Педагогические способности в структуре деятельности педагога – воспитателя. Сущность и характеристика педагогических способностей.
Э
Э
Э
Ж
Э
Э
Д
Л
Э
Э
Э
Э
Практические занятия ВПД 1 курс НО 2016 - 17
Содержание разделов дисциплины
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
Общие основы педагогики | Педагогика как наука учебный предмет и искусство. Предметно – проблемное поле современной педагогики педагогика в системе наук о человеке. Возникновение педагогики как науки. Объект, предмет, вопросы и функции педагогики. Задачи педагогической науки. Категориальный аппарат педагогики. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Сущность целостного педагогического процесса. Понятие, структура, функции ЦПП. Движущие силы закономерности и принципы ЦПП. Методология и методы педагогических исследований. Методологическая культура педагога. Научные исследования в педагогике. Уровни педагогических исследований. Методологические принципы научно-педагогического исследования. |
Тематика практических занятий:
Занятие 1. (2 часа)
Тема:Педагогика как наука, искусство, учебный предмет.
Вопросы для обсуждения:
1. Становление научной педагогики.
этапы развития педагогики | основные фамилии и труды |
2. Объект, предмет и функции, вопросы педагогики.
3. Система педагогических наук.
4. Связь педагогики с другими науками.
Занятие 2. (4 часа)
Тема:.Образование как педагогическая категория.
Вопросы для обсуждения:
1.Детерминанты содержания образования, исторический характер образования.
2. Принципы отбора содержания образования, компоненты содержания образования.
3. Носители содержания образования.
Государственный образовательный стандарт и его функции.(1поколения)
основные особенности ФГОС 2 НОО.
4. Перспективы развития образования
а) перспективы развития содержания общего образования.
Модель построения 12- летней общеобразовательной школы (вынесено на к/р)
б) перспективы развития высшего и послевузовского образования
Типы и виды образовательных учреждений, формы получения образования.
Занятие 3. (4 часа)
Тема:.Образование как общественное явление и педагогический процесс.
Вопросы для обсуждения:
1. Образование как педагогическая категория. Свойства образования.
2. Генезис образования как социального явления.
3. Сущность ЦПП. Структура, функции и движущие силы ЦПП.
4. Закономерности и принципы ЦПП.
Занятие 4. (4 часа)
Тема:Методология и методы педагогических исследований.
Вопросы для обсуждения:
Организация педагогического исследования и определение методологических параметров: проблемы, объекта, предмета, цели, задачи, гипотезы педагогического исследования.
Критерии качества педагогического исследования: актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость.
Понятие о педагогическом эксперименте. Виды эксперимента.
Содержание разделов дисциплины
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
Общая характеристика педагогической профессии | Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы её развития. Общее представление о профессии. Возникновение и становление педагогической профессии: допрофессиональный этап, условно профессиональный этап, собственно профессиональный этап, современный этап. Типология современных педагогических профессий. Особенности становления и развития педагогической профессии в России. Проблемы и перспективы развития педагогической профессии в современной России. | |
Содержание и характеристика педагогической деятельности | Деятельность, характеристика. Структура деятельности. Ведущие виды деятельности. Деятельность как условие развития личности. Профессиональная деятельность педагога. Общая характеристика понятия «деятельность». Сущность и специфика педагогической деятельности. Мотивация, цель, содержание, виды и функции педагогической деятельности. Стили педагогической деятельности. Профессиональная компетентность и умения педагога. Профессиональные ошибки в деятельности педагога. Правовые аспекты профессиональной деятельности педагога. | |
Учитель как субъект педагогической деятельности | Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Характеристика учителя мастера. Педагогическая культура. Личность педагога: общая характеристика. Направленность личности педагога. Требования к личности педагога в работах корифеев педагогической науки и практики. Профессионально значимые качества личности педагога. Личностные и правовые аспекты взаимоотношений педагога и ребенка. Профессионально-педагогическая культура педагога. Требования к профессиональной компетентности педагога. |
Занятие 5. (4 часа)
Основные понятия: деятельность, ведущая деятельность, педагогическая деятельность
Тема: Содержание и характеристика деятельности человека. Профессионально — педагогическая деятельность.
Вопросы для обсуждения:
1.Характеристика и особенности человеческой деятельности.
2. Ведущие виды деятельности.
3. Деятельность как основание личности. Характеристика деятельности как средства и условия воспитания и развития школьника (заполнить таблицу)
возраст | Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | новообразования |
4. Сущность и виды педагогической деятельности (найти отличия, заполнить таблицу).
преподавание | воспитательная работа |
3. Педагогическое мастерство.
4. Педагогические способности
5. Стили педагогической деятельности.
А) сравнить стили управления
авторитарный | либеральный | демократический |
Б) стили педагогического общения Кан – Калик .В.А.
В) стили обучающей деятельности А.К. Маркова, А.Я. Никонова
Г) стили педагогической деятельности Э.Г.Костяшкин
6. Профессионально обусловленные требования к личности педагога (профессиональный стандарт педагога)
Тема: Учитель как субъект педагогической деятельности. (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика личностных и профессиональных качеств педагога, пути их формирования (рассмотреть по уровням: физиологический, психологический, социальный).
2. Диагностика профессиональных качеств и их анализ.
3. Пути и способы их совершенствования.
Педагогические способности в структуре деятельности педагога – воспитателя. Сущность и характеристика педагогических способностей.
В
В
В
В
И
В
D