Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа)
Упражнение 31
Цель. Удерживать заданный темп движений.
Ребенок выполняет координаторные движения (например, хлопает в ладоши, одновременно отстукивая ритм ногой). Логопед подбирает на метрономе темп, соответствующий индивидуальному темпу выполнения движений. Он побуждает ребенка прислушиваться к звуку метронома при выполнении данного упражнения и удерживать заданный темп.
па |
Например:
па па па па па па
па-па-па-па-па-па-па-па-па-па-па
Достижение конечного результата заключается в произвольном изменении темпа речи и движения в соответствии с изменением темпа звучания метронома.
па |
па |
па |
па-па-па |
Например: па-па-па
Вариант. При выполнении упражнения производится учет количества слогов и движений.
■ Упражнение 34
Цель. Соотносить темп звучания со зрительно-двигательными координациями.
Ребенку предлагается «рисовать» быструю и медленную музыку с помощью разноцветных штрихов. Предварительная работа заключается в прослушивании музыкального отрывка и подборе цветного карандаша или пастели.
Быстрый темп звучания соотносится с частыми штриховыми движениями (ПШППППП), медленный — с редкими штриховыми движениями (111111).
Вариант. Ребенок прослушивает новые музыкальные отрывки и подбирает к ним готовые рисунки.
■ Упражнение 35
Цель. Регулировать речевой темп с помощью зрительно-двигательных координаций (дорожек и лабиринтов).
Предварительная работа заключается в заучивании скороговорок, коротких потешек, двустиший.
Ребенку предлагается проговаривать знакомый текст, проводя пальцем по лабиринту или дорожке заданной длины. Основным условием выполнения этого упражнения является соотнесение речевого темпа с длиной дорожки (лабиринта): проводя пальцем по короткой дорожке (лабиринту), ребенок быстро произносит знакомый текст, длинная дорожка (лабиринт) соответствует медленному темпу произнесения.
Второй блок упражнений
(направлен на формирование представлений
о паузировании)
Упражнение 36
Цель. Выделять паузу в ритмическом двигательном ряду.
Ребенку предлагается отхлопать (отстучать) заданный ритм, комментируя каждое движение: «Раз, два, пауза...» Энергичные хлопки (постукивания) сменяются паузой — сжиманием рук в «замочек» или плавным фиксирующим движением обеих рук по столу.
По мере усвоения ритмического ряда из цепочки движений исключается движение, обозначающее паузу, затем сворачивается внешнее комментирование: «Раз, два, пауза».
Усложнение:
Смена повторяющегося ритма чередующимся:
а) раз — пауза — раз, два — пауза,
б) раз, два, три — пауза — раз — пауза,
в) раз — пауза — раз, два — пауза — раз -—пауза —
раз — пауза.
Упражнение 37
Цель. Выделять паузу в ритмическом зрительном ряду.
Ребенку предлагается воспроизвести синкопированную дорожку из счетных палочек (мозаики, геометрических форм) по образцу (см. рис. 18). Предварительный анализ образца включает выделение и комментированный показ каждого элемента ритмического ряда, включая паузу. Основным условием выполнения этого упражнения является речевое сопровождение каждого действия, например: «Две палочки — пауза, одна палочка — пауза...»
Вариант 1. Логопед предъявляет образец синкопированной дорожки, выполненный из мозаики, и предлагает ребенку воспроизвести такой же ряд из счетных палочек или геометрических форм.
Вариант 2. После предварительного анализа образец закрывается экраном, и ребенок воспроизводит дорожку по памяти.
Упражнение 38
Цель. Выделять паузу в ритмическом слуховом ряду.
Ребенку предлагается воспроизвести звучание музыкального инструмента (барабана) по подражанию. Ритмический ряд составляется путем чередования заданного количества звуков и пауз. Пауза соотносится с определенным движением: взмахом рук с палочками, притопыванием и др.
Упражнение 39
Цель. Выделять паузу в ритмическом речевом ряду.
