Схема оформления визитной карточки учреждении

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Магистров 1 курса

Обучающихся по специальности

«педагогический менеджмент»

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи практики.

2. Содержание практики

3. Анализ уставных документов образовательного учреждения

4. Анализ системы управления структурным

подразделением образовательного учреждения

5. Анализ функциональных обязанностей

руководителя структурного подразделения

образовательного учреждения и способов их реализации.

6. Анализ инновационной деятельности учреждения, в том числе, внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов


Цели и задачи практики

Цель: включение студентов в реальное управление педагогической системой в качестве стажеров на основе актуализации их теоретических знаний и ознакомления с конкретными должностными обязанностями одного из руководителей образовательного учреждения.

Задачи:

1) ознакомление студентов со спецификой содержания и организации образовательно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;

2) знакомство с соотношением общественного, педагогического, административного управления;

3) практическое изучение основ организации административного управления;

4) ознакомление с функциональными обязанностями руководителя образовательного учреждения;

5) формирование у студентов понимания напряженности и сложности педагогического управления, его определяющей роли в функционировании образовательного учреждения.

Педагогическая практика проводится на базе образовательных учреждений различного типа по выбору магистранта.

Особенностью педагогической практики является ее ознакомительный характер.

Базами проведения практики являются:

¾ Общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи).

¾ Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дошкольные детские дома, школьно-дошкольные детские дома, школы-интернаты, детские дома-школы, социальные приюты, социальные гостиницы).

¾ Специальные (коррекционные) образовательные учреждения школы I-VIII вида.

¾ Специальные (коррекционные) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

¾ Учреждения здравоохранения.

¾ Учреждения дополнительного образования.

¾ Психолого-медико-социально-педагогические центры.

¾ Социальные центры семьи

Содержание практики

1. Подготовительный этап включает в себя решение всех организационных вопросов. Он начинается с установочного семинара, который проводится руководителем практики.

2. Основной этап включает знакомство студента с учреждением, в котором он будет проходить практику, составлением плана работы, планированием практической деятельности. В течение основного этапа студент выполняет основные задания практики, анализирует и обсуждает с руководителем полученные результаты, определяет тему своего выступления на заключительной конференции.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1) Изучить документацию, регламентирующую деятельность учреждения и отражающую общие направления его работы, в том числе, Устав учреждения, Программу развития учреждения.

2) Познакомиться с вопросами, которые обсуждаются на Административном совете учреждения.

3) Выяснить методическую тему (если есть – тему экспериментальной работы), над которой работает образовательное учреждение, кто является инициатором, кто организатором работы над методической темой (темой эксперимента). Познакомиться с планом работы над методической темой и установить, выполняется ли этот план, насколько активно и эффективно ведётся работа, как она влияет на успешность функционирования учреждения.

4) Изучить документацию руководителя одного из подразделений, отражающую работу с педагогами, с детьми.

5) Составить интервью и провести его с одним из администраторов. Выяснить в интервью, от каких видов деятельности интервьюируемый получает наибольшее удовлетворение, какие виды деятельности вызывают затруднения, в чём он видит свой вклад в инновационное развитие учреждения.

6) Изучить должностные обязанности руководителя, проанализировать их и сопоставить с ведущими задачами функционирования и развития образовательного учреждения.

7) Наблюдать за деятельностью администратора в течение одного рабочего дня. Заполнить таблицу

Время Действия руководителя Решаемые задачи Выполняемая функция
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Подвести итог:

Каковы главные выполняемые функции руководителя.

Насколько эффективно расходуется время руководителя в течение рабочего дня. Насколько содержание деятельности связано с должностными обязанностями администратора.

8) Включиться в реальную управленческую деятельность в качестве стажёра (6-8 часов за период практики).

9) Понаблюдать за общением педагогов, за проявлениями характера взаимоотношений и сделать вывод о микроклимате педагогического коллектива.

10) Проанализировать план работы школы за текущий месяц, соотнести его с Программой развития учреждения.

11) Посетить урок, занятие по внеурочной деятельности. Заполнить карту наблюдения (Приложение 4) и оценить степень внедрения ФГОС в текущую образовательную деятельность.

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЁТА ПО ПРАКТИКЕ:

1) оформить визитную карточку учреждения (не более, чем на одну страницу);

2) привести список изученной документации;

3) проанализировать, какие вопросы, главным образом, решаются на административном совете;

4) сделать анализ работы образовательного учреждения над методической темой (Приложение 2);

5) сделать анализ экспериментальной работы учреждения, если она ведётся (Приложение 3);

6) зафиксировать должностные обязанности администратора учреждения (руководителя подразделения, директора, завуча и пр.), сделать вывод об основном содержании деятельности администратора;

7) привести вопросы интервью с администратором учреждения и его результаты; обозначить ведущие проблемы и потребности руководителя учреждения;

8) предоставить результаты наблюдения «Рабочий день администратора образовательного учреждения», сделать выводы о распределении времени в ходе рабочего дня

9) зафиксировать в дневнике в свободной форме все виды работ, в которых принимал (а) участие в качестве стажёра.

10) Охарактеризовать микроклимат педагогического коллектива.

11) Охарактеризовать, в чём состоит внедрение инноваций, в том числе ФГОС, в систему работы учреждения, используя материалы бесед, посещения уроков, внеурочной деятельности.

3. Итоговый этап включает оформление студентом отчета по практике, получение им характеристики от руководителя учреждения (заверенной печатью учреждения), с оценкой работы практиканта. Проводится итоговая конференция по практике.

В результате, практиканты получают целостное представление о специфике профессиональной деятельности администратора образовательного учреждения.

Приложение 1.

Схема оформления визитной карточки учреждении

1. Краткие сведения об истории, традициях, наследии ОУ.

2. Численность воспитанников (учащихся) и характеристика контингента.

3. Структура ОУ.

4. Число групп воспитанников.

5. Количество педагогов (общее и дифференцированное по образованию).

6. Режим работы ОУ.

7. Схема дня (что происходит в течение дня).

8. Характеристика наиболее сильных сторон и ярких достижений ОУ.

9. Внешние связи учреждения. Наличие (или отсутствие) творческих контактов.

10. Состояние материально-технической базы (спортзал и стадион, актовый зал, количество и оснащенность кабинетов, фонд библиотеки и т.п.).

Приложение 2.

Наши рекомендации