Упражнения для постановки звука Л

Описание правильной артикуляции звука Л

Рот чуть приоткрыт. Губы в нейтральном поло­жении. Кончик языка поднят и упирается в основание верхних резцов. Задняя часть языка (корень языка) приподнята, в результате язык по форме напоминает седло. Выдыхаемая струя воздуха направляется в сто­роны и выходит между нёбом и боковыми краями языка.

Для того чтобы выработать правильную артику­ляцию звука Л, надо научить ребенка напрягать кон­чик языка и плотно прижимать его к верхним зубам.

Далее предлагаются артикуляционные упражнения, способствующие выработки артикуляционной позы.

Помассируй язычок

Напомните ребенку, как можно выполнить само­массаж языка. Для этого надо улыбнуться, приоткрыть рот. Затем положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить слоги «та­-та-та» в течение 5—10 с. Затем пошлепать язык губа­ми, произнося при этом слоги «пя-пя-пя».

Лопатка

(статическое артикуляционное упражнение)

Напомните ребенку, как правильно положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении нужно 5—10 с. За­тем убрать язык, закрыть рот. Если у ребенка язык слишком напряжен и не лежит спокойно на губе, то по нему можно слегка похлопать указательным паль­цем, применив расслабляющий прием самомассажа.

Повторить упражнение 3—5 раз.

Лопатка— иголочка

(динамическое артикуляционное упражнение)

Напомните ребенку, как язык может менять фор­му. Сначала положите на нижнюю губу широкий рас­слабленный язык (поза «Лопатка»). Удерживайте язык в таком положении в течение 3—5 с. Затем на­прягите язык и, выдвинув вперед, придайте ему заост­ренную форму, напоминающую жало (поза «Иголоч­ка»). Удерживайте язык в таком положении тоже 3—5 с. после чего вновь расслабьте, придав форму лопатки.

Попросите ребенка повторить это упражнение несколько раз подряд, изображая то «Лопатку», расслабляя язык, то «Иголочку» , напрягая его.

Качели

(динамическое артикуляционное упражнение)

Напомните ребенку, как качать язычок на малень­ких качелях. Дляэтого надо открыть рот и двигать язык внутри ротовой полости. Широкий кончик язы­ка прикасается сначала ко внутренней стороне верх­них резцов, а затем ко внутренней стороне нижних резцов.

Движения надо выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Вверх-вниз, вверх вниз...», в спокойном темпе, 6—10 раз.

Маляр

(динамическое артикуляционное упражнение)

Напомните ребенку, как языком-«кисточкой» можно покрасить в «доме» - ротике потолок. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погла­дить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь ротовой полости и обратно).

Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...», в спокойном темпе, 6—10 раз.

Вкусное варенье

(динамическое артикуляционное упражнение)

Предложите ребенку облизать с губ воображаемое (а можно и настоящее) варенье. Для этого надо от­крыть рот и широким кончиком языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз.

Выполнить 5—10 движений.

Лошадка

(динамическое артикуляционное упражнение)

1. Изобразите, как скачет по дороге лошадка, как она цокает копытами по асфальту или камням. Для этого приоткройте рот, присосите широкий кончик языка к твердому нёбу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвите его. Сначала цокайте в медленном темпе, затем постепенно убыстряйте его.

Предложите ребенку «поскакать на лошадке» вместе с вами. Следите, чтобы кончик языка не под­ворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась не -подвижной.

Выполняйте упражнение в течение 10 секунд.

2. Затем беззвучно пощелкайте кончиком языка. (Выполнять так же, как предыдущее упражнение, но без звука.) Скажите ребенку, что теперь лошадка свернула с дороги и скачет по траве, поэтому и звук стал намного тише. Предложите ребенку поскакать на лошадке вслед за вами. Сначала делайте движения языком медленно, затем темп увеличьте.

Выполняйте упражнение в течение 10с.

Индюк

(динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как можно изобразить голос индюка. Для этого приоткройте рот, слегка улыбнитесь. Выполните широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загните, чтобы было удобнее поглаживать губу. Сначала производите мед­ленные движения, потом увеличивайте темп и добавь­те голос, пока не послышатся звуки: «Бл, бл, бл...» Попросите ребенка тоже изобразить индюка.

Упражнение выполнять в течение 10 с.

Пароход

(артикуляционно - голосовое упражнение)

Покажите ребенку, как гудит большой пароход, подплывая к пристани. Для этого приоткройте рот и длительно, на одном дыхании, произносите звук Ы. (Кончик языка должен быть опущенным и находить­ся в глубине ротовой полости.)

Чистим верхние зубки

(динамическое артикуляционное упражнение) Предложите ребенку почистить верхние зубы спомощью языка. Для этого надо открыть рот и широ­ким кончиком языка погладить верхние резцы с внутренней стороны. Движения языком следует совершать влево-вправо.

Движения выполнять в спокойном темпе 6 — 10раз.

Поймай язычок

(артикуляционно - голосовое упражнение)

Предложите ребенку поймать зубами свой язычок. Для этого во время произнесения звука А надо вы­двинуть изо рта широкий кончик языка и зажать его — слегка прикусить зубами. Повторите упражнение не­сколько раз подряд. При ускоренном темпе будет слышен звук Л.

Наши рекомендации