«Поющие лабиринты»: ребенку предлагается петь гласные звуки (слоги), проводя пальцем по лабиринту или дорожке, разделенной вертикальными линиями на отрезки
(см. рис. 19). Каждая вертикальная линия соответствует «остановке» (паузе). Продолжительность фонации соразмерна длине каждого отрезка. «Остановка>чвыделяется движением пальца по вертикальной линии и паузой в фонации.
Рис. 19
Упражнение 40
Цель. Воспроизводить двигательные, звуковые и речевые ритмические ряды по зрительному образцу.
Ребенку предъявляется карточка с четырьмя-восемью вариантами ритмических рядов, проводится предварительный анализ каждого варианта, предлагается его отхлопать.
1. II II II II II II II II II II II
2. I II I II I II I И I II I И I П I П I
3. III I III I III I III I III I III I III I
4. I II II I II II I II II I II II I
5. I I III I I III I I III I I III I I Ш I I Ш
6. III II I III II I III II I Ш II I III II I
7. II III II I II III II I II III II I II Ш I
8. I III I II I III I II I III I II I III I И I Ш I
Вариант 1. Озвучить каждый ряд с помощью бубна или барабана.
Вариант 2. Озвучить каждый ряд с помощью заданного слога.
Упражнение 41
Цель. Выделять зрительный ритмический ряд по заданному образцу (двигательному, слуховому, речевому).
Предварительная работа заключается в анализе ритмических рядов, выполненных из счетных палочек (протяженность рядов при необходимости может увеличиваться):
а) II I II I II I II I II I II I II I
б) I III I III I III I III I III I III I III
Логопед воспроизводит ритмический рисунок движений (два раза хлопает — пауза — один раз хлопает — пауза) и предлагает ребенку выбрать соответствующий ему зрительный ритмический ряд.
Рис. 21
Упражнение 42
Цель. Сохранять паузу при трансформации ритмических рядов.
В качестве образца ребенку предъявляется ряд движений (два хлопка — пауза — один хлопок — пауза) и предлагается выложить такой же ряд из палочек или карандашей (II I II I). Расстояние между палочками, т. е. пауза, фиксируется ладошкой ребенка. По заданной зрительной схеме ребенок воспроизводит ритмический рисунок звучания музыкального инструмента.
Вариант 1. Логопед дает образец звучания бубна или барабана (непрерывное или ритмичное, с паузами) и предъявляет две дорожки, выполненные из мозаики (одна — непрерывная, другая — синкопированная) (см. рис. 20). Ребенок выбирает дорожку, соответствующую звучанию бубна.
Рис. 20
Вариант 2. Логопед предъявляет две дорожки с различным ритмическим рисунком, выполненные из геометрических форм (см. рис. 21), и предлагает ребенку выбрать ту, которая соответствует слоговому ряду: ля — ля, ля —
ля, ля — ля.
Третий блок упражнений
(направлен на формирование представлений о ритмическом ударении)
Упражнение 43
Цель. Выделять сильные доли в двигательном ритмическом ряду, используя автоматизированные речевые ряды.
Ребенку предлагается отстукивать повторяющийся ритм под счет. На счет «три» изменяется амплитуда и сила движения (амплитуда увеличивается, мышечное напряжение нарастает). По мере усвоения ритмического рисунка исключается внешнее комментирование движений (пересчет).
■ Упражнение 44
Цель. Выделять сильные доли в двигательном ритмическом ряду.
Ребенку предлагается воспроизводить цепочку чередующихся движений, меняя силовое напряжение при выполнении одного из заданных движений, входящих в эту цепочку. Например, при выполнении ручной пробы «кулак — ребро ладони — ладонь» первое движение осуществляется с широкой амплитудой и силовым напряжением, остальные два — спокойно. По мере усвоения ритмического рисунка силовое напряжение переносится на второе, а затем и третье движение.
ем, отстукиванием, притопыванием). Тихое звучание соответствует легким касаниям, усиление звучания — увеличению силового напряжения.
Упражнение 47
Цель. Выделять сильные доли в речевом ритмическом ряду.
Логопед произносит цепочку звуков (слогов), выделяя один из них голосом, и предлагает ребенку повторить самый громкий звук (слог).
Упражнение 45
Цель. Соотносить ритмическое ударение музыкальной фразы (марш, полька) с движением.
