Пример бланка социометрического опроса при помощи способа выбора, когда каждый учащийся имеет право выбрать только трех человек
ФИО_____
ВОЗРАСТ_ КЛАСС
ДАТА ЗАПОЛНЕНИЯ
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих.
1. С кем из класса Вы чаще всего общаетесь или хотели бы общаться? а)_____________________________
б)_____________________________
в)_____________________________
2. Кого бы Вы из класса пригласили на встречу Нового года?
а)_____________________________
б)_____________________________
в)_____________________________
3. С кем из своего класса Вы пошли бы в многодневный туристический поход?
а)_____________________________
б)_____________________________
в)_____________________________
Бланки с ответами собирает сам исследователь и затем приступает к обработке их результатов.
Обработка данных и интерпретация результатов
1. По данным опросных листов составляется социоматрица -таблица, в которую вносятся результаты опроса. По каждому критерию заполняется социоматрица. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям.
2. Подсчитывается количество выборов для каждого участника группы. Оно равно количеству выборов в каждом столбце матрицы.
3. Подсчитывается количество взаимных выборов. В социоматрице они обводятся кружком.
№ | ФИО (кто выбирает) | № (кого выбирают) | |||||||||||
Александров | • | © | |||||||||||
Богданова | • | ||||||||||||
Васильева | • | © | |||||||||||
Гришин | • | © | |||||||||||
Иванова | © | • | ® | © | |||||||||
Кошкин | • | ||||||||||||
Морозов | © | • | |||||||||||
Николаева | © | • | © | © | |||||||||
Рыбаков | © | • | |||||||||||
Степанова | © | • | |||||||||||
Удальцова | © | • | |||||||||||
Яковлев | © | • | |||||||||||
Всего выборов: | |||||||||||||
Из них взаимных: |
Данные социоматрицы позволяют разбить испытуемых на четыре статусные категории: «звезды» - учащиеся, получившие в 2 раза больше среднего количества выборов (в нашем случае - 6); «предпочитаемые» - получившие количество выборов выше среднего показателя (или равное ему); «принятые» - получившие количество выборов ниже среднего показателя; «изолированные» - не получившие ни одного выбора.
Затем строится социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий.Социограма дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений. Она позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости с помощью специальных обозначений:
объект связей в группе (i-член); - субъект связей в группе (j-член); —> ij —> - совмещение объекта и субъекта в поведении одной личности (ij-член);
«Мишень» социограммы состоит из четырех концентрически расположенных окружностей. В центральном, первом круге располагаются индексы (№№, заданные в социоматрице) «звезд», в следующем, втором круге - индексы «предпочитаемых», в третьем круге - «принятых» и в четвертом - индексы «изолированных». Лица мужского пола заключатся в А, женского - в П. Указываются выборы и направление этих выборов.
Далее подсчитываются следующие социометрические индексы.
1. Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ).
УБВ является высоким, если в первой и второй статусных категориях учащихся больше, чем в третьей и четвертой. УБВ средний, если в первой-второй и третьей-четвертой категориях число учащихся примерно одинаково. Если в классе преобладают ученики третьей и четвертой категорий, то УБВ следует считать низким.
2. Индекс психологической взаимности (сплоченности) группы (С):
Показатель хорошей групповой сплоченности - 0,6 - 0,7.
3. Индекс изоляции (И) - это % учащихся, не получивших выборов.
Надежность рассмотренной процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы (класса).