Тема 5. Моделирование социального партнерства
Задания:
1) Разработайте макет буклета образовательного учреждения. Отразите в нем информацию, привлекательную с точки зрения возможных партнеров; сделайте акцент на ценности конкретной образовательной услуги.
2) Разработайте проект социального партнерства в образовании. Представьте разработанный вами проект в следующей логике:
· Краткое описание проблемы, требующей решения, актуальность решения данной проблемы.
· Краткое описание целевой группы / целевых групп. Краткая характеристика актуальных взаимоотношений в целевой группе.
· Формулировкаосновной цели проекта, определенной для целевой группы / целевых групп.Общее описание предлагаемого решения проблемы. Обоснование реалистичности предлагаемого решения проблемы.
· Сотрудничество. Краткая характеристика учреждений и организации, партнеров по реализации проекта:
– государственные организации;
– общественные организации;
– частные лица.
· Характеристика эффектов, полученных в результате реализации проекта.
· Подготовьте презентацию разработанного проекта.
6.2. Темы докладов
1. Целевые и контактные группы социальных партнеров образовательного учреждения.
2. Возможные варианты организации сотрудничества в сфере образования
в новых экономических условиях.
3. Социальное партнерство за рубежом.
4. Имидж образовательного учреждения – дань моде или объективная необходимость.
5. Факторы становления и укрепления системы социального партнерства.
6. Репутация как капитал организации.
7. Попечительские советы: история и современность.
8. Общественная экспертиза в системе образования.
9. Виды дистанционной работы в развитии социального партнерства.
10. Образовательный кластер – теория и практика.
11. Социальное партнерство организации СПО в условиях профильной школы.
12. Формирование круга социальных партнеров в сфере образования.
13. Общественно-педагогические дискуссии.
14. Мотивация участия в партнерстве.
15. Ресурсные центры – важнейший фактор эффективной инновационной деятельности в социальном партнерстве.
16. Создание и развитие институтов общественного участия один из важнейших механизмов реализации государственно-частного партнерства в сфере образования.
17. Органы общественного участия в системе высшего профессионального образования.
18. Механизмы общественного участия в системе среднего профессионального образования.
19. Перспективы развития общественного участия в управлении образованием.
20. Развитие сервисной инфраструктуры, реализующей посреднические функции между рынком труда и профессиональным образованием (бизнес-инкубаторы, службы содействия трудоустройству выпускников).
Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению
Контрольная работа по дисциплине «Социальное партнерство в отрасли» предназначена для студентов заочной формы обучения и рассчитана на самостоятельное освоение содержания учебного материала данной дисциплины с учетом требований ФГОС.
Варианты контрольных работ
Вариант 1.
1. Проанализируйте опыт Великобритании и рассмотрите возможности его реализации в России.
2. Разработайте проект социального партнерства в образовании.
Вариант 2.
1. Проанализируйте опыт Франции и рассмотрите возможности его реализации в России.
2. Разработайте проект социального партнерства в образовании.
Вариант 3.
1. Проанализируйте опыт Германии и рассмотрите возможности его реализации в России.
2. Разработайте проект социального партнерства в образовании.
Вариант 4.
1. Проанализируйте опыт Финляндии и рассмотрите возможности его реализации в России.
2. Разработайте проект социального партнерства в образовании.
Вариант 5.
1. Проанализируйте опыт Нидерландов и рассмотрите возможности его реализации в России.
2. Разработайте проект социального партнерства в образовании.
Вариант 6.
1. Найдите информацию, отражающую региональную специфику социального партнерства в Свердловской области: название регионального совета по профессиональному образованию; цель деятельности; структура; функции.
2. Разработайте проект социального партнерства в образовании.
Вариант 7.
1. Найдите информацию о существующих ресурсных центрах на территории Свердловской области.
2. Разработайте проект социального партнерства в образовании.
Вариант 8.
1. Выявите наличие различных уровней осуществления социального партнерства конкретной образовательной организации: международный, федеральный, региональный, уровень учебных заведений.
2. Разработайте проект социального партнерства в образовании.
Вариант 9.
1. Проанализируйте опыт Дании и рассмотрите возможности его реализации в России.
2. Разработайте проект социального партнерства в образовании.
Вариант 10.
1. Проанализируйте цели и риски социального партнерства в зависимости от типа партнера.
2. Разработайте проект социального партнерства в образовании.
Представьте разработанный проект в следующей логике:
· Краткое описание проблемы, требующей решения, актуальность решения данной проблемы.
· Краткое описание целевой группы / целевых групп. Краткая характеристика актуальных взаимоотношений в целевой группе.
· Формулировкаосновной цели проекта, определенной для целевой группы / целевых групп.Общее описание предлагаемого решения проблемы. Обоснование реалистичности предлагаемого решения проблемы.
· Сотрудничество. Краткая характеристика учреждений и организации, партнеров по реализации проекта:
– государственные организации;
– общественные организации;
– частные лица.
· Характеристика эффектов, полученных в результате реализации проекта.
· Подготовьте презентацию разработанного проекта.
Вопросы для подготовки к зачету
1) Понятие социального партнерства и его значение для сферы образования.
2) История развития социального партнерства в России и за рубежом.
3) Социальное партнерство в профессиональном образовании за рубежом.
4) Функции социального партнерства.
5) Принципы социального партнерства.
6) Типология потенциальных партнеров в сфере образования.
7) Социальное партнерство в аспекте качества профессиональной подготовки.