Ребенку предлагается сопровождать каждую музыкальную фразу движением рук (отхлопыванием), отстукиванием барабанными палочками на акцентированное звучание сильных долей. Предварительная работа заключается в прослушивании каждой музыкальной фразы, выделении сильной доли и, при необходимости, в микрообучении (сопряженных движениях ребенка и логопеда на каждую сильную долю).
Упражнение 48
Цель. Соотносить силу голоса с амплитудой движения.
Логопед предлагает ребенку послушать стихотворный текст: «Большие ноги идут по дороге: ТОП-ТОП-ТОП; маленькие ножки идут по дорожке: топ-топ-топ». Первую часть фразы он произносит громким голосом, вторую — тихим. Повторяя этот текст несколько раз, он подключает движение — постукивание кулаками. Интенсивность и амплитуда движения соотносятся с силой голоса: сильные и широкие движения соответствуют громкому произнесению, легкие короткие движения — тихому. Ребенок действует сначала совместно с логопедом, а затем воспроизводит заученный текст и движения самостоятельно.
Упражнение 46
Цель. Изменять силовое напряжение повторяющихся движений с опорой на звучание музыкального инструмента.
Многократное прослушивание звучания музыкального инструмента (от тихого к громкому и наоборот) сопровождается цепочкой повторяющихся действий (отхлопывани-
Упражнение 49
Цель. Составлять ритмические ряды на основе чередования сильных и слабых долей.
Ребенку предлагается выложить по образцу или речевой инструкции ряд квадратов с чередованием по величине
Рис. 22 |
(см. рис. 22). Каждому квадрату соответствует движение: большому квадрату — хлопок с широкой амплитудой и значительным силовым напряжением, маленькому квадратику — легкий хлопок с маленькой амплитудой движений рук. Сначала ребенок воспроизводит ряд движений, используя зрительный образец (дорожку из квадратиков), затем по памяти, без зрительной опоры.
Упражнение 51
Цель. Сохранять чередование сильных и слабых долей при трансформации ритмического ряда.
Логопед предлагает ребенку последовательность действий:
а) выложить дорожку из больших и маленьких квадратиков, слушая образец громкого и тихого звучания звукоподражания (громкому звучанию звукоподражания «ТОП»
соответствует большой квадрат, тихому звучанию — маленький квадратик);
б) «озвучить» эту дорожку с помощью звукоподражаний, нажимая пальчиком на каждый квадрат;
в) воспроизвести серию движений с одновременным
проговариванием звукоподражаний (с силой стучать кулачками на громкое звучание «ТОП», слегка постукивать
кулачками на тихое звучание «топ»). Этот этап может
проводиться без опоры на ритмический образец — дорожку из квадратиков.
Упражнение 50
Цель. Составлять ритмические ряды на основе чередования сильных и слабых долей.
Игровой прием «Маленький — большой»: ребенку предлагается соотносить звукоподражание с предметным образом (большие часы тикают громко «ТИК-ТАК», маленькие часики тикают тихо «тик-так»).
Громкое звучание больших часов соотносится с большим квадратом, тихое звучание маленьких часов — с маленьким квадратиком.
Ребенок выкладывает эти геометрические формы на строку в соответствии со звучанием. Заполнив всю строку, озвучивает ее, нажимая пальчиком на каждый квадрат.
■ Упражнение 52
Цель. Формировать представление о ритмическом ударении в слоговых рядах.
Ребенок проговаривает (читает) ряды слогов с сопряженными движениями рук (хлопками). Ударная позиция слога обозначается хлопком с широкой амплитудой и силовым напряжением выполняемого движения.
Слоговые ряды могут состоять из одинаковых повторяющихся слогов (па — па), слогов с чередованием гласных (па — пу), оппозиционных согласных (ба — па), произвольно выбранных согласных (па — та — ка).
Вариант 1. Ребенок проговаривает (читает) ряды слогов, соотнося каждый слог с кружочком заданного цвета. Ударная позиция слога обозначается кружочком контрастного цвета.
