История Древнего мира, мифология

Этот человек придумал способ передвижения, который спас ему жизнь. Но способом этим больше никогда не пользовался. Кто он? (Речь идёт об Одиссее – помните, как он выбрался из пещеры циклопа, прицепившись снизу к овце? Конечно, это задачка для тех, кто знаком с мифами древних греков.)

История

Задуман военачальник. Кто? (Учитель может загадать любого соответствующего исторического персонажа, например, Наполеона, или Александра Македонского.)

Литература

Героиня не отличалась щедростью, хоть и гостям рада была. Кто она? (Коробочка из «Мёртвых душ» Гоголя.)

Литература, физика, химия

Серьёзные занятия наукой не мешали ему сочинять стихи. Кто он? (Например, Гёте или Ломоносов.)

Загадать можно не только персонаж, но и любой объект, прибор, формулу, правило, слово…

ПРИМЕРЫ

Русский язык

Учителем задумано правило. Какое?

Геометрия

По геометрическим свойствам отгадайте загаданную фигуру.

Информатика

Летающая тарелка с существами, у которых по три пальца на руках, приземлилась на площадке перед школой. Одно из этих существ, прикинувшись учеником, попадает в первый класс. Выйдя к доске, этот «ученик» составляет задачу по картине и решает её: 5+12=21, но его со всех сторон поправляют: 5+8=13! Объясните ситуацию. (Введение в тему «Шестеричная система отсчёта».)

Химия

Загадана химическая реакция. Какая?

Математика, химия, физика

Задумана формула. Какая?

Физика, химия, биология, история

Задумано физическое явление (химическое явление, историческое событие…). Какое?

История, искусство

Задумана картина на историческое событие. Какая?

География, астрономия

Глубокая ночь. А в городе открыты магазины, работают люди. Почему? (Полярная ночь.)

География, иностранный язык

Загадан город (озеро, море, горы…). Какой?

Английский язык

Нужно отгадать одно из слов заданного текста: (Ученики задают вопросы типа: Is it a noun? Is it a verb? Has it a letter «а»?..)

Иностранный язык

Дан план города (карта). Учитель загадывает объект. Какой?

Введение в профессию

Я задумал профессию. Специалисты этой профессии часто «на слух» делают заключение о нормальной работе объекта. Назовите профессию специалиста. (Врач, или железнодорожный рабочий, который бьёт по колёсам молоточком и на слух определяет, нет ли трещин).

Биология, физика, химия (из картотеки А. Лимаренко)

Жена немецкого сельского врача Эмма преподнесла ему на день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его последующие научные успехи. С лёгкой руки Эммы ему крупно повезло – вскоре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия – возбудитель туберкулеза. Что же подарила врачу его дальновидная супруга? (Подарком был… микроскоп. С его помощью сельский врач Р. Кох открыл также возбудителей холеры, бубонной чумы, сонной болезни и столбняка, чем спас жизни миллионов людей.

Последняя «Да-нетка» хороша как ввод в темы «Микроскоп» или «Оптические приборы» на уроках физики или «Микроорганизмы» на уроке биологии. А если дети не смогли, не успели найти ответ? Прекрасно! Используем приём «Отсроченная отгадка» из книги «Приёмы педагогической техники». Ещё несколько интригующих загадок.

ПРИМЕРЫ

Начальная школа, чтение

Лето. Ночь. Два человека копают огород. Для чего? (Хотят получить знамя. Загадка была использована, чтобы заинтересовать рассказом Носова «Огородники».)

Детский сад, начальная школа, почти любой урок в средней и старшей школе

Что в мешочке, угадай? (В мешочке или за ширмой любой предмет, имеющий отношение к изучаемой либо повторяемой теме.)

Русский язык

– Я такого прелестного человека в жизни не встречал! – Иван, услышав это, бросил в соседа стакан, зажатый в руке. Почему? (Раньше слово «прелестный» означало «коварный».)

Диалог с учителем

– Я начала применять эту игру после того, как прочла о ней в сборнике «Педагогика + ТРИЗ»

№ 2. Игра ребятам нравится. Но возникла такая проблема: в слабом классе ребята не слышат или не запоминают вопросы друг друга, повторяют их. Как быть?

– Сделайте так: пусть ученик делает вывод из предыдущего ответа учителя, а уж потом задаёт свой вопрос.

Например, задумано животное.

Ученик:

– Оно живёт в воде?

Учитель:

– Нет.