8) Этапы развития социального партнерства в образовании.
9) Модели социального партнерства.
10) Факторы, влияющие на развитие социального партнерства в профессиональном образовании.
11) Уровни социального партнерства.
12) Организационные формы социального партнерства.
13) Сетевое взаимодействие как форма социального партнерства.
14) Виды дистанционной работы в развитии социального партнерства.
15) Государственно-частное партнерство в сфере образования.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Основная литература
1. Кязимов К. Г. Социальное партнерство: Теория и практика. Учеб. пособие / К.Г. Кязимов. 2-е изд. доп. и прераб. М.: Изд-во МиК, 2011. 248 с.
2. Профессиональная педагогика/ под ред. С.Я. Батышева,
А.М. Новикова. М.: Ассоц. «Проф. образование», 2010. 904 с.
Дополнительная литература
1. Борисова И.П. Центр современных профессий: реализация проекта: [Рекомендации по внедрению проекта социально-экономического партнерства в сфере начального профессионального образования в г. Н.Новгороде] //Справочник руководителя образовательного учреждения. 2004. №4. С.78-89.
2. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 – 2020 годы [Электронный ресурс] – режим доступа - http://www.edu.ru.
3. Государственно-частное партнерство в образовании: [сборник] / Научные редакторы О. П. Молчанова, А. Я. Лившин. М.: КДУ, 2009. 242 с.
4. Емельянова Л.В. Роль социального партнерства в регулировании рынка труда. Режим доступа:WWW.URL:// http:// labourmarket.ru /conf/ reports.php.-
5. Ильясов Д.Ф., Ильясова О.А. «Педагогические теории и роль субъективного фактора в их проектировании». Вестник ТПГУ. 2010. Выпуск 12 (102). Педагогика: Теория и практика. С. 5-11.
6. Кязимов К. Г. Социальное партнерство: Учеб. пособие / К.Г. Кязимов. М.: Гардарики, 2008. 271с.
7. Михеев В.А. Основы социального партнерства: Учеб.пособие. / В.А. Михеев. М.: Экзамен, 2001. 448 с.
8. Методические рекомендации по развертыванию и организации деятельности управляющих советов / Под ред. A.M. Моисеева. М.: Готика, 2005. 180 с.
9. Об обеспечении социального партнерства системы среднего профессионального образования: письмо Минобразования Российской Федерации от 21.11.03 №19-52-1130/19-28 (с приложением)//ОвД.-2004. №7. С.88-93.
10.Олейникова О.Н. Новые модели социального партнерства в сфере профессионального образования (Великобритания) // Среднее профессиональное образование. 2005. №11. С. 50-52.
11. Олейникова О.Н. Социальное партнерство в профессиональном
образовании / О.Н.Олейникова. М., 2005. [Электронный ресурс] – режим доступа http://window.edu.ru/window/library?p_rid=70152.
12. Олейникова О.Н., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского Союза // Высшее образование в России. 2006. №6.
13. Олейникова О.Н. Социальное партнерство в сфере профессионального образования Финляндии // Среднее профессиональное образование. 2004. №12. С. 44-47.
14. Прогнозирование потребности региональной экономики в подготовке квалифицированных кадров : Монография / А. Г. Мокроносов [и др.] ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2010. 110 с.
15.Семигин Г. Ю. Социальное партнерство / Г.Ю. Семигин. М.: Издательство «Мысль», 1996. 206 с.
16. Сотрудничество в сфере образования в Европе: нормативная основа, методы и инструменты кооперации: Монография. / Ларионова М.В.: Университетская книга. Логос, 2006.
17. Социальное партнерство в профессиональном образовании: материалы всероссийской науч.-практ. конф., Магнитогорск: МГППК, 2010. 315 с.
18. Социальное партнерство учреждений профессионального образования / Е.В. Ткаченко, Е.Г. Сафонова, Л.П. Панина, О.А. Фищукова. Екатеринбург, 2003. 330 с.
17. Хоменко И.А. Этапы развития социального партнерства //Журнал «Директор школы», N4/2007. М.: Сентябрь.
18. Фрумкин И. Д., Поляруш П.П. Частно-государственное партнерство в образовании: уроки международного опыта // Вопросы образования. 2008. № 8.
19. Чапаев Н.К. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт / Н.К. Чапаев, М.Л. Вайнштейн. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2007. 408 с.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. http://mediart.ru/ - Сайт MediАrt
2. http://psy.piter.com/ -Псипортал
3. http://psychology.net.ru/ или http://psy.net.ru/ -Мир психологии
4. http://www.inter-pedagogika.ru - Inter-ПЕДАГОГИКА
5. http://www.thetutor.ru/ - Тьюторская ассоциация
6. http://www.spcenter.ru/ - Центр «Социальное партнерство»
7.http://www.edu.rspp.ru/site.xp/057052124049050049.html – Российский союзпромышленников и предпринимателей (Социальное партнерство в сферепрофессионального образования)
http://www.spcenter.ru/ - Центр «Социальное партнерство»
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекционные и семинарские занятия проводятся в специализированной аудитории, оснащенной DVD-плеером, web-камерой, сканером, электронной доской, цифровой фотокамерой, цифровой видеокамерой, flash-накопителем, средствами беспроводного доступа к сети Internet, телевизором, видеомагнитофоном, ноутбуком и мультимедийным проектором. Каждому студенту выделяется индивидуальное рабочее место.
Учебно-методический комплекс дисциплины
«Социальное партнерство в отрасли»
Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.
ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.