Рис. 24 |
Упражнение 55 Цель. Выделять ключевое слово в ритмизированной стихотворной речи. Предварительная работа заключается в заучивании скороговорок, двустиший. Логопед задает вопрос к каждому слову скороговорки, выделяя его голосом. Побуждает ребенка громко произносить ключевое слово ответа, тихо — остальной текст. Например, скороговорка: Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит. |
Упражнение включается в работу над интонацией. |
Вариант 2. Ребенок читает ряды слогов, интонационно выделяя слог, заданный другим шрифтом.
Вариант 3. Ребенок проговаривает (читает) ряды слогов, выделяя ударную позицию слога с помощью условного обозначения (знака ударения).
Например:
/ / . /
па — та — ка — па — та — ка — па — та — ка
Упражнение 53
Цель. Изменять силу голоса с опорой на зрительно-двигательные координации.
«Звуковые волны»: ребенок рисует или обводит по контуру цветным карандашом высокие волны, сопровождая движение вокализациями на любой гласный звук (см. рис. 23). Основным условием выполнения этого задания является наращивание силы голоса при «спуске с волны» и уменьшение силы голоса при «подъеме на волну».
Рис. 23
Упражнение 54
Цель. Воспроизводить ритмический ряд с опорой на условные обозначения.
По заданию логопеда или произвольно ребенок выделяет в слоговом ряду ударный слог, расставляет знаки ударения, повышения/понижения интонации (см. рис. 24). Читает слоговой ряд, наращивая или уменьшая силу голоса в соответствии с этими знаками.
Вопрос
(Кто?) на дубу сидит и в дубу дупло долбит?
Дятел (где?) сидит и в дубу дупло долбит?
Дятел на дубу (что делает?) и в дубу дупло долбит?
Дятел на дубу сидит и (где?) дупло долбит?
Дятел на дубу сидит и в дубу (что?) долбит?
Дятел на дубу сидит и в дубу дупло (что делает?).
Ответ
Дятел на дубу сидит и в Дубу дупло долбит.
Дятел на дубу сидит и в Дубу дупло долбит.
Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.
Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.
Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.
Дятел на дубу сидит и в Дубу дупло долбит.
Организация и содержание III этапа
Показателями результативности этого этапа являются:
усвоение способов фонематического анализа звуковой и слоговой структуры слова;
оживление мелодико-интонационной стороны речи (темпа, метра и ударения); усвоение способов формо- и словообразования.
Основными задачами третьего этапа являются:
1)усвоение и воспроизведение слогоритмической структуры слова;
2) анализ слоговой и звукобуквенной структуры слова;
3) выделение морфологических признаков слова.
Задачи третьего этапа являются традиционными и потому наиболее разработанными в логопедической теории и практике. Наличие разнообразных пособий, содержащих практические упражнения, описание методов и приемов работы над слоговой и звукобуквенной структурой слова позволяет избежать излишней детализации материала и выделить в данном разделе лишь те формы работы, которые отражают целостность предлагаемой программы. Так, анализ ритмической и звукобуквенной структуры слова проводится с использованием опорных знаков (двигательных, зрительных, слуховых), которые были усвоены ребенком на первом и втором этапах работы. Затем эти упражнения включаются в работу по выделению морфологических признаков слова. Внимание ребенка привлекается к безударным частям слова — суффиксам и окончаниям, служащим для формирования грамматических форм и категорий.
Форма и способы предъявления заданий варьируются для читающих и не умеющих читать детей. Карточки со словами, рисунки-схемы предназначены для читающих детей. Предметные картинки, наглядные предметные схемы и схемы движений — для детей, не владеющих навыком чтения. 50
Первый блок упражнений
(направлен на усвоение слогоритмической
Структуры слова)
Упражнение 56
Цель. Воспроизводить слогоритмическую структуру слова с использованием двигательных и зрительных опор.
Ребенку предъявляются карточки со словами или предметные картинки. Проговаривание (послоговое чтение) каждого слова сопровождается движениями обеих рук, при этом количество слогов соотносится с количеством хлопков или ударов. В качестве сенсорного стимула можно использовать логопедическую щетку — «ежик» (см. приложение). Логопед фиксирует каждое движение ребенка счетной палочкой или геометрической формой.
