Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа)

Упражнение 31

Цель. Удерживать заданный темп движений.

Ребенок выполняет координаторные движения (например, хлопает в ладоши, одновременно отстукивая ритм ногой). Логопед подбирает на метрономе темп, соответствующий ин­дивидуальному темпу выполнения движений. Он побуждает ребенка прислушиваться к звуку метронома при выполне­нии данного упражнения и удерживать заданный темп.


па

Например:

па па па па па па

па-па-па-па-па-па-па-па-па-па-па

Достижение конечного результата заключается в про­извольном изменении темпа речи и движения в соответ­ствии с изменением темпа звучания метронома.

па
па
па
па-па-па

Например: па-па-па

Вариант. При выполнении упражнения производится учет количества слогов и движений.

Упражнение 34

Цель. Соотносить темп звучания со зрительно-двига­тельными координациями.

Ребенку предлагается «рисовать» быструю и медлен­ную музыку с помощью разноцветных штрихов. Предва­рительная работа заключается в прослушивании музыкаль­ного отрывка и подборе цветного карандаша или пастели.

Быстрый темп звучания соотносится с частыми штри­ховыми движениями (ПШППППП), медленный — с ред­кими штриховыми движениями (111111).

Вариант. Ребенок прослушивает новые музыкальные отрывки и подбирает к ним готовые рисунки.

Упражнение 35

Цель. Регулировать речевой темп с помощью зритель­но-двигательных координаций (дорожек и лабиринтов).

Предварительная работа заключается в заучивании скороговорок, коротких потешек, двустиший.

Ребенку предлагается проговаривать знакомый текст, проводя пальцем по лабиринту или дорожке заданной дли­ны. Основным условием выполнения этого упражнения является соотнесение речевого темпа с длиной дорожки (ла­биринта): проводя пальцем по короткой дорожке (лаби­ринту), ребенок быстро произносит знакомый текст, длин­ная дорожка (лабиринт) соответствует медленному темпу произнесения.

Второй блок упражнений

(направлен на формирование представлений
о паузировании)

Упражнение 36

Цель. Выделять паузу в ритмическом двигательном ряду.

Ребенку предлагается отхлопать (отстучать) заданный ритм, комментируя каждое движение: «Раз, два, пауза...» Энергичные хлопки (постукивания) сменяются паузой — сжиманием рук в «замочек» или плавным фиксирующим движением обеих рук по столу.

По мере усвоения ритмического ряда из цепочки дви­жений исключается движение, обозначающее паузу, затем сворачивается внешнее комментирование: «Раз, два, пауза».

Усложнение:

Смена повторяющегося ритма чередующимся:

а) раз — пауза — раз, два — пауза,

б) раз, два, три — пауза — раз — пауза,

в) раз — пауза — раз, два — пауза — раз -—пауза —
раз — пауза.

Упражнение 37

Цель. Выделять паузу в ритмическом зрительном ряду.

Ребенку предлагается воспроизвести синкопированную дорожку из счетных палочек (мозаики, геометрических форм) по образцу (см. рис. 18). Предварительный анализ образца включает выделение и комментированный показ каждого элемента ритмического ряда, включая паузу. Основным условием выполнения этого упражнения явля­ется речевое сопровождение каждого действия, например: «Две палочки — пауза, одна палочка — пауза...»





Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru

Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru

Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru

Вариант 1. Логопед предъявляет образец синкопиро­ванной дорожки, выполненный из мозаики, и предлагает ребенку воспроизвести такой же ряд из счетных палочек или геометрических форм.

Вариант 2. После предварительного анализа образец закрывается экраном, и ребенок воспроизводит дорожку по памяти.

Упражнение 38

Цель. Выделять паузу в ритмическом слуховом ряду.

Ребенку предлагается воспроизвести звучание музыкаль­ного инструмента (барабана) по подражанию. Ритмический ряд составляется путем чередования заданного количества звуков и пауз. Пауза соотносится с определенным движе­нием: взмахом рук с палочками, притопыванием и др.

Упражнение 39

Цель. Выделять паузу в ритмическом речевом ряду.

«Поющие лабиринты»: ребенку предлагается петь глас­ные звуки (слоги), проводя пальцем по лабиринту или до­рожке, разделенной вертикальными линиями на отрезки

(см. рис. 19). Каждая вертикальная линия соответствует «остановке» (паузе). Продолжительность фонации сораз­мерна длине каждого отрезка. «Остановка>чвыделяется дви­жением пальца по вертикальной линии и паузой в фона­ции.

Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru

Рис. 19

Упражнение 40

Цель. Воспроизводить двигательные, звуковые и рече­вые ритмические ряды по зрительному образцу.

Ребенку предъявляется карточка с четырьмя-восемью вариантами ритмических рядов, проводится предваритель­ный анализ каждого варианта, предлагается его отхлопать.

1. II II II II II II II II II II II

2. I II I II I II I И I II I И I П I П I

3. III I III I III I III I III I III I III I

4. I II II I II II I II II I II II I

5. I I III I I III I I III I I III I I Ш I I Ш

6. III II I III II I III II I Ш II I III II I

7. II III II I II III II I II III II I II Ш I

8. I III I II I III I II I III I II I III I И I Ш I

Вариант 1. Озвучить каждый ряд с помощью бубна или барабана.

Вариант 2. Озвучить каждый ряд с помощью заданно­го слога.

Упражнение 41

Цель. Выделять зрительный ритмический ряд по за­данному образцу (двигательному, слуховому, речевому).

Предварительная работа заключается в анализе рит­мических рядов, выполненных из счетных палочек (про­тяженность рядов при необходимости может увеличи­ваться):

а) II I II I II I II I II I II I II I

б) I III I III I III I III I III I III I III

Логопед воспроизводит ритмический рисунок движений (два раза хлопает — пауза — один раз хлопает — пауза) и предлагает ребенку выбрать соответствующий ему зри­тельный ритмический ряд.

Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru

Рис. 21

Упражнение 42

Цель. Сохранять паузу при трансформации ритмиче­ских рядов.

В качестве образца ребенку предъявляется ряд движе­ний (два хлопка — пауза — один хлопок — пауза) и пред­лагается выложить такой же ряд из палочек или каранда­шей (II I II I). Расстояние между палочками, т. е. пау­за, фиксируется ладошкой ребенка. По заданной зрительной схеме ребенок воспроизводит ритмический рисунок звуча­ния музыкального инструмента.



Вариант 1. Логопед дает образец звучания бубна или барабана (непрерывное или ритмичное, с паузами) и предъявляет две дорожки, выполненные из мозаики (одна — непрерывная, другая — синкопированная) (см. рис. 20). Ребенок выбирает дорожку, соответствующую зву­чанию бубна.

                                             
  Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru   Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru   Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru   Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru   Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru   Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru   Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru   Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru
 
  Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru
    Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru   Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru   Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru   Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru
 
 
    Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru

Рис. 20

Вариант 2. Логопед предъявляет две дорожки с раз­личным ритмическим рисунком, выполненные из геомет­рических форм (см. рис. 21), и предлагает ребенку выбрать ту, которая соответствует слоговому ряду: ля — ля, ля —

ля, ля — ля.

Третий блок упражнений

(направлен на формирование представлений о ритмическом ударении)

Упражнение 43

Цель. Выделять сильные доли в двигательном ритми­ческом ряду, используя автоматизированные речевые ряды.

Ребенку предлагается отстукивать повторяющийся ритм под счет. На счет «три» изменяется амплитуда и сила движения (амплитуда увеличивается, мышечное на­пряжение нарастает). По мере усвоения ритмического ри­сунка исключается внешнее комментирование движений (пересчет).

Упражнение 44

Цель. Выделять сильные доли в двигательном ритми­ческом ряду.

Ребенку предлагается воспроизводить цепочку череду­ющихся движений, меняя силовое напряжение при выпол­нении одного из заданных движений, входящих в эту це­почку. Например, при выполнении ручной пробы «кулак — ребро ладони — ладонь» первое движение осуществляет­ся с широкой амплитудой и силовым напряжением, осталь­ные два — спокойно. По мере усвоения ритмического ри­сунка силовое напряжение переносится на второе, а затем и третье движение.

ем, отстукиванием, притопыванием). Тихое звучание соот­ветствует легким касаниям, усиление звучания — увели­чению силового напряжения.

Упражнение 47

Цель. Выделять сильные доли в речевом ритмическом ряду.

Логопед произносит цепочку звуков (слогов), выделяя один из них голосом, и предлагает ребенку повторить са­мый громкий звук (слог).



