Состояние грамматического строя речи
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии):
4 года
Стол — столы __________________________________________________________________
Кот_________ Дом___________ Кукла_______ Рука_______
Окно_______
5 лет
Рот — рты ___________________________________________________________________
Лев___________
Река________ Ухо___________
Кольцо _____
6 лет
Глаз — глаза__________________________________________________________________
Лист________ Стул________
Дерево______ Пень_______
Воробей ________________________________________________________________ Употребление имен существительных в косвенных падежах:
4 года
Что есть у мальчика? (Мяч)_______________________________________________________
Чего нет у мальчика? (Мяча)____________________________________________________
Кому мальчик дает мяч? (Девочке)_________________________________________________
Что ты видишь на картинке? (Машину)__________________________________________ Чем рисует девочка? (Карандашом) _______________________________________________ О ком думает кошка? (О мышке) __________________________________________________
Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам):
5 лет
Шаров ________
Ключей____ Берез_____ Ложек_______ Окон______
6 лет
Карандашей ___________________________________________________________________
Листьев ___________________________________________________________________ Книг_______
Вилок______ Ведер_____
Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам):
4 года
Красный мяч________________________________________________________________
Синяя шапка________________________________________________________________ Желтое ведро _________________________________________________________________
5 лет
Оранжевый апельсин _________________________________________________________
Голубая бабочка ________________________________________________________________ Белое блюдце________________________________________________________________
6 лет
Фиолетовый колокольчик ________________________________________________________
Серая ворона _______________________________________________________________
Розовое платье_______________________________________________________________
Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):
4 года
Где стоит ваза? (На столе) ________________________________________________________
Где лежат фрукты? (В корзине) __________________________________________________ У кого мячик? (У мальчика) _____________________________________________________
5 лет
Где сидит снегирь? (На дереве) ___________________________________________________
Где стоит машина? (В гараже)____________________________________________________ У кого кукла? (У девочки) _______________________________________________________ Где стоит коза? (За забором) ____________________________________________________ Где едет машина? (По дороге) _________________________________________________
6 лет
Где лежит мяч? (Под столом) ___________________________________________________
Где летает бабочка? (Над цветком) ___________________________________________ Откуда вылетает птичка? (Из клетки)___________________________________________ Откуда прыгает котенок? (С кресла)_______________________________________________
Употребление числительных 2 и 5 с существительными:
4 года
Два кота______
Пять котов_____
Две машины__________________________________________________________________
Пять машин____
5 лет
Два мяча __________________________________________________________________
Пять мячей__________________________________________________________________ Две розы ___________________________________________________________________ Пять роз_____ Два окна _____
Пять окон _____
6 лет
Два пня _______
Пять пней___________________________________________________________________
Два воробья_________________________________________________________________ Пять воробьев ________________________________________________________________ Две шали ____ Пять шалей ____ Два ведра______ Пять ведер_________________________________________________________________
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам):
4 года
Стол — столик ________________________________________________________________
Чашка — чашечка ______________________________________________________________ Сумка — сумочка ____________________________________________________________ Ведро — ведерочко _________________________________________________________
5 лет
Забор — заборчик___________________________________________________________
Носок — носочек _____________________________________________________________
Лента — ленточка ____________________________________________________________
Окно — окошечко______________________________________________________________
6 лет
Палец — пальчик ___________________________________________________________
Изба — избушка _________________________________________________________ Крыльцо — крылечко_______________________________________________________ Кресло — креслице____________________________________________________________
Образование названий детенышей животных:
4 года
У кошки — котенок ____________________________________________________________
У лисы_____
У утки _______ У слонихи _____
5 лет
У зайчихи ___________________________________________________________________
У волчицы ____ У белки _______
У козы ____
6 лет
У медведицы ________________________________________________________________
У бобрихи _____ У барсучихи ___________________________________________________________________ У собаки ______ У коровы ___________________________________________________________________ Образование относительных прилагательных:
6 лет
Стол из дерева (какой?) — деревянный __________________________________________
Аквариум из стекла (какой?) ____________________________________________________ Крыша из соломы (какая?) ___________________________________________________ Стена из кирпича (какая?)___________________________________________________ Шапка из меха (какая?)______________________________________________________ Носки из шерсти (какие?) ___________________________________________________ Сапоги из резины (какие?)_______________________________________________________ Крепость из снега (какая?) _______________________________________________________ Лопатка из металла (какая?)_____________________________________________________ Сок из яблок (какой?) ________________________________________________________