В работу включаются слова с одинаковой слогоритмической структурой.
Упражнение 57
Цель. Составлять ритмическую схему слова.
По мере усвоения алгоритма действий, заданного в упражнении 56, ребенок самостоятельно проговаривает слово, отхлопывая его части; составляет схему, используя счетные палочки (геометрические формы, мозаику); фиксирует количество палочек (форм, мозаик), составляющих схему;
проговаривает слово по частям, последовательно нажимая на каждую из них. Карточки со словами или предметными картинками предъявляются ребенку последовательно.
■ Упражнение 58
Цель. Соотносить слова с заданной ритмической схемой.
Ребенок выбирает хаотично лежащие в коробке карточки со словами или предметные картинки, проговаривает (читает) каждое слово, соотнося его с заданной схемой. Подходящие картинки он кладет рядом со схемой, «лишние» убирает в отдельную стопку. Предварительная работа заключается в построении схемы из геометрических форм, пересчете количества деталей схемы и формулировании игровой задачи: подобрать к схеме подходящие слова. В случае затруднения ему предлагается помощь в виде послогового отхлопывания слова с фиксацией количества движений.
Упражнение 59
Цель. Дифференцировать слова с различной слогорит-мической структурой.
Ребенку предъявляются предметные картинки (карточки со словами) с ритмической сменой «длинных» и «коротких» слов: дом, машина, кот, корова, лес, колесо и др. Он последовательно проговаривает каждое слово, отстукивая кулачками «короткие» и отхлопывая ладошками «длинные» слова.
Вариант. В качестве образца ребенку предъявляются две схемы: первая состоит из одной палочки, вторая — из трех. После предварительного анализа схем ребенок кладет картинки рядом с соответствующей схемой.
Упражнение 60
Цель. Дифференцировать слова в соответствии с заданными ритмическими схемами.
Ребенку предъявляются две (три) схемы, усвоенные на предыдущих занятиях. Задание заключается в распределении предметных картинок (карточек со словами) к каждой схеме. Набор картинок (карточек) включает «лишние» слова, не подходящие к предлагаемым схемам.
Упражнение 61
Цель. Выделять заданное слово из ряда букв.
Предварительная работа заключается в кратковременном (2-4 с) предъявлении карточки с заданным словом. Ребенку предлагается узнать и назвать слово; на строке, заполненной буквами, выделить его и обвести (подчеркнуть) цветным карандашом.
Например: ДОМКАОДЖТСЫВАОДОМЯФДЗИМКУАЛДОМХЖДОМ
Вариант. Узнавать и выделять слова с различной слогоритмической структурой в буквенном ряду.
Например: СВЕУЛАКБЫПОВОРОТАУКОНОЛСОНФЭЦУЧАСЩУЕТ
Второй блок упражнений
(направлен на слоговой и звукобуквенный
Анализ слова)
Упражнение 62
Цель. Воспроизводить слоговую структуру слова с опорой на движение.
Логопед предлагает ребенку разделить слово на слоги, проговаривая каждый слог по очереди. Очередность произнесения определяет логопед, используя «салящие» движения рукой (с помощью такого приема выбирается водящий в любой подвижной игре). Вначале отрабатывается схема, по которой ребенок проговаривает первый слог, фиксирует и повторяет его после произнесения всего слова. Затем очередность произнесения слова меняется.
Усложнение:
Каждый участник игры выкладывает из букв магнитной азбуки тот слог, который произносил.
Упражнение 65
Цель. Соотносить слова со схемой, выполненной из гласных букв.
Ребенок выбирает хаотично лежащие в коробке карточки со словами или предметные картинки, проговаривает (читает) каждое слово, соотнося его с заданной схемой. Подходящие картинки он кладет рядом со схемой, «лишние» убирает в отдельную стопку. Предварительная работа заключается в построении схемы из заданных гласных и формулировании игровой задачи: подобрать к схеме подходящие слова. Слова должны быть хорошо знакомы ребенку.
Упражнение 63
Цель. Составлять схему слоговой структуры слова.
