Перечень вопросов к экзамену. поучебной дисциплине «Научно-методические службы библиотек»
поучебной дисциплине «Научно-методические службы библиотек»
1. Научно–методические службы библиотек: история становления, современное состояние.
2. Библиотечное законодательство, деятельность научно–методической службы в контексте базовых, отраслевых и смежных законов.
3. Нормативно–регламентирующее обеспечение деятельности библиотек: стандарты, нормы, инструкции, типовые положения и правила.
4. Внутренняя нормативная правовая документация библиотеки. Перечислить и охарактеризовать пакет локальных документов.
5. Научно–методическая работа: цели и задачи.
6. Формы и методы научно–методической работы.
7. Основные принципы методической деятельности библиотек на современном этапе.
8. Библиотека как объект научно–методического обеспечения: системный подход.
9. Система научно–методического обеспечения библиотек Республики Беларусь.
10. Координация научно–методической деятельности в Республике Беларусь. Национальная библиотека Беларуси как координационный научно-методический центр для библиотек республики.
11. Анализ первичных документов и публикаций библиотеки, его значение для осуществления научно–методического обеспечения библиотечной деятельности.
12. Подготовка письменного заключения по результатам анализа первичных документов и публикаций библиотеки: общие требования к содержанию.
13. Статистический анализ: сущность и значение в методическом обеспечении деятельности библиотек.
14. Обследование библиотеки как метод анализа библиотечной практики: организационный аспект.
15. Фронтальное обследование библиотеки: задачи, алгоритм проведения, подведение итогов.
16. Тематическое обследование библиотеки: задачи, алгоритм проведения, подведение итогов.
17. Оформление результатов проведенного обследования библиотеки, процедура информирования её коллектива.
18. Библиотечный мониторинг: применение в деятельности научно–методических служб.
19. Формы государственной статистической отчетности публичных библиотек системы Министерства культуры: целевое назначение, процедура заполнения.
20. Обзор деятельности библиотек: процедура сбора и обработки информации, требования к содержанию.
21. Научно–методическое обеспечение инновационного развития библиотек, характеристика системы: «библиотекарь – новация – методист – инновация – библиотекарь».
22. Методы изучения библиотечных новшеств.
23. Командировка как форма оказания методической помощи библиотекам, методика подготовки.
24. Процедура подведения итогов командировки, заключительный документ (аналитическая справка).
25. Методическое консультирование: устные консультации.
26. Методическое консультирование: письменные консультации.
27. Методико–библиографические материалы, составляемые научно–методическими службами: назначение, виды, требования к содержанию.
28. Организация работы по повышению квалификации библиотечного персонала как одна из ведущих функций научно–методической службы: формы профессионализации кадров.
29. Научно–практическая конференция: цель, методика организации и проведения.
30. Методика подготовки и проведения семинаров на базе библиотек.
31. Активные формы повышения квалификации.
32. Методика проведения деловой игры.
33. Состязательные формы повышения квалификации: организационно–методический аспект. Практика проведения Республиканского конкурса «Бібліятэка – асяродак нацыянальнай культуры».
34. Методика проведения аттестации библиотечных кадров.
35. Основные требования к методическому консультированию.
36. Повышение квалификации библиотечных кадров Республики Беларусь: традиции и новации.
37. Научно–методические службы сетей публичных библиотек системы Министерства культуры:: организационная форма, штат, информационное и материально–техническое обеспечение.
38. Методическое обеспечение библиографической деятельности: организация, задачи, основные направления.
39. Планирование деятельности научно–методической службы.
40. Нормы времени, их значение и применение в деятельности библиотеки.
41. Подсобный фонд научно–методической службы: содержательный аспект.
42. Методическое обеспечение научно-исследовательской деятельности.
43. Виртуальные методические службы библиотек. Основные направления
деятельности.
44. Вебинар как разновидность онлайн-семинара, веб-конференции, презентации
в режиме реального времени.
Преподаватель
_____Н.В. Болукова
Рассмотрены на заседании
кафедры теории и истории ИДК
протокол № ___ от _________ 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой
теории и истории ИДК
____________ В.А.Касап
___ __________ 2015 г.