Педагогика в системе наук о человеке

1. Педагогика как область профессионально-практической деятельности.

2. Общественный характер воспитания и развития педагогики как науки.

3. Предмет, задачи и содержание педагогики.

4. Основные понятия педагогики.

5. Система педагогических дисциплин и связь педагогики с другими науками.

1. Функция обучения, а в повседневной жизни скорее воспитание, присущи каждому человеку независимо от образования и профессии. Воспитание – это миссия для родителей и для каждого гражданина в отношении молодого поколения. Следовательно, каждый человек обязан владеть основами педагогической культуры как составляющей общей культуры. Принято выделять:

- непрофессиональное воспитание, обучение и социализацию человека в отдельных жизненных ситуациях;

- профессиональную подготовку детей и молодежи.

Профессиональное обучение и воспитание осуществляется в определенных конкретных ситуациях – педагогических.

Профессионально-педагогическая деятельность – целенаправленное управление деятельностью другого человека, направленное на его воспитание, обучение и социализацию.

2. Воспитание как подготовка детей и молодежи к жизни возникла одновременно с появлением человеческого общества. Оно на любой ступени развития заинтересовано в подготовке детей к жизнедеятельности, к передаче культурных достижений духовный и материальной жизни. Раньше осуществлялось только практическим путем.

Paidos (дети) + agogos (вести) = paidogogos.

Didaktikos (обучающий).

Schole – досуг – занятия на досуге - место проведения – беседа – содержание бесед – особый вид учебного заведения.

Gymnasion.

Античность.

Спарта:

Девушки – физическое воспитание.

Юноши – ходили в тунике без обуви голодные.

Афины:

Кефаристы – литературно-музыкальная.

Палеста – физическое воспитание.

Гимназия .

Средние века.

Эпоха распространения христианской цивилизации.

Карл Великий: каждый монастырь должен открывать приходские школы. Чтение, письмо, счет, песнопения.

Монастырские – закрытые – для посвящения в сан – и открытые – для всех. Повышенного уровня.

Епископальные – все свободные науки и искусства.

Городские школы, светское образование. Ремесленники, торговцы.

Гильдейские.

Купеческие.

Дети феодалов – рыцарское воспитание.

Девочек – дома либо пансионы, литература, музыка, рукоделие.

Мальчики до 7 лет дома, старшего сына – на воспитание вышестоящему феодалу, до 14 лет, паж жены феодала, слагать стихи, манеры, с 14 лет оруженосец феодала, в 21 лет посвящение в рыцари.

Младшие мальчики – священники и проч.

Старший ребенок – единственный наследник. Младшие вооружались и разбойничали.

Высшее образование. Академия Платона, ликей Аристотеля.

Болонская школа в Италии.

5-6 лет подготовительные – артистический/философский. Те, кто не получил образования раньше.

Богословский, медицинский, юридический. 5-6 лет.

Средняя продолжительность жизни 30-35 лет.

Академические свободы:

- право студента выбирать себе предметы;

- право преподавателя проводить исследования и докладывать о них студентам;

- право студенческого самоуправления.

Пражские университеты, немецкие (по образу славянских).

На первых рядах места были почетны, за оплату. Оплата за право питаться с деканом, ректором.

На ранних этапах развития общества воспитание осуществлялось только практическим путем (знакомство с простейшими орудиями труда и сложной трудовой деятельностью). Постепенно с накоплением опыта воспитания возникла необходимость осмысления и обобщение его в виде специальных знаний. Предпосылки для развития педагогической теории – науки о воспитании, которая получила названия «педагогика».

Основоположник – чех Ян Анос Комекский (1592 – 1670). 1632 г. – «Великая дидактика»

Джон Локк, Жан Жак Руссо, Иоган Генрих Песталоций, другие.

Беларусы: Е. Полоцкая, С. Будны, К. Туровский, Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Полоцкий, В. Дунин-Мартинкевич, А. Пашкевич, Я. Колас, прочие.

Россияне: Ломоносов, Ушинский, Пирогов, Толстой, Шацкий, Макаренко, прочие.

Я. Колас, Я. Купала похоронены на военном кладбище, в левом углу, около магазина «Океан».

Традиции:

Табула раса – то, чему взрослые научат, с тем и пойдет по жизни.

Свободное воспитание. Воспитание по стадиям.

3. Педагогика – наука о закономерностях обучения и воспитания детей и взрослых.

Предмет – процесс развития, как его можно использовать.

Педагогический процесс – взаимодействие учащихся с педагогами по решению учебных задач:

- раскрытие закономерностей и принципов в области воспитания и обучения;

- изучение и обобщение практического опыта педагогической деятельности;

- разработка новых методов, форм, средств, технологий обучения и воспитания;

- прогнозирование образования.

Содержание педагогики:

- история;

- общие основы;

- дидактика – чему и как учить;

- теория и методика воспитательной работы;

- управление учреждениями образования.

4. Воспитание – вспитать, вскормить – подготовка детей и молодежи к жизнедеятельности.

- организованное влияние на развитие личности, формирования качеств, черт характера, взглядов, норм поведения в обществе;

- руководство развития личности, создание условий для ее самореализации.

Образование – образъ (пример, лик, изображение, икона) – процесс и результат обучения и самообразования, направленный на усвоение человеком системы научных знаний, формирование познавательных умений и мировоззрений.

Обучение – процесс, в ходе которого обучаемый под руководством специально подготовленных лиц овладевает навыками, умениями, знаниями и развивает свои познавательные способности.

Наши рекомендации