Послоговое проговаривание слова сопровождается составлением схемы и ее анализом (пересчетом количества составляющих, определением их местоположения путем соотнесения с порядковым числительным). Например: в слове «собака» три слога — первый «со», второй «ба», третий «ка».
Вопросы ребенку:
— Назови первый (второй, третий) слог.
— Какой по счету слог «ба» («ка» «со»)?
Упражнение 64
Цель. Трансформировать слоговую схему слова.
Ребенку предлагается последовательность действий: произнести слово по слогам, выложить его схему из счетных палочек (карандашей); определить и назвать каждый слог, выделив гласные; соотнести каждую часть схемы с гласной, выложить гласные буквы.
Например:
СО — РО — КА
III
О О А
54 '
Упражнение 66
Цель. Дифференцировать слова в соответствии со схемами, выполненными из гласных букв.
Ребенку предъявляются две (три) схемы, усвоенные на предыдущих занятиях. Задание заключается в распределении предметных картинок (карточек со словами) к каждой схеме. Набор картинок (карточек) включает «лишние» слова, не подходящие к предлагаемым схемам.
Слова: рука, арбуз, сумка, куртка, кактус, шалун, каблук, будка, луна, булка, парус, барсук.
Упражнение 67
Цель. Различать слова-паронимы.
Логопед произносит цепочку слов и предлагает ребенку выбрать слово, которое отличается от остальных.
Например:
катушка — катушка — подушка — катушка
удочка — уточка — удочка — удочка
совок — совок — сапог — совок
Например: баран, банан, батон, рыба, шуба, верба, бабушка, барабан, собака, колбаса.
При составлении схемы из квадратикрв или счетных палочек заданный слог выделяется контрастным цветом или величиной.
Третий блок упражнений
(направлен на выделение морфологических признаков слова)
Упражнение 68
Цель. Выделять заданный слог в структуре слова.
Ребенку предлагается проговаривать слово по слогам, изменяя силу голоса на заданный слог (например, первый слог — громко, остальные — шепотом). Подбор слов может быть хаотичным или ориентированным на автоматизацию поставленного звука, анализ слов с одинаковой сло-горитмической структурой, например: батон, вагон, балкон, закон, содержащих одинаковые слоги: роза, коза, гроза, глаза; косы, весы, бусы, носы, усы.
Вариант. Громко произносить только второй (первый или третий) слог каждого слова.
Упражнение 70
Цель. Выделять ударный слог в структуре слова.
Ребенку предлагается, используя движение и специальные знаки, выделять ударный слог в словах с одинаковой слогоритмической структурой {сорока, дорога, ворота, корона и пр.). Работая с предметными картинками, он проговаривает слово, отхлопывая или отстукивая каждый слог. Слог в ударной позиции произносится с широкой амплитудой движения. При составлении Схемы слова ударный слог выделяется контрастным цветом, формой или величиной. Чтение каждого слова сопровождается расстановкой знака ударения.
Усложнение:
Дифференциация слов в соответствии с местоположением ударного слога в структуре слова. При выполнении этого задания ребенок ориентируется на схему, где ударный слог выделен контрастным цветом, формой или величиной.
Например: ДО-РО-ГА (см. рис. 25).
■ Упражнение 69
Цель. Определять место заданного слога в структуре слова.
Ребенок выбирает хаотично лежащие в коробке предметные картинки или карточки со словами, содержащими заданный слог; проговаривает (читает) каждое слово, составляет его схему; выделяет заданный слог и определяет его местоположение в структуре слова. В упражнении используются слова с различной слогоритмической структурой.
Рис. 25
Упражнение 71
Цель. Изменять местоположение ударного слога в структуре слова.
Ребенку предлагается последовательность действий:
а) проговорить (прочитать) слово с соблюдением пра
вил орфографии;
б) составить его схему, используя специальные знаки;
в) изменить местоположение знака ударения в схеме;
г) воспроизвести слово в соответствии с изменениями.
Например: МАЛИНА (см. рис. 26).
Рис. 26
В случае затруднения используется помощь в виде содружественных движений руками при чтении (проговаривании) слова. Ударный слог выделяется силовым напряжением отхлопывающих движений.
