Физкультминутка-логоритмика. €

• Речевая подвижная игра «Рыба-мен». Импровизация дви­жений в такт стихотворению.

Захотела рыба-меч Воду надвое рассечь: Раз — сечет, два — сечет, А вода себе течет.

Уточнение артикуляции и произношения звука [н]. Буква Н

• Знакомство со звуком (согласный — не поется, твердый, произносится с помощью языка и верхних зубов, при этом из ноздрей выходит воздух).

• «Звукоедик»

Звукоедик прилетел и в словах звуки съел. Логопед предлагаег детям угадать, какие звуки съел Звукое­дик: ело.., зво.., ваго.., бато.., бидр.., бара.., пио.., патро... и т. д.

• «Назови первый и последний звук»: нос, банан, баран, ва­гон, насос, наган, нарзан, закон, рулон, стакан, сны, сон, зонт, бант, танк, окна и т. д.

• «Найди свою схему». Троим детям логопед раздает кар-58

тинки и просит выбрать нужную схему из трех моделей, изо­браженных на доске (слон, сон, танк).

• « Четвертый лишний». На доске — четыре картинки. В на­звании трех из них — звук [н], в названии одной — звук [н']. Дети должны выделить эту картинку и объяснить, чем она от­личается от остальных: танк — батон — нитки — окно. И т. д.

• «Договори слово»: мага.., ва.., ли.., ба.., сое.., ста.., ди.., мали.., кали.., обезья.., каби.., дуби.., пат.., ана... и т.д.

• «Составь предложение». Логопед предлагает детям соста­вить предложения с предлогом над по двум опорным словам, например: «Пчела легает над одуванчиком». И т. д.

Произнося предложение, дети выделяют предлог над.

Пары слов: пчела — одуванчик, самолет — лес, солнце — го­ры, птица — гнездо, белка — дерево, вертолет — облака, оса — голова, стрекоза — ручей и т. д.

• Знакомство с буквой Н: обведение по контуру, печата­ние ее пальцем на столе, составление из палочек, отыскива­ние в алфавите.

• Чтение слов: нота, ноты, Антон, Наташа, панама, окна, наша, наши.

• Преобразование слов: дам — вам — нам — наш — нас — нос — сон — сын — сыны — сны — сосны — сосна.

• Чтение слов по карточкам: пион, сани, кони, пони, нитки, носки, танк, гном, банк, носок, сынок, санки, ок­но, сны.

• «Отгадай загадку». Логопед загадывает загадку, а дети «пишут» отгадку синими и красными квадратиками.

Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (Книга)

• Преобразование слов, деление их на слоги, нахождение общей части: бант — банты — бантик — бантики. Работа выполняется на доске мелом.

Логопед. Какая часть в этих словах общая? (Бант.)

• Составление, чтение и анализ предложений: «У Антона гномик. На, Наташа, санки. У Вани танк».

Тематический цикл «Наш город»

(девятнадцатая неделя)

Беседа

Название города, главных улиц, площадей, парков; основ­ные достопримечательности; важнейшие предприятия. Лексико-грамматические игры и упражнения

• «В нашем городе». Составление распространенных пред­ложений.

В нашем городе много улиц. В нашем городе много (ка­ких?) красивых, зеленых, чистых, тихих, благоустроенных, широких, длинных улиц.

В нашем городе много домов. В нашем городе много (ка­ких?) больших, красивых, высоких, многоэтажных, камен­ных, нарядных домов.

В нашем городе много деревьев. В нашем городе много (каких?) зеленых, красивых, высоких, старых, роскошных де­ревьев.

В нашем городе много площадей. В нашем городе много (каких?) больших, нарядных, красивых, шумных площадей.

В нашем городе много людей. В нашем городе много (ка­ких?) хороших, смелых, трудолюбивых, добрых, веселых, за­мечательных людей. И т. д.

• «Распутай предложение». Работа с деформированными предложениями.

Находится, дом, площадь, перед.

Дом, возле, кинотеатр, есть.

Детский сад, угол, стоит, за.

Около, парикмахерская, дом, построили.

Рядом, рынок, с, дом.

• «Что у нас, а что у вас?» Усвоение степеней сравнения прилагательных. Логопед начинает предложение, а дети за­канчивают.

В нашем городе деревья высокие (зеленые, старые, боль­шие, роскошные), ... а в нашем городе еще выше.

В нашем городе улицы длинные (шумные, короткие, на­рядные, чистые, благоустроенные), ... а в нашем городе еще длиннее.

В нашем городе дома большие (белые, прекрасные, проч­ные), ... а в нашем городе еще больше.

В нашем городе люди добрые (веселые, храбрые, моло­дые, трудолюбивые, красивые), ... а в нашем городе еще добрее. И т. д.

• «Путешествие по городу». Логопед подбирает каждому ре­бенку по комплекту картинок и раскладывает их в разных местах помещения: представители разных профессий, бабуш­ка с ребенком, виды транспорта, цветы, площади, фонтаны и т. д. Дети «путешествуют» по городу, находят картинки и рассказывают об увиденном.

Развитие связной речи

• Составление рассказа-описания «Городок» по опорным предметным картинкам:

«Строители построили городок. В центре его — многоэтажные до­ма. Возле них — продуктовый магазин и библиотека. На окраине го­родка строители построили одноэтажные домики. Справа от них — больницу. Недалеко от больницы — школу. За городком строители со­орудили гаражи для автомобилей. Городок получился красивый».

Наши рекомендации