Упражнение 45

Цель. Соотносить ритмическое ударение музыкальной фразы (марш, полька) с движением.

Ребенку предлагается сопровождать каждую музыкаль­ную фразу движением рук (отхлопыванием), отстукивани­ем барабанными палочками на акцентированное звучание сильных долей. Предварительная работа заключается в про­слушивании каждой музыкальной фразы, выделении силь­ной доли и, при необходимости, в микрообучении (сопря­женных движениях ребенка и логопеда на каждую силь­ную долю).

Упражнение 48

Цель. Соотносить силу голоса с амплитудой движе­ния.

Логопед предлагает ребенку послушать стихотворный текст: «Большие ноги идут по дороге: ТОП-ТОП-ТОП; маленькие ножки идут по дорожке: топ-топ-топ». Пер­вую часть фразы он произносит громким голосом, вто­рую — тихим. Повторяя этот текст несколько раз, он подключает движение — постукивание кулаками. Ин­тенсивность и амплитуда движения соотносятся с силой голоса: сильные и широкие движения соответствуют громкому произнесению, легкие короткие движения — тихому. Ребенок действует сначала совместно с логопе­дом, а затем воспроизводит заученный текст и движения самостоятельно.

Упражнение 46

Цель. Изменять силовое напряжение повторяющихся движений с опорой на звучание музыкального инстру­мента.

Многократное прослушивание звучания музыкального инструмента (от тихого к громкому и наоборот) сопровож­дается цепочкой повторяющихся действий (отхлопывани-

Упражнение 49

Цель. Составлять ритмические ряды на основе чередо­вания сильных и слабых долей.

Ребенку предлагается выложить по образцу или рече­вой инструкции ряд квадратов с чередованием по величине


Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru

Рис. 22

(см. рис. 22). Каждому квадрату соответствует движение: большому квадрату — хлопок с широкой амплитудой и значительным силовым напряжением, маленькому квад­ратику — легкий хлопок с маленькой амплитудой движе­ний рук. Сначала ребенок воспроизводит ряд движений, используя зрительный образец (дорожку из квадратиков), затем по памяти, без зрительной опоры.

Упражнение 51

Цель. Сохранять чередование сильных и слабых долей при трансформации ритмического ряда.

Логопед предлагает ребенку последовательность дей­ствий:

а) выложить дорожку из больших и маленьких квадра­тиков, слушая образец громкого и тихого звучания звуко­подражания (громкому звучанию звукоподражания «ТОП»
соответствует большой квадрат, тихому звучанию — ма­ленький квадратик);

б) «озвучить» эту дорожку с помощью звукоподража­ний, нажимая пальчиком на каждый квадрат;

в) воспроизвести серию движений с одновременным
проговариванием звукоподражаний (с силой стучать ку­лачками на громкое звучание «ТОП», слегка постукивать
кулачками на тихое звучание «топ»). Этот этап может
проводиться без опоры на ритмический образец — дорож­ку из квадратиков.



Упражнение 50

Цель. Составлять ритмические ряды на основе чередо­вания сильных и слабых долей.

Игровой прием «Маленький — большой»: ребенку предлагается соотносить звукоподражание с предметным образом (большие часы тикают громко «ТИК-ТАК», ма­ленькие часики тикают тихо «тик-так»).

Громкое звучание больших часов соотносится с боль­шим квадратом, тихое звучание маленьких часов — с ма­леньким квадратиком.

Ребенок выкладывает эти геометрические формы на строку в соответствии со звучанием. Заполнив всю стро­ку, озвучивает ее, нажимая пальчиком на каждый квад­рат.

Упражнение 52

Цель. Формировать представление о ритмическом уда­рении в слоговых рядах.

Ребенок проговаривает (читает) ряды слогов с сопря­женными движениями рук (хлопками). Ударная позиция слога обозначается хлопком с широкой амплитудой и си­ловым напряжением выполняемого движения.

Слоговые ряды могут состоять из одинаковых повто­ряющихся слогов (па — па), слогов с чередованием глас­ных (па — пу), оппозиционных согласных (ба — па), про­извольно выбранных согласных (па — та — ка).

Вариант 1. Ребенок проговаривает (читает) ряды сло­гов, соотнося каждый слог с кружочком заданного цвета. Ударная позиция слога обозначается кружочком контраст­ного цвета.


Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru

Рис. 24

Упражнение 55 Цель. Выделять ключевое слово в ритмизированной стихотворной речи. Предварительная работа заключается в заучивании скороговорок, двустиший. Логопед задает вопрос к каждо­му слову скороговорки, выделяя его голосом. Побуждает ребенка громко произносить ключевое слово ответа, тихо — остальной текст. Например, скороговорка: Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Упражнение включается в работу над интонацией.

Вариант 2. Ребенок читает ряды слогов, интонационно выделяя слог, заданный другим шрифтом.

Вариант 3. Ребенок проговаривает (читает) ряды сло­гов, выделяя ударную позицию слога с помощью условного обозначения (знака ударения).

Например:

/ / . /

па — та — ка — па — та — ка — па — та — ка

Упражнение 53

Цель. Изменять силу голоса с опорой на зрительно-дви­гательные координации.

«Звуковые волны»: ребенок рисует или обводит по кон­туру цветным карандашом высокие волны, сопровождая движение вокализациями на любой гласный звук (см. рис. 23). Основным условием выполнения этого задания является наращивание силы голоса при «спуске с волны» и уменьшение силы голоса при «подъеме на волну».

Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru

Рис. 23

Упражнение 54

Цель. Воспроизводить ритмический ряд с опорой на условные обозначения.

По заданию логопеда или произвольно ребенок выде­ляет в слоговом ряду ударный слог, расставляет знаки уда­рения, повышения/понижения интонации (см. рис. 24). Чи­тает слоговой ряд, наращивая или уменьшая силу голоса в соответствии с этими знаками.

Вопрос

(Кто?) на дубу сидит и в дубу дупло долбит?

Дятел (где?) сидит и в дубу дупло долбит?

Дятел на дубу (что дела­ет?) и в дубу дупло долбит?

Дятел на дубу сидит и (где?) дупло долбит?

Дятел на дубу сидит и в дубу (что?) долбит?

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло (что делает?).

Ответ

Дятел на дубу сидит и в Дубу дупло долбит.

Дятел на дубу сидит и в Дубу дупло долбит.

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Дятел на дубу сидит и в Дубу дупло долбит.


Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru

Организация и содержание III этапа

Показателями результативности этого этапа являются:

усвоение способов фонематического анализа звуковой и слоговой структуры слова;

оживление мелодико-интонационной стороны речи (тем­па, метра и ударения); усвоение способов формо- и словообразования.



Основными задачами третьего этапа являются:

1)усвоение и воспроизведение слогоритмической струк­туры слова;

2) анализ слоговой и звукобуквенной структуры слова;

3) выделение морфологических признаков слова.

Задачи третьего этапа являются традиционными и по­тому наиболее разработанными в логопедической теории и практике. Наличие разнообразных пособий, содержащих практические упражнения, описание методов и приемов работы над слоговой и звукобуквенной структурой слова позволяет избежать излишней детализации материала и выделить в данном разделе лишь те формы работы, кото­рые отражают целостность предлагаемой программы. Так, анализ ритмической и звукобуквенной структуры слова проводится с использованием опорных знаков (двигатель­ных, зрительных, слуховых), которые были усвоены ребен­ком на первом и втором этапах работы. Затем эти упраж­нения включаются в работу по выделению морфологиче­ских признаков слова. Внимание ребенка привлекается к безударным частям слова — суффиксам и окончаниям, служащим для формирования грамматических форм и категорий.

Форма и способы предъявления заданий варьируются для читающих и не умеющих читать детей. Карточки со слова­ми, рисунки-схемы предназначены для читающих детей. Пред­метные картинки, наглядные предметные схемы и схемы дви­жений — для детей, не владеющих навыком чтения. 50

Первый блок упражнений

(направлен на усвоение слогоритмической

Структуры слова)

Упражнение 56

Цель. Воспроизводить слогоритмическую структуру слова с использованием двигательных и зрительных опор.

Ребенку предъявляются карточки со словами или пред­метные картинки. Проговаривание (послоговое чтение) каж­дого слова сопровождается движениями обеих рук, при этом количество слогов соотносится с количеством хлопков или ударов. В качестве сенсорного стимула можно использо­вать логопедическую щетку — «ежик» (см. приложение). Логопед фиксирует каждое движение ребенка счетной па­лочкой или геометрической формой.

