Новизна дидактической системы Л.В. Занкова заключается в том, что она опирается на теорию развития ребенка, разработанную психологом
Л.С. Выготским, осмысление ее применительно к задачам обучения и воспитания. Основываясь на ее положениях, Л.В. Занков первым из ученых дал критическую оценку традиционной системе с точки зрения недостаточности ее развивающего эффекта. На материалах экспериментального исследования он пришел к выводу, что «традиционная методика, нацеленная на передачу знаний и практических навыков, дает порой неплохой результат, однако для целостного развития личности она малоэффективна. Уровень развитости (интеллектуальной, физической, духовной, нравственной зрелости) школьников является при этом скорее результатом побочным и стихийным, чем целенаправленно достигнутым.
Цель обучения по системе Л.В Занкова – это духовное развитие личности через общее развитие ума, воли, чувств. В центре внимания в этой системе – растущая развивающаяся личность младшего школьника.
Система отличается верой в каждого ребенка, при этом учитывается, что развитие каждого идет неравномерно, в зависимости от его индивидуальности. Ребенок принимается таким, какой он есть, в каждом видится человек со своими особенностями, характером, складом ума.
Таким образом, сравнивая цели, задачи и принципы традиционной и развивающей системы обучения можно обнаружить следующие различия систем.
ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА | РАЗВИВАЮЩАЯ СИСТЕМА |
1. Цель – всестороннее развитие личности, подготовка к жизни, к труду. | 1. Цель – духовное развитие личности через общее развитие ума, воли, чувств. Духовность – то, что делает человека человеком. Соединяет качества ума и его человеческие направленности, богатство отношения к миру. |
2. Задачи – дать ЗУНы (конечная цель). | 2. Задачи – максимальное общее развитие ребенка. ЗУНы – средство общего развития. |
3.Дидактические принципы: ? научность, ? доступность, ? связь с жизнью, ? наглядность, ? сознательность, ? воспитание в процессе обучения, ? системность – систематичность. | 3. Дидактические принципы: ? обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ? быстрый темп прохождения материала, ? ведущая роль теоретических знаний, осознание школьниками самого процесса учения, ? систематическая работа над развитием всех учащихся, включая слабых. |
Определенную трудность в развивающем обучении представляет оценка деятельности учащихся, их обученности и развитости. Здесь следует помнить, что продвижение в знаниях, в развитии у многих детей может оказаться первоначально
Задача учителя состоит в том, чтобы самое маленькое продвижение заметить и поддержать. В традиционной системе обучения учитель начальных классов при столкновении ребенка с трудностями часто спешит решить их за него, дать образец решения проблемы.
В ходе же развивающего обучения учителю важно, заметив затруднение ребенка, дать ему возможность его преодолеть. В этом процессе правомерны неверные ответы (ребенок мыслит, а не воспроизводит заученное); ответы, которых учитель не ждал; неготовность ответить, потому что у ученика еще не созрело собственное мнение, или он не решается его высказать.
Когда дети знакомы с единственным и множественным числом существительных, но не знают, что у некоторых предметов нет единственного числа, им предлагается следующее упражнение (проблемный метод обучения)
Гол дом диван дорога ?
Голы дома диваны дороги дрова
Прочтите.
Учитель. Что можете сказать о этих словах?
· Первые слова - единственное число предметов, а вторые -множественное число.
· Во вторых словах добавляется гласная , а в первых словах на конце всегда согласная
· Нет, а в третьем столбике и в первом и во втором слове на конце гласные, но а поменялась на и.
Другой пример. На доске буквы письменные : р, л, з, д, й, м. Учитель. Назовите буквы. Что у них одинакового?
· Согласные, звонкие.
· Й лишняя, она вечно мягкая, а другие согласные могут быть и твердыми и мягкими.
1. Принцип обучения на высоком уровне трудности. Главное требование к предлагаемому детям новому учебному материалу — возможность его осмысления.
2. Принцип ведущей роли теоретических знаний не принижает значения умений и навыков, а лишь меняет взгляд на пути их формирования, которое происходит на основе более глубокого понимания соответствующих понятий, отношений и зависимостей.
3. Принцип изучения программного материала быстрым темпом выполняет служебную функцию по отношению к принципу высокого уровня трудности
…пережевывание уже известного, осуществляемое в виде многократных однообразных повторений, приводит к умственной лени, к духовной апатии
4. Сознательность касается не только содержания учебного материала, но и самого процесса учения
5. Принцип систематической работы над развитием всех учащихся, в том числе и слабых.
По мысли Занкова, система развивающего обучения оказывает существенное влияние на состояние мотивационной сферы младших школьников. Он писал о необходимости повышения удельного веса познавательной стороны начального обучения.
Принципы действуют только в комплексной системе обучения. Перенесенный в обычную программу принцип более высокой трудности дал обратный результат - перегрузку. Система не рассчитана на форсирование развития, но создает условия для пробуждения и развертывания зреющих в ребенке сил. На развитие ребенка влияет только интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Чтобы пробудить самостоятельную мысль, вопросы ставятся в общем виде, что побуждает детей мыслить. Проверка эффективности применения этой системы обучения дает обнадеживающие результаты: уровень подготовки и развития детей оказывается выше, чем при обучении по традиционным методикам.
Проведенный к настоящему времени анализ двух систем развивающего обучения уже показал их принципиальное различие: одна направлена преимущественно на изменение методов преподавания, что приближает ее к традиционной, а другая — его содержания, что, наоборот, отдаляет от накопленного многолетнего педагогического опыта. Не здесь ли кроется одна из причин распространенности системы развивающего обучения Занкова — понятной и доступной и педагогам, и руководителям учреждений, а также родителям? Но это тоже пока только предположение.
В этой связи весьма актуальным видится продолжение начатого еще Элькониным и Давыдовым научно-психологического анализа существующих систем и подходов к обучению. Трудно не согласиться с Занковым: В педагогическом исследовании проблемы обучения и развития выявление объективной закономерности учебного процесса есть в то же время изыскание тех путей, благодаря которым могут быть достигнуты желаемые результаты в развитии учащихся.
Давыдов специально отметил, что система Занкова в целом направлена на введение новых методов начального обучения, обеспечивающих развивающий эффект. Однако обучение по этой системе не выходит за рамки эмпирического мышления.
Давыдов же считал, что основную роль для получения развивающего эффекта должно играть содержание обучения. Эта позиция Давыдова была не только теоретически обоснована, но и прошла экспериментальную проверку.