Образование притяжательных прилагательных:
6 лет
Очки бабушки (чьи?) — бабушкины_______________________________________________
Туфли мамы (чьи?)_____________________________________________________________ Усы кошки (чьи?)____________________________________________________________ Хвост лисы (чей?)___________________________________________________________
Берлога медведя (чья?)_____________________________________________________ Гребень петуха (чей?)___________________________________________________________
Образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает мальчик?» по картинкам):
6 лет
Мальчик выходит из дома. _______________________________________________________
Мальчик отходит от дома. _________________________________________________ Мальчик подходит к магазину. ____________________________________________ Мальчик переходит улицу. ___________________________________________________ Мальчик обходит лужу. ____________________________________________________ Мальчик входит в дом. _______________________________________________________
Образование глаголов совершенного вида (составить предложения по картинкам):
6 лет
Девочка строит домик. _________________________________________________________
Девочка построила домик. _______________________________________________________ Мальчик красит самолет. __________________________________________________ Мальчик покрасил самолет. ______________________________________________________
Состояние связной речи
Пересказ текста из нескольких предложений:
4 года
КОТЕНОК
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
_____________________________________________________
5 лет
РЫБАЛКА
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
________________________________________________________
Составление рассказа по серии картинок:
6 лет
_______________________________________________________
4. Исследование фонетической стороны речи
Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность):
4 года
Кот________
Вода________ Стук _______ Мост________
Спина_______ Банка_______
Фантик_______
Ступенька_____
5 лет
Самолет_______
Скворец_______
Фотограф__________________________________________________________________
Микстура______
Парашютист _______________________________________________________________ Погремушка ________________________________________________________________ Сестренка развешивает простыни.________________________________________________ В универсаме продают продукты.________________________________________________
Парашютисты готовятся к прыжку._______________________________________________
6 лет
Тротуар ____
Градусник_________________________________________________________________
Фотоаппарат ___________________________________________________________________ Экскаватор ________________________________________________________________ Виолончелист_______________________________________________________________ Регулировщик__________________________________________________________________
Виолончелист укладывает инструмент в футляр._____________________________________
______________
Регулировщик руководит движением на перекрестке._________________________________
____________
У фотографа фотоаппарат со вспышкой.__________________________________________
___________
Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные искажения, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков):
4 года (изолированно, в словах, в предложениях)
__________
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]_______________________________________________________
__________
Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']________________________________________________
________________________
[в], [ф], [в'], [ф']________________________________________________________________
_________________________
[д], [т], [н], [д'], [т'], [н']_________________________________________________________
__________________________
[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_________________________________________________________
________________________
[й].________
[с], [з], [ц], [с'], [з']____________________________________________________________
__________________________
[ш], [ж]_____
______________
[Ч], [Щ]_______
___________
[л], [л']____
__________
[р], [р']____
__________
5 лет (изолированно, в словах, в предложениях)
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]_______________________________________________________
__________
Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']________________________________________________
________________________
[в], [ф], [в'], [ф']________________________________________________________________
_________________________
[д], [т], [н], [д'], [т'], [н']_________________________________________________________
__________________________
[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_________________________________________________________
________________________
[й].________
[с], [з], [ц], [с'], [з']____________________________________________________________
__________________________
[ш], [ж]_____
______________
[Ч], [Щ]_______
___________
[л], [л']____
__________
[р], [р']____
__________
6 лет (изолированно, в словах, в предложениях)
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]_______________________________________________________
__________
Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']________________________________________________
________________________
[в], [ф], [в'], [ф']________________________________________________________________
_________________________
[д], [т], [н], [д'], [т'], [н']_________________________________________________________
__________________________
[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_________________________________________________________
________________________
[й].________
[с], [з], [ц], [с'], [з']____________________________________________________________
__________________________
[ш], [ж]_____
______________
[Ч], [Щ]_______
___________
[л], [л']____
__________
[р], [р']____
__________