Упражнения по словообразованию
Следуя изложенным выше видам методов, можно предложить школьникам разного рода задания-упражнения.
1. Подберите слова
– состоящие из разного количества морфем: 1 (там), 2 (где-то), 3 (окраска), 4 ( освещение), 5 (предсказать), 6 (предсказательница) и т. д.;
– заданной структуры (например: приставка, приставка, корень, суффикс, окончание – возобновление);
– соответствующие определенной словообразовательной модели, имеющие сходное родовое значение (например: номинации лиц по профессии: учитель, писатель, водитель…; летчик..., каменщик...; по месту жительства: воронежец..., курянин...; липчанин...; по национальности: гречанка, молдованка.., англичанин…).
2. Определите, в каком слове приставка ( суффикс или окончание) не выделяются, а в каком выделяются и почему (например: пролетая, заботливый, вымазав, направо, по-зимнему, красивее, блестящее, медвежий, обедать);
3. Напишите графический диктант (учитель диктует слова (например: единовластный, бесхитростность, разбросав, местожительство, разбежаться, розыск) ученики записывают их только схематически).
4. Дайте определение понятия «омонимичные корни». Объясните значение двух сходных омонимичных корней и распределите предлагаемые слова в соответствии с этим значением:
Вод – водяной, водный, вводный, водянистый, наводнение, водить, наводчик
Образец ответа
1)состоять из воды: водяной, водный, водянистый, наводнение;
2) руководить движением чего-либо: водить, наводчик, вводный;
Вин – вино, виноватый, винодел, обвинить, извинение, провинность, винный, невинный, обвинитель;
Вид — видоискатель, видоизменить, внутривидовой, грушевидный, подвид, видообразование, разновидность, межвидовой.
5. Слова какой части речи следует записать в 1- ю строку, 2-ю, 3-ю, 4-ю?
-ил-; ел-; -ал; -нул;
-ивший, -евший, -авший, -нувший;
- я; -а;- в, -вши, -ши;
- ющий, -ащий, -емый, -имый.
6. Укажите, есть ли орфограммы в значимых частях слова, объясните правописание: презабавный, налево, деревянный, серебряный, несущий, раненый (солдат), раненный (в ногу).
7. Составьте словообразовательную цепочку (гора → горный → горняк → горняцкий → по-горняцки);
8. Найдите ошибку в словообразовательной цепочке. Назовите слово, пропущенное в цепочке, и аргументируйте свой ответ: диво – дивить – удивить – удивительно; ходить – походить – поход – по-походному.
9. Постройте словообразовательные гнезда слов «дух», «дым», «орган», «греть».
Игровые упражнения
1. Игра «Третий лишний»
– работа с корнями слов: определите, какое слово является лишним, и объясните, почему это так: сторож, сторожил, старожил; долина, даль, удалить; клюв, клевать, поклевка; просветить, посвятить, просвещение; левый, лев, налево; лес, лестница, лесничий;.
– работа с суффиксами слов: определите, какое слово является лишним, и объясните, почему это так: истинный, глубинный, голубиный; балованный, корчеванный, жеваный; желанный, священный, незваный;
– работа с приставками: определите, какое слово является лишним, и объясните, почему это так: разырать, подыскать, контригра; безвредный, бессвязный, бесхарактерный.
2. Игра "Соберите слово":
1) корень мой в цене; приставка в очерке, суффикс в тетрадке, я же - в журнале (оценка);
2) то, что сейчас находится рядом со зданием, где вы учитесь: приставка его в слове привезти, корень – в слове школьница, окончание в слове прелестный, суффикс в слове конный (пришкольный);
3)это слово обозначает то, что учитель делает на каждом уроке: приставка в слове обдумать, корень – ясно, суффиксы – пилить (объяснить).
3.Выборочный диктант с последующим анализом однокоренных слов (может использоваться на уроках закрепления); в качестве примера текста приведем шуточное стихотворение:
Шел Прогульщик на прогулку,
Шел и песенку свистел,
Захотел Прогульщик булку
И баранку захотел.
Захотел он шоколадку,
Полизал бы леденцов…
Но прогуливал буфетчик,
И не видно продавцов.
И гулял киномеханик –
Не показывал кино,
Футболисты и артисты
Прогуляли заодно…
И обиделся Прогульщик!
И Прогульщик не смолчал!
И прогульщикам Прогульщик
«Вы – прогульщики!» – кричал.