Исследование социометрического статуса каждого

Психологическая характеристика личности ученика с диагностическими данными и рекомендациями по реализации индивидуального подхода

В учебно-воспитательной работе с ним

Характеристика личности обучающегося должна составляться в строгом соответствии с программой, включающей следующие разделы:

— общие сведения о школьнике;

— особенности семейного воспитания ученика;

— статус ученика в классном коллективе;

— особенности познавательной деятельности;

— особенности эмоционально-волевой сферы личности;

— индивидуально-типологические особенности личности;

— индивидуальный подход к ученику в учебно-воспитательной работе.

Общие сведения о школьнике

Возраст; состояние здоровья; группа занятий на физкультуре; наличие хронических заболеваний; посещение детских воспитательных учреждений; взаимоотношения с одноклассниками и учителями; отношение к школе, классу, к отдельным учебным дисциплинам (наиболее любимые и нелюбимые, почему?); успеваемость, поведение и прилежание (по материалам изучения личного дела, бесед с педагогами и пр.).

Особенности семейного воспитания

Состав семьи, взаимоотношения в семье; каков психологический климат в семье; отношение к ребенку в семье и забота о его воспитании и успехах в учении; условия жизни воспитанника (соблюдение режима дня; отношение к выполнению домашних заданий; наличие рабочего места и пр.); увлечения (любимые книги, журналы, газеты, радиопередачи, телепередачи, коллекционирование); занятия спортом; отношение к старшим, младшим, к животным, растениям, к музыке, к изобразительному искусству, к технике.

Статус школьника в классном коллективе

Статус школьника по результатам социометрии. Взаимоотношения в классе и микрогруппах (подтвердить фрагментами из социограммы выборов по симпатиям).

Особенности познавательной деятельности

Особенности познавательных процессов: внимания; памяти; мышления.

Особенности эмоционально-волевой сферы личности

Изучение личностной тревожности; особенности волевых свойств личности.

Индивидуально-типологические особенности личности

Изучение самооценки школьника; уровня притязаний личности; темперамента; способностей.

Индивидуальный подход к ученику в учебно-воспитательной работе

Положительные и отрицательные стороны личности (анализ). Меры педагогического воздействия, применявшиеся практикантом для коррекции успеваемости и поведения воспитанника в ходе педпрактики, их результаты. Конкретные психолого-педагогические советы в адрес педагогов, классного руководителя, а также в адрес родителей и воспитанника.

К характеристике нужно приложить протоколы бесед, наблюдений, экспериментов, заполненные испытуемым вопросники, анкеты, тестовые бланки.

Дата составления характеристики. Подпись практиканта.

Подпись классного руководителя.

Психологическая характеристика коллектива класса как малой группы

С диагностическими данными и рекомендациями по организации

Дальнейшей учебно-воспитательной работы с классом

Характеристика классного коллектива должна составляться в строгом соответствии с программой, включающей следующие разделы:

- общие данные обследуемой группы;

- исследование социометрического статуса каждого члена группы;

- характер межличностных отношений в классе;

- изучение профессиональных интересов обучающихся (для 8-11 классов);

- воспитательная работа практиканта в классе.

Общие данные обследуемой группы

Наименование учебного заведения, его местонахождение. Количество воспитанников, половой и возрастной состав. Уровень успеваемости и дисциплинированности, наличие отличников, новичков, «трудных» обучающихся. Актив класса, его роль в жизни класса.

Исследование социометрического статуса каждого

Члена группы

Результаты социометрии (лидеры, аутсайдеры; наличие микрогрупп, их состав и направленность; взаимоотношения мальчиков и девочек (юношей и девушек).

Наши рекомендации