В работу включаются слова с одинаковой слогоритми­ческой структурой.

Упражнение 57

Цель. Составлять ритмическую схему слова.

По мере усвоения алгоритма действий, заданного в упражнении 56, ребенок самостоятельно проговаривает сло­во, отхлопывая его части; составляет схему, используя счет­ные палочки (геометрические формы, мозаику); фиксирует количество палочек (форм, мозаик), составляющих схему;

Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru проговаривает слово по частям, последовательно нажимая на каждую из них. Карточки со словами или предметными картинками предъявляются ребенку последовательно.

Упражнение 58

Цель. Соотносить слова с заданной ритмической схе­мой.

Ребенок выбирает хаотично лежащие в коробке кар­точки со словами или предметные картинки, проговарива­ет (читает) каждое слово, соотнося его с заданной схемой. Подходящие картинки он кладет рядом со схемой, «лиш­ние» убирает в отдельную стопку. Предварительная рабо­та заключается в построении схемы из геометрических форм, пересчете количества деталей схемы и формулиро­вании игровой задачи: подобрать к схеме подходящие сло­ва. В случае затруднения ему предлагается помощь в виде послогового отхлопывания слова с фиксацией количества движений.

Упражнение 59

Цель. Дифференцировать слова с различной слогорит-мической структурой.

Ребенку предъявляются предметные картинки (карточ­ки со словами) с ритмической сменой «длинных» и «ко­ротких» слов: дом, машина, кот, корова, лес, колесо и др. Он последовательно проговаривает каждое слово, отстуки­вая кулачками «короткие» и отхлопывая ладошками «длинные» слова.

Вариант. В качестве образца ребенку предъявляются две схемы: первая состоит из одной палочки, вторая — из трех. После предварительного анализа схем ребенок кла­дет картинки рядом с соответствующей схемой.

Упражнение 60

Цель. Дифференцировать слова в соответствии с задан­ными ритмическими схемами.

Ребенку предъявляются две (три) схемы, усвоенные на предыдущих занятиях. Задание заключается в распреде­лении предметных картинок (карточек со словами) к каж­дой схеме. Набор картинок (карточек) включает «лишние» слова, не подходящие к предлагаемым схемам.

Упражнение 61

Цель. Выделять заданное слово из ряда букв.

Предварительная работа заключается в кратковремен­ном (2-4 с) предъявлении карточки с заданным словом. Ребенку предлагается узнать и назвать слово; на строке, заполненной буквами, выделить его и обвести (подчеркнуть) цветным карандашом.

Например: ДОМКАОДЖТСЫВАОДОМЯФДЗИМКУАЛДОМХЖДОМ

Вариант. Узнавать и выделять слова с различной слогоритмической структурой в буквенном ряду.

Например: СВЕУЛАКБЫПОВОРОТАУКОНОЛСОНФЭЦУЧАСЩУЕТ

Второй блок упражнений

(направлен на слоговой и звукобуквенный

Анализ слова)

Упражнение 62

Цель. Воспроизводить слоговую структуру слова с опо­рой на движение.

Логопед предлагает ребенку разделить слово на слоги, проговаривая каждый слог по очереди. Очередность про­изнесения определяет логопед, используя «салящие» дви­жения рукой (с помощью такого приема выбирается водя­щий в любой подвижной игре). Вначале отрабатывается схема, по которой ребенок проговаривает первый слог, фик­сирует и повторяет его после произнесения всего слова. Затем очередность произнесения слова меняется.

Усложнение:

Каждый участник игры выкладывает из букв магнит­ной азбуки тот слог, который произносил.

Упражнение 65

Цель. Соотносить слова со схемой, выполненной из глас­ных букв.

Ребенок выбирает хаотично лежащие в коробке кар­точки со словами или предметные картинки, проговарива­ет (читает) каждое слово, соотнося его с заданной схемой. Подходящие картинки он кладет рядом со схемой, «лиш­ние» убирает в отдельную стопку. Предварительная рабо­та заключается в построении схемы из заданных гласных и формулировании игровой задачи: подобрать к схеме под­ходящие слова. Слова должны быть хорошо знакомы ре­бенку.



Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru

Упражнение 63

Цель. Составлять схему слоговой структуры слова.

