Исследование социометрического статуса каждого
Психологическая характеристика личности ученика с диагностическими данными и рекомендациями по реализации индивидуального подхода
В учебно-воспитательной работе с ним
Характеристика личности обучающегося должна составляться в строгом соответствии с программой, включающей следующие разделы:
— общие сведения о школьнике;
— особенности семейного воспитания ученика;
— статус ученика в классном коллективе;
— особенности познавательной деятельности;
— особенности эмоционально-волевой сферы личности;
— индивидуально-типологические особенности личности;
— индивидуальный подход к ученику в учебно-воспитательной работе.
Общие сведения о школьнике
Возраст; состояние здоровья; группа занятий на физкультуре; наличие хронических заболеваний; посещение детских воспитательных учреждений; взаимоотношения с одноклассниками и учителями; отношение к школе, классу, к отдельным учебным дисциплинам (наиболее любимые и нелюбимые, почему?); успеваемость, поведение и прилежание (по материалам изучения личного дела, бесед с педагогами и пр.).
Особенности семейного воспитания
Состав семьи, взаимоотношения в семье; каков психологический климат в семье; отношение к ребенку в семье и забота о его воспитании и успехах в учении; условия жизни воспитанника (соблюдение режима дня; отношение к выполнению домашних заданий; наличие рабочего места и пр.); увлечения (любимые книги, журналы, газеты, радиопередачи, телепередачи, коллекционирование); занятия спортом; отношение к старшим, младшим, к животным, растениям, к музыке, к изобразительному искусству, к технике.
Статус школьника в классном коллективе
Статус школьника по результатам социометрии. Взаимоотношения в классе и микрогруппах (подтвердить фрагментами из социограммы выборов по симпатиям).
Особенности познавательной деятельности
Особенности познавательных процессов: внимания; памяти; мышления.
Особенности эмоционально-волевой сферы личности
Изучение личностной тревожности; особенности волевых свойств личности.
Индивидуально-типологические особенности личности
Изучение самооценки школьника; уровня притязаний личности; темперамента; способностей.
Индивидуальный подход к ученику в учебно-воспитательной работе
Положительные и отрицательные стороны личности (анализ). Меры педагогического воздействия, применявшиеся практикантом для коррекции успеваемости и поведения воспитанника в ходе педпрактики, их результаты. Конкретные психолого-педагогические советы в адрес педагогов, классного руководителя, а также в адрес родителей и воспитанника.
К характеристике нужно приложить протоколы бесед, наблюдений, экспериментов, заполненные испытуемым вопросники, анкеты, тестовые бланки.
Дата составления характеристики. Подпись практиканта.
Подпись классного руководителя.
Психологическая характеристика коллектива класса как малой группы
С диагностическими данными и рекомендациями по организации
Дальнейшей учебно-воспитательной работы с классом
Характеристика классного коллектива должна составляться в строгом соответствии с программой, включающей следующие разделы:
- общие данные обследуемой группы;
- исследование социометрического статуса каждого члена группы;
- характер межличностных отношений в классе;
- изучение профессиональных интересов обучающихся (для 8-11 классов);
- воспитательная работа практиканта в классе.
Общие данные обследуемой группы
Наименование учебного заведения, его местонахождение. Количество воспитанников, половой и возрастной состав. Уровень успеваемости и дисциплинированности, наличие отличников, новичков, «трудных» обучающихся. Актив класса, его роль в жизни класса.
Исследование социометрического статуса каждого
Члена группы
Результаты социометрии (лидеры, аутсайдеры; наличие микрогрупп, их состав и направленность; взаимоотношения мальчиков и девочек (юношей и девушек).