи созависимым – междисципинарная, не решается в плоскости «человек – человек». Наркомания – духовно-нравственная проблема, за которой стоит дьявол. Поэтому противодействие наркотику – это противодействие ему. Проблема зависимости – созависимости – системная проблема и вопрос в том, в какой системе мы работаем. Мы считаем, что это проблема семьи. Наркотик поражает не только зависимого, но и его родственников, которые будучи созависимыми, служат интересам наркомана.
Душепопечительская община как милосердная сила способна противостоять страшной разрушительной силе наркомании в направлениях: образовательной, воспитательной, душепопечительной. Наркомания – психолого-педагогическая, религиозно – педагогическая, медицинская проблема. Если человек окунулся в мир зависимости и созависимости, то предлагать ему заняться каким-либо полезным делом (например, спортом) бесполезно. Для ломки сложившихся стереотипов взрослых сложившихся людей необходимы концептуальные и практические усилия.
Что мы можем предложить семье? Включение в общину – православное общение. Попадая в такую общину, семья открывает свои потенции как милосердная активная сила, способная противопостоять этой страшной проблеме. Наша работа построена на том, что мы делаем акцент на комплексном подходе: профилактической, образовательной и воспитательной работе.
В чем мы видим альтернативу, которую мы должны предложить семье и самому зависимому? Не предложить здоровый образ жизни, не предложить акции и частные альтернативы, хотя это уместно, но как частный подход, а в целом стратегически предложить иной более привлекательный образ жизни, человек видит то, о чем он не догадывался, что есть нечто такое в этой жизни, что он еще не испытал.
Наркомания в конечном счете – это проблема духовно-психолого-нравственно-педагогическая. Наркомания построена на принципе «бери от жизни все». Как изменить этот подход?
Работа по душепопечению в Сестричестве соответствует задаче, поставленной Патриархом, и состоит она в том, чтобы наши подопечные «осмыслили и приняли феномен веры не как историческую традицию, не как часть фольклора – милого, приятного, вводящего в уютную атмосферу прошлого со всей ее романтикой, а как реальный мировоззренческий вызов» [1].
В основе работы учебно – методического центра лежит целостная картина церковной жизни – пересечение духовных и социальных интересов. Марфо-Мариинский путь – особое сужение церкви, которое восходит к первохристиаским временам и смыслом имеет «нельзя служить Богу, не служа человеку и наоборот. Сочетание духовного и чеовеческого является Марфо-Мариинским путем. Именно в этом ключе мы стараемся решать проблему зависимости-созависимости, создавая общину синергическую, где все взаимодействует со всем, где очень важны механизмы самоуправления, тонкого кураторства, механизмы переориентации людей на социальную работу.
Те методики, которые мы применяем в этой работе, разработаны в недрах отечественной культуры. Основу системы работы составляют фундаментальные теории: развивающее обучение (как оно представлено в трудах Ушинского К.Д.) [3], методика Церкви (митрополит Амфилохий (Радович)), православная эстетика в трудах Бычкова В.В. Основополагающими концепциями являются православная педагогика, духовно-ориентированный диалог, теория и практика мыследеятельности. На стыке этих особых подходов, формируется синергический комплекс методических подходов.
Особо следует сказать о православном тьюторе. Он может работать только во Христе, но не напрямую, а опосредовано через мета-теоретическое педагогическое пространство, где осуществляется координация людей между собой.
Здесь проявляются два вида синергии: сотрудничество между Богом и человеком; и горизонтальное – между людьми – через метод. При этом руководитель (особенно священник) ставит во главу угла человеко-ориентированную систему управления, понимая, что главным приоритетом и результатом церковной работы является человек.
Управление любовью – требует нестандартных и непривычных подходов, особенно в среде иерархии и послушания. Но они не отрицают ни иерархии, ни послушания, но обладают следующим рядом специфических черт.
1. Умение слушать.
2. Умение видеть способности членов коллектива и пестовать их таланты.
3. Умение принимать людей такими, какие они есть и снисходить к их немощам.
4. Уметь обучать и расставлять людей в соответствии с их способностями.
5. Уметь делегировать полномочия.
6. Уметь контролировать во многом спонтанный процесс их исполнения.
7. Уметь в какой-то мере ущемлять свои полномочия ради общего дела.
8. Уметь мотивировать людей и поддерживать интерес на протяжении длительного времени, понимая, что управление любовью – процесс в достаточной мере рискованный. Но страх и обязанность манипулятивны. А приказать любить нельзя. Это приходится заслужить, вложив в дело свою любовь.
9. Необходимо чувствовать тонкую грань между угождением и любовью.
10. Из этого вытекает умение выстраивать стратегическую линию и видеть перспективу развития.
11. Необходимо развивать навык проактивного и креативного мышления.
Все эти навыки требуют расширения кругозора и связаны не только с пастырской, богословской компетентностью, но и с вдумчивой рецепцией так называемого светского опыта.
Основные из них:
– ознакомления с теорией менеджмента;
– педагогические, психологические, социологические знания;
– освоение методик воспитания людей в игровом, диалоговом, деятельностном и развивающем режиме.
Все вышесказанное подразумевает в построении «живинку в деле», которая мотивирует пастыря развиваться на этом пути и делает этот стиль руководства интересным и желанным.
Все это, безусловно, предполагает как данность богословское, литургическое измерение общинной жизни, хранение послушания и оживление жизни на приходе. Иными словами – развитие на Марфо-Мариинском пути.
«Одного только желаю я, чтобы те начала жизни, которые хранятся в учении Святой Православной Церкви, … господствуя над просвещением европейским и не вытесняя его, но, напротив, обнимая его своею полнотою, дали ему высший смысл и последнее развитие и чтобы та цельность бытия, которую мы замечаем в древней, была навсегда уделом настоящей и будущей нашей православной России.» [2].
Литература
1. Интервью Святейшего Патриарха Московский и всея Руси Кирилла для программы «Национальный интерес» (телеканал «Россия») [Электронный ресурс] http://www.religare.ru/2_69763.html – 2009.– 26 ноября 2010.
2. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России [Электронный ресурс] http://lib.pravmir.ru/library/readbook/292 – 11 апреля 2013.
3. Тюкова Е.В. Система развивающего обучения в трудах К.Д. Ушинского[Электронный ресурс] http://www.dslib.net/obw-pedagogika/sistema- razvivajuwego-obuchenija-v-trudah-k-d-ushinskogo.html – 4 апреля 2013.
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПО РАБОТЕ С РОДСТВЕННИКАМИ
НАРКОЗАВИСИМЫХ ЛЮДЕЙ
Молчанова Т.В.,