Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста при подготовке руки к письму
Декабрь 22nd, 2015 admin
Из опыта работы
«Развитие мелкой моторики рук
детей старшего дошкольного возраста
при подготовке руки к письму»
Тропынина Светлана Герасимовна,
воспитатель МБДОУ № 103,
г. Нижний Новгород
Введение
1. Теоретические основы определения развития навыков письма у детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Взгляд исследователей на проблему подготовки руки к письму.
2. Экспериментальная работа по развитию мелкой моторики руки при подготовке руки ребенка к письму.
2.1. Цель и задачи работы по подготовке руки ребенка к письму.
2.2. Выявление исходного уровня мелкой моторики руки.
2.3. Разработка системы работы по развитию мелкой моторики при подготовке руки к письму детей старшего дошкольного возраста.
2.4. Сравнительный анализ уровня развития мелкой моторики руки у детей.
Заключение
Введение
В настоящее время в детских дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму.Это связанно с тем, что обычными стали ситуации, когда ребенок уже учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объемом письменных заданий учителя.
Дети, испытывающие трудности обучения письму, требуют особого внимания. Они осложняют работу в классе, замедляют общий темп, требуют индивидуального подхода.
В педагогической литературе проблеме подготовки руки к письму уделяется особое внимание и предлагается комплекс мер, способствующих развитию движений пальцев рук. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г., Щербинина С.В. в книге «Развиваем руки, чтобы учиться писать красиво и красиво рисовать», (Ярославль,1997г.) пишут, что развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с года до самой школы, и рекомендуют малышам упражнения, доступные их возрасту. Детям 5-летнего возраста для развития ручной умелости авторами предлагается освоение различных видов плетений из бумаги и тесьмы, работа с ножницами по вырезыванию фигурок, шитье. Много внимания в книге уделяется пальчиковой гимнастике, выполнение которой сопровождается стихотворной речью.
Подобного рода упражнения на согласование стихотворной речи с движениями пальчиков рекомендует и В.В. Цвынтарный в пособии «Играем пальчиками и развиваем речь» (СПб., 1996г.) указывая, что такие упражнения активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, воспитывают координацию и развивают речь.
Триггер Р.Д. и Владимирова Е.В. в пособии «Я учусь писать» (М.,1994г.) указывают на то, что подготовку ребенка к обучению каллиграфии необходимо вести в нескольких направлениях. Они предлагают заниматься упражнениями по ориентировке на листе бумаги, формированием графических навыков и т.д. Таким образом, обосновывая подход к развитию кисти руки как к комплексному и заблаговременному.
Все эти авторы ссылаются на широко известные исследования профессора Кольцовой М.М., которая путем экспериментов установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движения рук.