Ортопедическая коррекция плоскостопия

Кроме физических упражнений, для улучшения биомеханической функции стопы необходимо использовать различные ортопедические средства коррекции.

Ортопедические стельки применяются при статико-динамической недостаточности мышечно-связочного аппарата стопы. Основная функция ортопедических стелек - оптимальное распреде-ление нагрузки между стопой и опорной поверхностью.

Детям, имеющим анатомо-функциональные изменения стоп раз­личной этиологии, назначают стельки следующих видов:

• сводоформирующие;

• сводоподдерживающие.

Сводоформирующие стельки назначают при уплощенных сводах стопы вследствие замедленного их формирования, но без функциональ­ных нарушений.Сводоформирующие стельки изготавливаются с выкладкой внут­реннего и наружного продольных сводов стопы и используются для профилактики прогрессирования деформации.

Сводоподдерживающие стельки назначают:

• при функциональной недостаточности мышечно-связочного аппарата
или статическом нефиксированном плоскостопии;

• при вальгусной деформации пяточного отдела в сочетании со ста­тическим нефиксированным плоскостопием;

• при нефиксированной плосковальгусной деформации стоп.

Сводоподдерживающие стельки имеют следующие особенности. При функциональной недостаточности мышечно-связочного аппарата или статическом нефиксированном плоскостопии стельки должны иметь выкладку внутреннего и наружного продольных сводов стопы. Местопо­ложение максимальной выкладки внутреннего и наружного продольных сводов находится на уровне пяточно-кубовидного сочленения аналогично вышеописанному.

При вальгусной деформации пяточного отдела в сочетании со стати­ческим нефиксированным плоскостопием конструкция стелек аналогична вышеописанным и дополнена супинатором пяточного отдела.

Для коррекции плосковальгусной деформации стоп стельки имеют, кроме выкладок внутреннего и наружного сводов, высокий внутренний жесткий козырек высотой до 20 мм.

В качестве материалов покрытия используются натуральная кожа или различные синтетические материалы (полиуретановая кожа, велюр).

Стельки подбираются по длине стопы и носятся в обуви с задни­ком в течение дня. По мере роста стопы необходимо проводить осмотр врача-ортопеда и по необходимости корректировать стельки.

В тех случаях, когда готовые ортопедические стельки не обеспечи­вают необходимого воздействия на стопу (например, при фиксированной вальгусной деформации, приведении переднего отдела, косолапости, состоянии после травмы или операции на стопе), используются инди­видуальные ортопедические стельки.

В случаях выраженной деформации наряду с ортопедическими стель­ками используется специальная ортопедическая обувь. Она имеет ряд особенностей: изготовляется по специальным ортопедическим колодкам, имеет высокий задник с захватом голеностопного сустава, жесткая часть задника продлена до средней части стопы, внутренняя часть каблука продлена вперед. Внутренняя часть должна иметь выкладку внутреннего продольного свода или комплектоваться готовой или индивидуальной стелькой со сводоподдерживающим элементом. Желательно использовать обувь из натуральной кожи.

Комплекс лечебных-профилактических мероприятий при плоскосто­пии, кроме ношения ортопедических стелек, должен включать лечебную физкультуру с использованием массажных мячей, валиков и ковриков.

Мячи могут быть диаметром от 5 до 10см, шарообразной или яйцевид­ной формы, с игольчатой или гладкой поверхностью, разной степени жесткости. Все эти изделия при занятиях с ними воздействуют на тонус мышечно-связочного аппарата стопы, что имеет колоссальное значение для формирования и (или) восстановления функций стопы.

Для тренировки балансировочной функции используют специальные балансировочные подушки. Они бывают различных размеров и жесткости и подбираются по весу пациента и величины стоп. Упражнения с этими предметами следует выполнять на занятиях лечебной физкультурой. Кроме того, дети могут заниматься самостоятельно дома.

Массажный коврик здесь занимает особое место. Он состоит из нескольких пластин яркого цвета и может служить покрытием для пола в детской комнате. Ребенок ходит по нему босыми ногами, играет и получает необходимую стимуляцию мышц голеностопа.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9

Диагностика плоскостопия.

Наши рекомендации