Программа по началам обучения грамоте
Основные цели программы:
Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде слова; о слове как звуковой единице, состоящей из частей (более крупных – слогов и более мелких – отдельных звуков).
Развитие фонематического слуха:
а) практическое освоение разницы между произнесением звуков разного качества (гласных и согласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих) без введения терминов;
б) формирование способности выделения звука в начале, на конце и в середине слова;
в) специально организованная работа по произнесению трудных по артикуляции звуков: свистящих ([c], [з], [ц], шипящих [ш], [ж], [ч], [щ], сонорных [р], [л].
Развитие тонкой моторики кисти ведущей руки (обведение по контуру рисунков, а также силуэтов букв и их элементов указательным пальцем и пишущим средством).
Формирование первичного навыка чтения:
а) знакомство с гласными звуками и особенностями их артикуляции;
б) отработка первой слоговой модели: буква М с разными гласными;
в) отработка второй слоговой модели: буква Б с разными гласными ( с синхронным повторением первой модели);
г) чтение обратных закрытых слогов на базе освоения прямых открытых слогов;
д) чтение открытых слогов с использованием всё новых и новых букв согласных (при смысловом мотивировании каждой новой введённой согласной через звукоподражание).
Занятия по началам обучения грамоте проводятся 2 раза в неделю, в год всего 67 занятия, продолжительностью — 30 минут каждое.
Пояснительная записка
Подготовка дошкольников к чтению и письму
Подготовка детей к чтению и письму является многоаспектной проблемой, которая требует совместных усилий ребенка и взрослого в разных направлениях: развитие фонематического слуха и правильного звукопроизношения, развитие пространственных ориентиров и тонкой (мелкой) моторики кисти руки, развитие грамматического строя речи и словарного запаса. А также практическое освоение звуков русского языка с разными целями:
а) с целью последующего чтения (поскольку процесс чтения связан с декодированием напечатанных, то есть представленных в буквенном виде, слов в их звуковые эквиваленты);
б) с целью последующего письма (поскольку процесс письма связан с кодированием звукового образа слова в его письменный эквивалент).
Содержание программы
№ | Тема | Количество часов |
Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде слова; о слове как звуковой единице, состоящей из частей | + | |
Развитие фонематического слуха | + | |
Формирование первичного навыка чтения | + | |
Развитие тонкой моторики кисти ведущей руки | + | |
Всего: |
Базовые ожидаемые результаты и показатели их достижения
Универсальные учебные действия
С помощью системы пособий дошкольник научится:
- удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
- понимать структуру детской книги и структуру страницы, логику чтения сверху вниз и слева направо;
- ориентироваться на странице и на развороте детской книги, находить ярко выраженные структурные элементы (иллюстрации, каким-либо образом выделенные фрагменты, строчки разного размера);
- пользоваться книгой и простейшими инструментами (рамками с разными окнами, указателями, фишками, лупой и т. д.);
- правильно держать орудие письма;
- выполнять инструкции взрослого (при работе с книгой, репродукциями , инструментами);
- обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;
- по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно (передвинуть рамочку или указатель и т.д.)