Усложнение:
Смена ударения в парах слов.
Например:
В ходе выполнения упражнения уточняется семантическое значение каждого слова.
Упражнение 72
Цель. Составлять слово из заданных слогов.
Ребенку предлагается выделить ударные слоги в словах «капуста» и «шарик», выложить эти слоги из букв магнитной азбуки или счетных палочек, составить из них новое слово «каша».
Вариант 1. Составить слово, используя первый слог каждого слова: улей, лицо, царица — улица.
Вариант 2. Составить новое слово, выбирая необходимый слог из каждого слова: коза, канава, весна — занавес.
Упражнение 73
Цель. Изменять ритмическую структуру слова, используя заданный алгоритм.
Ребенку предлагается последовательность действий:
а) выбрать из хаотично лежащих в коробке предметных картинок (карточек со словами) ту, которая содержит
односоставное слово;
б) составить схему, используя специальные знаки;
в) «вырастить» из слова двух- и трехсложные слова,
наращивая слоговую структуру;
г) составить схему к каждому варианту, сравнить получившиеся схемы, например: ДОМ ДО МИК ДО МИ КИ
(см. рис. 27);
Рис.27
д) «вырастить» новые слова, используя эти схемы. Слова: сом, сад, рот, кот, нос, лист, куст, бант, мост, крест, стол, стул, гном и др.
Приложение
Логопедическая щетка-«ежик»
Рабочую поверхность щетки-«ежика» можно изготовить из массажной щетки для волос. Для этого используется резиновая основа с деревянными зубцами. Площадь поверхности щетки по возможности должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребенка. На обратную сторону резиновой основы приклеивается линолеум или толстый войлок для придания «ежику» жесткой формы. Широкая резинка способствует плотному прилеганию щетки к поверхности ладони (большой палец руки отведен). Использование щетки возможно в двух положениях: зубцами к ладони и зубцами наружу.
В упражнениях используются попеременные и синхронные движения обеими руками. В случае резкого ограничения подвижности рук логопед помогает ребенку, используя совмещенные действия. На первых этапах работы продолжительность упражнения с щеткой-«ежиком» не регламентируется временем и количеством повторений, но зависит от эмоционального настроя ребенка, его готовности к совместным действиям.
Рис. 28 |
Щетка-«ежик» может быть использована как вспомо
гательное средство в ходе формирования ритма движений,
усвоения слоговой структуры слов. ,
Литература
1. Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. Как эффективно подготовить ребенка к школе. Обучение чтению, предупреждающее
появление дисграфических ошибок / оформление обложки
А. Лурье, А. Олексенко. СПб.: Лань, 1998.
2. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика раз
вития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи /
под ред. Л. И. Беляковой. М.: Книголюб, 2004.
3. Визель Т. Г. Как вернуть речь. М.: ЭКСМО-Пресс: В. Секачев,
2001.
4. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика: пособие для учителя. М.: Владос, 1996.
5. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: учеб. для студ. высш.
учеб. заведений. М.: Владос, 2002.
6. Калинина И. Л. Учим детей читать и писать: книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов. 3-е изд. М.:
Флинта, 1998.
7. Козырева Л. М. Логопедическое пособие: звуковые разминки
и упражнения для совершенствования навыков техники чтения. М.: Издат-Школа, 2004.
8. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: Речь,
2003.
9. Лопухина И. С. Логопедия — речь, ритм, движение: пособие для
логопедов и родителей. СПб.: Дельта, 1997.
10. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для
развития речи: пособие для логопедов и родителей. М.: Аква
риум, 1995.
11. Медникова Л. С. К проблеме развития ритмической способности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью //
Дефектология. 2001. № 6.
12. Медникова Л. С. Развитие чувства ритма у дошкольников с
отставанием в умственном развитии: дис. канд. пед. наук.
М., 1996.
13. Методы изучения и преодоления речевых расстройств // Меж-
вуз. сб. научн. трудов. 1994.
14. Особенности формирования психических процессов у детей с
нарушением умственного и физического развития. Минск,
1987.