Послоговое проговаривание слова сопровождается состав­лением схемы и ее анализом (пересчетом количества со­ставляющих, определением их местоположения путем соот­несения с порядковым числительным). Например: в слове «собака» три слога — первый «со», второй «ба», третий «ка».

Вопросы ребенку:

— Назови первый (второй, третий) слог.

— Какой по счету слог «ба» («ка» «со»)?

Упражнение 64

Цель. Трансформировать слоговую схему слова.

Ребенку предлагается последовательность действий: произнести слово по слогам, выложить его схему из счет­ных палочек (карандашей); определить и назвать каждый слог, выделив гласные; соотнести каждую часть схемы с гласной, выложить гласные буквы.

Например:

СО — РО — КА
III
О О А

54 '

Упражнение 66

Цель. Дифференцировать слова в соответствии со схе­мами, выполненными из гласных букв.

Ребенку предъявляются две (три) схемы, усвоенные на предыдущих занятиях. Задание заключается в распреде­лении предметных картинок (карточек со словами) к каж­дой схеме. Набор картинок (карточек) включает «лишние» слова, не подходящие к предлагаемым схемам.

Слова: рука, арбуз, сумка, куртка, кактус, шалун, каб­лук, будка, луна, булка, парус, барсук.

Упражнение 67

Цель. Различать слова-паронимы.

Логопед произносит цепочку слов и предлагает ребен­ку выбрать слово, которое отличается от остальных.

Например:

катушка — катушка — подушка — катушка

удочка — уточка — удочка — удочка

совок — совок — сапог — совок

Например: баран, банан, батон, рыба, шуба, верба, бабушка, барабан, собака, колбаса.

При составлении схемы из квадратикрв или счетных палочек заданный слог выделяется контрастным цветом или величиной.



Третий блок упражнений

(направлен на выделение морфологических признаков слова)

Упражнение 68

Цель. Выделять заданный слог в структуре слова.

Ребенку предлагается проговаривать слово по слогам, изменяя силу голоса на заданный слог (например, первый слог — громко, остальные — шепотом). Подбор слов мо­жет быть хаотичным или ориентированным на автомати­зацию поставленного звука, анализ слов с одинаковой сло-горитмической структурой, например: батон, вагон, бал­кон, закон, содержащих одинаковые слоги: роза, коза, гроза, глаза; косы, весы, бусы, носы, усы.

Вариант. Громко произносить только второй (первый или третий) слог каждого слова.

Упражнение 70

Цель. Выделять ударный слог в структуре слова.

Ребенку предлагается, используя движение и специаль­ные знаки, выделять ударный слог в словах с одинаковой слогоритмической структурой {сорока, дорога, ворота, корона и пр.). Работая с предметными картинками, он проговарива­ет слово, отхлопывая или отстукивая каждый слог. Слог в ударной позиции произносится с широкой амплитудой дви­жения. При составлении Схемы слова ударный слог выделя­ется контрастным цветом, формой или величиной. Чтение каждого слова сопровождается расстановкой знака ударения.

Усложнение:

Дифференциация слов в соответствии с местоположени­ем ударного слога в структуре слова. При выполнении это­го задания ребенок ориентируется на схему, где ударный слог выделен контрастным цветом, формой или величиной.

Например: ДО-РО-ГА (см. рис. 25).



Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru

Упражнение 69

Цель. Определять место заданного слога в структуре слова.

Ребенок выбирает хаотично лежащие в коробке пред­метные картинки или карточки со словами, содержащими заданный слог; проговаривает (читает) каждое слово, со­ставляет его схему; выделяет заданный слог и определяет его местоположение в структуре слова. В упражнении ис­пользуются слова с различной слогоритмической структурой.

Рис. 25



Упражнение 71

Цель. Изменять местоположение ударного слога в структуре слова.

Ребенку предлагается последовательность действий:

а) проговорить (прочитать) слово с соблюдением пра­
вил орфографии;

б) составить его схему, используя специальные знаки;

в) изменить местоположение знака ударения в схеме;

г) воспроизвести слово в соответствии с изменениями.
Например: МАЛИНА (см. рис. 26).

Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru

Рис. 26

В случае затруднения используется помощь в виде содружественных движений руками при чтении (проговаривании) слова. Ударный слог выделяется силовым напря­жением отхлопывающих движений.

Усложнение:

Смена ударения в парах слов.

