Тематика курсовых проектов
1.Методика обучения учащихся на примере преподавания курса «...»*
2.Организация деятельности учащихся в условиях формирования навыков самостоятельной деятельности по декоративно-прикладному творчеству.
3.Методические особенности декоративно-прикладного направления.
4.Создание профессиональной образовательной среды в процессе обучения декоративно-прикладному творчеству учащихся.
5.Декоративно-прикладное творчество в контексте изучения истории родного края.
6.Нетрадиционные формы развития профессиональной культуры студентов на занятиях декоративно-прикладного творчества.
7.Разработка уроков в методике преподавания декоративно-прикладного творчества.
8.Средства воспитания познавательного интереса на занятиях по декоративно-прикладному творчеству «...».
9.Методы развития мотивационной сферы на занятиях по декоративно-прикладному творчеству.
10.Организация факультативных занятий по изучению декоративно-прикладного творчества «...»
11.Межпредметная связь в изучении декоративно-прикладного творчества «...»
12.Декоративно-прикладное творчество в программе обучения учащихся школы искусства.
13.Выставочная деятельность в преподавании декоративно-прикладного творчества «...»
14.Инновационные подходы в методике преподавания декоративно-прикладного творчества «...».
15.Повышения квалификации руководителей студии декоративно-прикладного творчества по курсу «Организация и роль музея в создании профессиональной образовательной среды» по воспитанию профессиональной культуры студентов.
16.Формы организации внеаудиторных занятий в изучении декоративно-прикладного творчества «...».
17.Традиционный подход в методике преподавания декоративно-прикладного творчества.
18.Формирование художественной культуры учащихся на занятиях по декоративно-прикладному творчеству «...».
19.Формирование художественного вкуса учащихся (студентов) на занятиях по декоративно-прикладному творчеству «...».
20.Развитие и становление системы художественного и образного видения мира учащихся (студентов) на занятиях по декоративно-прикладному творчеству «...».
21. Игры на уроках декоративно-прикладного творчества.
22. Развитие познавательной деятельности учащихся на занятиях по декоративно-прикладному творчеству.
23. Методика применения метода проекта на занятиях ДПТ.
________
*Примечание:в кавычках указывается выбранная категория (дисциплина, возрастная группа, образовательное учреждение).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Введение
Социально-экономическое развитие общества, расширение и разнообразие рынка товаров и услуг обусловили современного человека к организации комфортной окружающей предметной действительности. В сложившихся условиях возрастает роль декоративно-прикладного творчества, ориентированного на создание гармоничной социокультурной, предметно-пространственной среды. Удовлетворяющих материальные, эстетические и духовные потребности человека…
В связи с этим во введении необходимо отразить определяющее значение процесса преподавания декоративно-прикладного творчества в общем процессе обучения народному художественному творчеству, проблему исследования (что надо изучить; что раньше в науке не было изучено; противоречия, существующие в науке), проблема должна найти отражение в теме исследования. Тему работы нужно так обозначить, чтобы в ней проявилось движение от достигнутого наукой, от привычного к новому. Например. Исследования Щукиной В,В.: «Развитие дизайнерской компетентности будущих педагогов профессионального обучения»; Ульяновой Н.Б. «Формирование этнохудожественной культуры у будущего дизайнера в ВУЗе»; Угаровой Л.А. «Формирование профессиональной компетентности будущих бакалавров технологического образования» и т.д.
Далее необходимо обосновать актуальность темы, убедительно показать, что именно эта тема среди других – самая насущная. Актуальность темы должна быть значима во-первых - для практики, отвечать её насущным проблемам, во-вторых - полученные результаты заполнят пробел в науке, которая не располагает в настоящее время средствами для решения этой научной задачи. Обоснование актуальности [Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/ В.В. Краевский, Е.В. Бережнова.- М.: «Академия», 2006.- 400с.] в идеале развёртывается следующим образом (схема 1).
Обоснование актуальности направления | Обоснование практической актуальности темы исследования | Обозначение научной актуальности темы | |||||||
Оценка результатов педагогического процесса | Оценка качества педагогического процесса | ||||||||
Показать значимость выделенной проблемы и необходимость её решения | Показать недостатки обученности и воспитанности учащихся, которые следует устранить | Показать недостатки в педагогическом процессе, которые ведут к недостаткам обученности и воспитанности учащихся | Показать степень разработанности выделенной проблемы в науке, указать на недостаточно изученные аспекты |
Рис.1. Схема обоснования актуальности темы исследования
Важным и необходимым этапом исследования является конкретизация общей цели в системе исследовательских задач
Цель исследования.
Цель –это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска.
Несколько примеров.
Цель исследования С.И. Маслова по теме «Дидактические основы реализации эмоционально- ценностного компонента в начальном образовании» определена так: выявить место и роль эмоционально- ценностного компонента в системе начального образования, определить способы его включения в содержание образования и разработать механизм реализации в процессе обучения. «Выявить» относится к первой, научно-теоретической функции этого исследования, а «разработать» - к конструктивно-технической, нормативной функции. В другой работе речь идет тоже о выявлении и разработке: выявление организационно—педагогических условий и разработка научно-методического обеспечения оптимальной реализации стратегии исследовательского обучения одаренных старшеклассников[Краевский В,В., с.292]. Обе функции исследования Ульяновой Н.Б. отражены в такой формулировке цели: разработать, обосновать и реализовать модель формирования этнохудожественной культуры будущего дизайнера, а также выявить педагогические условия ее эффективного функционирования; у Угаровой Л.А цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке педагогических условий формирования профессиональной компетентности.
Вывод: цель исследования должна состоять из теоретического обоснования темы работы и практического применения.
Затем приступаем к определению объекта и предмета исследования.
