Пример бланка социометрического опроса при помощи способа выбора, когда каждый учащийся имеет право выбрать только трех человек

ФИО_____

ВОЗРАСТ_ КЛАСС

ДАТА ЗАПОЛНЕНИЯ

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фами­лии членов вашего класса с учетом отсутствующих.

1. С кем из класса Вы чаще всего общаетесь или хотели бы общаться? а)_____________________________

б)_____________________________

в)_____________________________

2. Кого бы Вы из класса пригласили на встречу Нового года?

а)_____________________________

б)_____________________________

в)_____________________________

3. С кем из своего класса Вы пошли бы в многодневный туристический по­ход?

а)_____________________________

б)_____________________________

в)_____________________________

Бланки с ответами собирает сам исследователь и затем при­ступает к обработке их результатов.

Обработка данных и интерпретация результатов

1. По данным опросных листов составляется социоматрица -таблица, в которую вносятся результаты опроса. По каждому критерию заполняется социоматрица. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по несколь­ким критериям.

2. Подсчитывается количество выборов для каждого участни­ка группы. Оно равно количеству выборов в каждом столбце матрицы.

3. Подсчитывается количество взаимных выборов. В социоматрице они обводятся кружком.

ФИО (кто выбирает) № (кого выбирают)
Александров                 ©
Богданова                
Васильева     ©            
Гришин         ©        
Иванова     ©     ®     ©    
Кошкин                
Морозов     ©            
Николаева       ©       ©   ©  
Рыбаков             ©    
Степанова       ©          
Удальцова             ©    
Яковлев ©                
  Всего выборов:
  Из них взаимных:

Данные социоматрицы позволяют разбить испытуемых на че­тыре статусные категории: «звезды» - учащиеся, получившие в 2 раза больше среднего количества выборов (в нашем случае - 6); «предпочитаемые» - получившие количество выборов выше сред­него показателя (или равное ему); «принятые» - получившие количество выборов ниже среднего показателя; «изолированные» - не получившие ни одного выбора.

Затем строится социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий.Социограма дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений. Она позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости с помощью специальных обозначений:

объект связей в группе (i-член); - субъект связей в группе (j-член); —> ij —> - совмещение объекта и субъекта в поведении одной личности (ij-член);

«Мишень» социограммы состоит из четырех концентрически расположенных окружностей. В центральном, первом круге рас­полагаются индексы (№№, заданные в социоматрице) «звезд», в следующем, втором круге - индексы «предпочитаемых», в треть­ем круге - «принятых» и в четвертом - индексы «изолирован­ных». Лица мужского пола заключатся в А, женского - в П. Указываются выборы и направление этих выборов.

Далее подсчитываются следующие социометрические ин­дексы.

1. Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ).

УБВ является высоким, если в первой и второй статусных ка­тегориях учащихся больше, чем в третьей и четвертой. УБВ средний, если в первой-второй и третьей-четвертой категориях число учащихся примерно одинаково. Если в классе преобладают ученики третьей и четвертой категорий, то УБВ следует считать низким.

2. Индекс психологической взаимности (сплоченности) груп­пы (С):

Показатель хорошей групповой сплоченности - 0,6 - 0,7.

3. Индекс изоляции (И) - это % учащихся, не получивших выборов.

Надежность рассмотренной процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы (класса).

Наши рекомендации