Следующий ученик:

– Теперь мы знаем, что это животное живёт не в воде. Мой вопрос: оно имеет крылья?

– …

Приложение 3

Справка о курсе «Учусь мыслить смело!» (УМС)

Ключевые слова

Новое содержание образования, развитие креативного мышления, открытые задачи, методы нахождения новых идей, ТРИЗ, творческая личность.

Цель

Воспитание разносторонней творческой личности, готовой к жизни в быстро меняющемся мире.

Ключевые положения

Курс УМС – это получение знаний через решение творческих задач. Учебный курс интегрирует знания из разных предметных сфер: искусство и культура, техника и физика, геология и космос, психология и бизнес.

Предполагается, что курс УМС «перекроет» весь школьный возрастной диапазон.

Курс состоит из отдельных блоков-модулей. Большинство модулей рассчитаны на получение учеником собственного творческого результата.

Творческими результатами для детей возраста начальной школы могут быть, например:

• самостоятельно сочинённая сказка-калька;

• загадка или сборник загадок на определённую тему;

• рассказ-сочинение;

• придуманное фантастическое животное;

• и др.

Творческими результатами для старших учеников могут быть:

• фантастический рассказ;

• изобретение;

• исследование;

• разработка программы исследования;

• инновационный проект (технический или социальный);

• самостоятельно сочинённые творческие задачи;

• и др.

Курс состоит из обязательных модулей и дополнительных, целесообразность работы по которым определяется педагогом. Например, дополнительными могут быть такие модули, как «УМС-стихосложение» или «УМС-мастерская».

Большое значение в курсе УМС придаётся обучению «умению учиться». Для этого разработаны специальные учебные модули «искусство задавать вопросы», «скоростное конспектирование» и др.

Традиционные знания (физика, химия, технологии…) входят в блоки УМС в контексте практического применения и изобретательства, что делает их намного более интересными для учеников.

Курс УМС сопровождается дидактическим презентационным материалом для учащихся, включающим в себя аудио– и видеоматериалы.

Предполагается разработка компьютерных программ поддержки курса УМС.

Одним из блоков программы будет модуль «Жизненная стратегия творческой личности».

А результат?

С высокой степенью вероятности ребёнок сможет разгадать половину фокусов Ури Геллера с первого просмотра.

Не будет задавать вопросы типа «а зачем эта физика?».

Будет одинаково уважительно относиться к гуманитарному и техническому творчеству.

Будет сам настроен на творческую жизнь.

И многое, многое другое…

В настоящее время разработаны несколько ключевых модулей курса, демонстрационные версии компьютерных программ, идёт апробация подходов, форм работы, содержания курса.

Одной из форм апробации стали семинары-погружения, которые проводились со старшими школьниками по заказу школ.

Для этих семинаров была разработана экспериментальная программа, которая целиком, по частям или в сокращении использовалась для погружений в мир высокоинтеллектуального творчества.

Программа экспериментального курса «Учусь мыслить смело!»

1 часть. 36 уч. часов

История Древнего мира, мифология - student2.ru

История Древнего мира, мифология - student2.ru

История Древнего мира, мифология - student2.ru

История Древнего мира, мифология - student2.ru

2 часть. 36 уч. часов

История Древнего мира, мифология - student2.ru

История Древнего мира, мифология - student2.ru

История Древнего мира, мифология - student2.ru

Приложение 4

Проект региональной образовательной программы «Образование для будущих инноваторов»

Структура Программы

Введение

Анализ ситуации и обоснование проблемы

Ключевая идея, цель и задачи Программы (Проекта)

Ожидаемые (прогнозируемые) результаты

Целевые группы

Механизм реализации и ресурсное обеспечение Программы

5.1. Этапы и сроки реализации Программы

5.2. План действий

5.3. Ресурсное обеспечение Программы

Мониторинг реализации Программы

Управление Программой.

Введение

Стремительно изменяется мир, и, соответственно, усложняется жизнь в этом мире. Динамизм становится характерным явлением современности. Активно растёт не только объём информации, но появляются новые высокие технологии, изменяется общественное мнение, развиваются сетевые формы организации. Сегодня актуальным становится умение действовать в нестандартной ситуации, быстро и продуктивно включаться в незнакомые виды деятельности, устанавливать эффективные отношения с коллегами и партнёрами, уметь работать в команде, рисковать, пробовать, быть готовым реализовать свой шанс.

Но для успешной жизни в этих условиях требуются совсем другие компетенции, другое образование, другие технологии освоения «нового».

Наши рекомендации