Например:

Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru

В ходе выполнения упражнения уточняется семанти­ческое значение каждого слова.



Упражнение 72

Цель. Составлять слово из заданных слогов.

Ребенку предлагается выделить ударные слоги в сло­вах «капуста» и «шарик», выложить эти слоги из букв магнитной азбуки или счетных палочек, составить из них новое слово «каша».

Вариант 1. Составить слово, используя первый слог каж­дого слова: улей, лицо, царица — улица.

Вариант 2. Составить новое слово, выбирая необходи­мый слог из каждого слова: коза, канава, весна — занавес.

Упражнение 73

Цель. Изменять ритмическую структуру слова, исполь­зуя заданный алгоритм.

Ребенку предлагается последовательность действий:

а) выбрать из хаотично лежащих в коробке предмет­ных картинок (карточек со словами) ту, которая содержит
односоставное слово;

б) составить схему, используя специальные знаки;

в) «вырастить» из слова двух- и трехсложные слова,
наращивая слоговую структуру;

г) составить схему к каждому варианту, сравнить полу­чившиеся схемы, например: ДОМ ДО МИК ДО МИ КИ
(см. рис. 27);

Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru

Рис.27

д) «вырастить» новые слова, используя эти схемы. Слова: сом, сад, рот, кот, нос, лист, куст, бант, мост, крест, стол, стул, гном и др.

Приложение

Логопедическая щетка-«ежик»

Рабочую поверхность щетки-«ежика» можно изготовить из массажной щетки для волос. Для этого используется резиновая основа с деревянными зубцами. Площадь поверх­ности щетки по возможности должна соответствовать пло­щади поверхности ладони и пальцев ребенка. На обратную сторону резиновой основы приклеивается линолеум или толстый войлок для придания «ежику» жесткой формы. Широкая резинка способствует плотному прилеганию щет­ки к поверхности ладони (большой палец руки отведен). Использование щетки возможно в двух положениях: зуб­цами к ладони и зубцами наружу.

В упражнениях используются попеременные и синхрон­ные движения обеими руками. В случае резкого ограниче­ния подвижности рук логопед помогает ребенку, используя совмещенные действия. На первых этапах работы продол­жительность упражнения с щеткой-«ежиком» не регламен­тируется временем и количеством повторений, но зависит от эмоционального настроя ребенка, его готовности к со­вместным действиям.

Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru
Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru
Рис. 28

Щетка-«ежик» может быть использована как вспомо­
гательное средство в ходе формирования ритма движений,
усвоения слоговой структуры слов. ,

Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) - student2.ru
Литература

1. Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. Как эффективно подгото­вить ребенка к школе. Обучение чтению, предупреждающее
появление дисграфических ошибок / оформление обложки
А. Лурье, А. Олексенко. СПб.: Лань, 1998.

2. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика раз­
вития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи /
под ред. Л. И. Беляковой. М.: Книголюб, 2004.

3. Визель Т. Г. Как вернуть речь. М.: ЭКСМО-Пресс: В. Секачев,
2001.

4. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика: по­собие для учителя. М.: Владос, 1996.

5. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: учеб. для студ. высш.
учеб. заведений. М.: Владос, 2002.

6. Калинина И. Л. Учим детей читать и писать: книга для роди­телей, учителей начальных классов и логопедов. 3-е изд. М.:
Флинта, 1998.

7. Козырева Л. М. Логопедическое пособие: звуковые разминки
и упражнения для совершенствования навыков техники чте­ния. М.: Издат-Школа, 2004.

8. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: Речь,
2003.

9. Лопухина И. С. Логопедия — речь, ритм, движение: пособие для
логопедов и родителей. СПб.: Дельта, 1997.

10. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для
развития речи: пособие для логопедов и родителей. М.: Аква­
риум, 1995.

11. Медникова Л. С. К проблеме развития ритмической способно­сти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью //
Дефектология. 2001. № 6.

12. Медникова Л. С. Развитие чувства ритма у дошкольников с
отставанием в умственном развитии: дис. канд. пед. наук.
М., 1996.

13. Методы изучения и преодоления речевых расстройств // Меж-
вуз. сб. научн. трудов. 1994.

14. Особенности формирования психических процессов у детей с
нарушением умственного и физического развития. Минск,
1987.

Наши рекомендации