Объект- это некий процесс, некоторый круг явлений, на которые направлено внимание исследователя.
Предмет– всё то, что находится в границах объекта исследования в определённом аспекте рассмотрения (Ф.А. Кузин). Понятие, более конкретное по своему содержанию: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе. Поэтому определение предмета исследования означает и установление границ поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленения и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими средствами и методами.
Приведем ряд примеров определения объекта исследования в соответствии с темой.
Итак: объект- процесс речевого развития школьников, предмет- влияние вербально-коррекционной среды на речевое развитие школьников. Или: объект – процесс развития у детей младшего школьного возраста субъективно-непрагматического отношения к природе, предмет- психолого-педагогические условия развития субъектно-непрагматического отношения к природе в младшем школьном возрасте. Другие примеры: объект- профессиональная подготовка будущих дизайнеров в вузе, предмет- процесс формирования этнохудожественной культуры будущего дизайнера на основе традиций этнопедагогики; объект- процесс подготовки специалистов в вузах сервиса в области конструирования швейных изделий, предмет – методика формирования дизайнерской культуры студентов специальности «Конструирование швейных изделий»; объект- профессиональная подготовка будущих педагогов профессионального обучения, предмет – процесс развития дизайнерской компетентности будущих педагогов профессионального обучения.
Встречается и обратное соотношение: объект в педагогике, а предмет в психологии. Например, объект- теория и практика, обеспечивающие развитие творческого потенциала педагога в системе дополнительного образования детей; предмет- развитие творческого потенциала педагога в условиях совершенствования дополнительного образования детей.
Задачапредставляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Задача — это цель преобразования конкретной ситуации или, иными словами, ситуация, требующая своего преобразования для достижения определенной цели. Задача всегда содержит известное (обозначение условий ситуации) и неизвестное, искомое, требуемое, рассчитанное на совершение определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы. Реализованная с учетом конкретных условий задача синтезирует содержательную, мотивационно-побудительную и операционную стороны исследовательской деятельности и является ее своеобразным «фокусом».
Таким образом, процедура целеполагания и определения порядка реализации целей достаточно сложна, вариативна, требует глубокого проникновения в исследуемую область и смежные области знания, учета специфики каждого исследования.
Среди значительного количества задач, подлежащих решению, очень важно выделить основные. Их рекомендуется выделить сравнительно немного, не более 5—6. Однако обязательно должны быть выделены три группы задач.
Чаще всего первая из основных групп задач — историко-дианостическая — связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования; вторая — теоретико-моделирующая — с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования; третья — практически-преобразовательная — с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций.
Остальные, более частные задачи, относят чаще всего в качестве подзадач к основным.
Вот как сформулировала задачи своего исследования на тему «Коммуникативная деятельность учителя как условие гуманизации образования старших школьников» преподаватель Омского педагогического университета О. В. Морозова.
1. Провести теоретический анализ состояния коммуникативной деятельности учителя в зарубежной и отечественной педагогике, показать ее современное состояние в теории и практике образования.
2. Определить содержание, структуру, функции и критерии эффективности коммуникативной деятельности учителя, ее гуманистической направленности.
3. На основе анализа коммуникативной деятельности учителя как условия гуманизации процесса образования разработать и экспериментально проверить программу, методические приемы и методику гуманизации коммуникативной деятельности учителя.
4. Выработать систему (программы, способы, формы) освоения учителем гуманизированной коммуникативной деятельности в процессе образования.
Лестница верно поставленных задач (или, как часто выражаются, «дерево целей», «череда задач») определяет «маршрут» поиска, уточняет, какую последовательность задач нужно выстроить, чтобы решить проблему. Составление этого «дерева» чаще всего проводится путем выяснения того, что нужно узнать, установить для получения результата (цели). Затем происходит своего рода «обратное восхождение» от цели к исходным позициям.
В литературе по науковедению обычно процессы целеполагания и целеосуществления связываются сначала с построением «дерева целей», начиная от основной, а затем с «восхождением» от его «корней» и «ветвей» к вершине. Это верно только в самом общем плане. На деле же способы «восхождения» диктуются конкретной логикой конкретного поиска. При этом достраивание логической цепочки, или «куста» задач, происходит по мере самого восхождения.
В процессе разработки системы целей важно определить, какие из них требуют преимущественно изучения литературы и отбора того, что нужно, из уже имеющихся вариантов (минимальная степень новизны, обозначенная цифрой 1), какие цели требуют модернизации, обобщения или комбинирования имеющихся подходов (степень новизны выше, они обозначены цифрой 2) и, наконец, какие цели являются проблемными и их нужно решать именно в данном исследовании (обозначены цифрой 3). Сегодня перспективы исследования интеграции разнопредметных знаний связываются с идеями синергетики и теории систем'.
После построения «дерева целей» предстоит реализация обозначенных целей. В данном случае их полезно осуществлять начиная с I блока, с раскрытия содержания всех выделенных понятий, установления способов их взаимодействия и взаимовлияния. Затем полезно реализовать цели и задачи III этапа (кроме разработки рекомендаций, пособий и программ, что, естественно, делается на последнем этапе). Разработка теоретических курсов представлений, общей модели (по I блоку), критериев и инструментария (по III блоку) дает возможность взяться за основной блок. Причем каждый из составляющих этого блока потребует опять-таки осуществления ряда производных целей (задач). Скажем, цель «Выявление теоретических основ и способов интеграции» будет складываться из решения задач: установление сфер науки, опыта, практики, подлежащих интеграции; изучение достаточности имеющихся способов и средств интеграции; выявление инвариативных основ интеграции, отбор и разработка процедур интеграции. В последнюю очередь воплощаются цели, обозначенные в III блоке и связанные с разработкой выходов в более широкую практику (пособия, рекомендации и т.д.).