Физкультминутка-логоритмика.
• Речевая подвижная игра «Рыба-мен». Импровизация движений в такт стихотворению.
Захотела рыба-меч Воду надвое рассечь: Раз — сечет, два — сечет, А вода себе течет.
Уточнение артикуляции и произношения звука [н]. Буква Н
• Знакомство со звуком (согласный — не поется, твердый, произносится с помощью языка и верхних зубов, при этом из ноздрей выходит воздух).
• «Звукоедик»
Звукоедик прилетел и в словах звуки съел. Логопед предлагаег детям угадать, какие звуки съел Звукоедик: ело.., зво.., ваго.., бато.., бидр.., бара.., пио.., патро... и т. д.
• «Назови первый и последний звук»: нос, банан, баран, вагон, насос, наган, нарзан, закон, рулон, стакан, сны, сон, зонт, бант, танк, окна и т. д.
• «Найди свою схему». Троим детям логопед раздает кар-58
тинки и просит выбрать нужную схему из трех моделей, изображенных на доске (слон, сон, танк).
• « Четвертый лишний». На доске — четыре картинки. В названии трех из них — звук [н], в названии одной — звук [н']. Дети должны выделить эту картинку и объяснить, чем она отличается от остальных: танк — батон — нитки — окно. И т. д.
• «Договори слово»: мага.., ва.., ли.., ба.., сое.., ста.., ди.., мали.., кали.., обезья.., каби.., дуби.., пат.., ана... и т.д.
• «Составь предложение». Логопед предлагает детям составить предложения с предлогом над по двум опорным словам, например: «Пчела легает над одуванчиком». И т. д.
Произнося предложение, дети выделяют предлог над.
Пары слов: пчела — одуванчик, самолет — лес, солнце — горы, птица — гнездо, белка — дерево, вертолет — облака, оса — голова, стрекоза — ручей и т. д.
• Знакомство с буквой Н: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек, отыскивание в алфавите.
• Чтение слов: нота, ноты, Антон, Наташа, панама, окна, наша, наши.
• Преобразование слов: дам — вам — нам — наш — нас — нос — сон — сын — сыны — сны — сосны — сосна.
• Чтение слов по карточкам: пион, сани, кони, пони, нитки, носки, танк, гном, банк, носок, сынок, санки, окно, сны.
• «Отгадай загадку». Логопед загадывает загадку, а дети «пишут» отгадку синими и красными квадратиками.
Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (Книга)
• Преобразование слов, деление их на слоги, нахождение общей части: бант — банты — бантик — бантики. Работа выполняется на доске мелом.
Логопед. Какая часть в этих словах общая? (Бант.)
• Составление, чтение и анализ предложений: «У Антона гномик. На, Наташа, санки. У Вани танк».
Тематический цикл «Наш город»
(девятнадцатая неделя)
Беседа
Название города, главных улиц, площадей, парков; основные достопримечательности; важнейшие предприятия. Лексико-грамматические игры и упражнения
• «В нашем городе». Составление распространенных предложений.
В нашем городе много улиц. В нашем городе много (каких?) красивых, зеленых, чистых, тихих, благоустроенных, широких, длинных улиц.
В нашем городе много домов. В нашем городе много (каких?) больших, красивых, высоких, многоэтажных, каменных, нарядных домов.
В нашем городе много деревьев. В нашем городе много (каких?) зеленых, красивых, высоких, старых, роскошных деревьев.
В нашем городе много площадей. В нашем городе много (каких?) больших, нарядных, красивых, шумных площадей.
В нашем городе много людей. В нашем городе много (каких?) хороших, смелых, трудолюбивых, добрых, веселых, замечательных людей. И т. д.
• «Распутай предложение». Работа с деформированными предложениями.
Находится, дом, площадь, перед.
Дом, возле, кинотеатр, есть.
Детский сад, угол, стоит, за.
Около, парикмахерская, дом, построили.
Рядом, рынок, с, дом.
• «Что у нас, а что у вас?» Усвоение степеней сравнения прилагательных. Логопед начинает предложение, а дети заканчивают.
В нашем городе деревья высокие (зеленые, старые, большие, роскошные), ... а в нашем городе еще выше.
В нашем городе улицы длинные (шумные, короткие, нарядные, чистые, благоустроенные), ... а в нашем городе еще длиннее.
В нашем городе дома большие (белые, прекрасные, прочные), ... а в нашем городе еще больше.
В нашем городе люди добрые (веселые, храбрые, молодые, трудолюбивые, красивые), ... а в нашем городе еще добрее. И т. д.
• «Путешествие по городу». Логопед подбирает каждому ребенку по комплекту картинок и раскладывает их в разных местах помещения: представители разных профессий, бабушка с ребенком, виды транспорта, цветы, площади, фонтаны и т. д. Дети «путешествуют» по городу, находят картинки и рассказывают об увиденном.
Развитие связной речи
• Составление рассказа-описания «Городок» по опорным предметным картинкам:
«Строители построили городок. В центре его — многоэтажные дома. Возле них — продуктовый магазин и библиотека. На окраине городка строители построили одноэтажные домики. Справа от них — больницу. Недалеко от больницы — школу. За городком строители соорудили гаражи для автомобилей. Городок получился красивый».