Технологический отчет по практике в Эрмитаже. Студента III курса живописного факультета

Студента III курса живописного факультета

Рабчинский В. И.

Копия с картины Ж. Б. Перроно «Мальчик с книгой»

Рецензия М. М. Девятова: «+».

Подготовка к работе.

Размер оригинала 63 / 52 см. Размер копии 64 / 54.

Основа: холст с синтетическим грунтом. Покрыл цветной имприматурой. В смесь входили: белила цинковые, умбра натуральная (ленинградская), охра золотистая, охра светлая. Этой смесью покрыл холст. Цвет имприматуры оказался неверным. Составил новую смесь, состоящую в основном из тех же красок, но с добавлением кобальта зеленого холодного. И пропорции каждой краски несколько другие. Покрыл снова. В результате цвет имприматуры оказался почти точным. Затем холст высох. Прошкурил его шкуркой (которая используется для чистки металлоизделий) для достижения ровной и гладкой поверхности холста. И затем по клеткам перенес с репродукции на холст рисунок. На этом домашняя подготовительная работа закончилась.

11. 06.

В Эрмитаже покрыл холст лаком, очень обильно, излишки лака не снял, загладил рукой и затем прорисовал кистью, одним цветом (умброй). В результате обильного покрытия холста лаком и использования в качестве разбавителя также масляного лака, краска, естественно, ложилась очень плохо, подтекала и прочее. В конце сеанса пришлось все снять. Вместе с красочными разводами снялся и рисунок. Вечером все заново нарисовал.

12. 06.

Прежде всего я начал с подготовки состава для спрыскивания холста и красочного слоя на холсте. Для этого я смешал лак копаловый с пиненом в пропорциях 3 к 1. (Пинена больше, лака меньше). Пульверизатором покрыл холст этим раствором. Подождал минуты 3, пока холст впитает в себя нужное количество этой жидкости, и затем бритвенным лезвием снял излишки. После всего тщательно загладил рукой. И эту операцию проделывал каждый раз перед тем как начать работу (в последствии). (Ред. – Подчеркнуто Девятовым).

Затем уточнил рисунок и начал писать. Писал фон. Краски, использовавшиеся для писания фона: умбра, изумрудка, белила, охра светлая. На этот раз, кажется, все пошло хорошо.

13. 06.

Двойником побрызгал холст. Не засохший красочный слой не сбрызгивал. Затем повторилась та же самая операция, которую я описал выше.

Писал снова фон и начал прописывать лицо. В качестве разбавителя использовал лак с маслом (подсолнечным).

14. 06.

Проделав всю ту же операцию, писал фон, лицо, немного кафтан.

15. 06.

Писал фон, лицо. Все это писал очень неуверенно, боялся писать широко и корпусно. Писал жидко, почти без белил.

16. 06.

Предварительную операцию проделывал каждый раз.

Писал лицо. Грузил краску только в бликах, тени и полутона – жидко, жидко (почти холст виден).

Приходил руководитель. Остался очень недоволен работой. Во-первых, надо было обязательно показать, как подготовлен холст, а холст я подготовил плохо, забив красочной имприматурой фактуру холста и сделав его поверхность гладкой как доска, в то время как у мастера, которого я копировал фактура холста ясно определяется даже сквозь красочный слой, хотя этот слой и довольно корпусный. Затем – подрамник без клиньев, которые позволили бы в случае провисания холста его подтянуть, и чего старый мастер бы никогда не допустил. Руководитель порекомендовал мне подготовить новый холст по всем правилам, но пока холст не будет подготовлен, писать на этом.

Писал лицо, немного фон. Получалось все значительно желтее, чем там.

17. 06.

Выходной день. Начал готовить новый холст, учитывая все те недостатки, которые были допущены при подготовке первого холста.

18. 06.

Писал лицо.

Приходил руководитель. Остался недоволен работой. Взял сам кисть и прописал энергично лицо, волосы, фон, заставив наглядным примером меня понять, наконец, свою ошибку и перестроить всю свою работу на более уверенное и энергичное письмо. Надо копировать не мазочки, а писать. Важно правильно понять принцип письма мастера, которого копируешь. Посоветовал мне писать больше через холодные, главным образом используя изумрудку. (Ред. – Подчеркнуто Девятовым). Нужно делать все несколько холоднее, учитывая более поздние полу и лессировочные уточнения.

19. 06.

Проделал подготовительную операцию.

Писал фон и начал писать камзол. Работать стало интереснее и полезнее. Дело, как мне кажется, пошло на лад. Стоит больших трудов выбраться из теплой гаммы и идти нужно через холодную.

20, 21. 06.

Писал камзол.

22. 06.

Писал фон и камзол.

23. 06.

Писал фон.

24. 06.

Выходной день. Подготовил новый холст, но писать решил пока на старом, хочу дописать до конца.

25. 06.

Писал лицо. Все брал несколько холоднее, но старался все же поточнее. Главное – это понять принцип.

26. 06.

Пиал все: лицо, фон, камзол.

27. 06.

Работа подвигается. Подготовил холст. Слежу, чтобы поверхность холста была ровной и гладкой. Излишки масла и лака снимаю. Писал лицо: нос, глаза.

28. 06.

Выходной день.

29. 06.

Пролессировал охрой золотистой фон, довел его до большей схожести по цвету с оригиналом. Писал камзол.

30. 06.

Писал руку и книгу. Завтра начну еще одну копию с работы Н. Пуссена. Работу над этой копией временно приостановлю.

1. 08.

Начал работу. Хорошенько проскоблил лезвием холст. Сбрызнул его раствором (пинен с лаком). Затем излишки снял и загладил ладонью. (Ред. – Среди специалистов существует спор, может ли покрывной лак (даммарный, мастичный) использоваться в качестве межслойного. Одни считают, что такой лак быстро разрушается и действует только временно. Надежность же уплотненного масла ни у кого не вызывает сомнений. В данном случае имеется ввиду копаловый масляный лак (см. выше), который представляет собой копаловую смолу в уплотненном масле. Недостатком копалового лака является его темный цвет, который может утемнять живопись). Поверхность холста ровная и гладкая.

Не видел свою работу месяц и оказалось, что многие куски довольно верно взяты, а главное – общий колорит картины угадан. Значит, вся работа (завершающая) будет заключаться в уточнениях и детализации.

Писал глаза, нос и губы.

2. 08.

Писал лицо.

3. 08.

Писал камзол.

4. 08.

Снова писал камзол.

5. 08.

Работа завершается. Уточнил рисунок глаз и общий колорит. Пожухшие места восстановил, сбрызнув их лаком. На этом работа закончилась.

Рецензия М. М. Девятова: «Толково».

***

1969 год (июнь – июль)

Дневник летней практики

Наши рекомендации