Методические рекомендации к проведению беседы, фиксации и анализу результатов.
Содержание беседы.
Вначале ребенку задается вопрос: «Кем бы ты захотел быть, когда вырастешь?» Далее дается следующая инструкция: «Представь, что ты стал известным человеком (указывается та профессия, которую указал ребенок). И вот пришел корреспондент брать у тебя интервью, чтобы написать статью о твоем детстве. Он будет задавать вопросы, а ты отвечай по-честному».
Вопросы.
Уважаемый(-ая) (называется ребенок по имени и отчеству), что вы любили больше всего делать в детстве? Чем любили заниматься?
Расскажите, пожалуйста, какие у вас были любимые игры, игрушки?
С кем вы играли в детском саду? А кто составлял вам компанию дома?
А за цветами и домашними животными вы ухаживали в детстве? Что вы с ними делали?
Что вы любили в детстве смотреть по телевизору?
Вы любили слушать сказки, истории, отгадывать загадки? Назовите, пожалуйста, вашу любимую сказку.
Если бы с вами захотел познакомиться какой-то новый человек, что бы вы рассказали ему о себе, какой вы?
В завершение нашего интервью скажите, пожалуйста, хотите ли вы быть на кого-нибудь похожим? На кого?
Методические рекомендации к проведению беседы, фиксации и анализу результатов.
Беседа проводится индивидуально с каждым из 2-3 детей.
Для проведения данной методики нужен игрушечный микрофон. «Корреспондент» должен вжиться в роль и сохранять заданные условия игровой ситуации. В ходе интервью могут возникнуть спонтанные вопросы, несколько изменив ход беседы.
Фиксируйте дословно высказывания ребенка, а также его проявления в ходе беседы (фотозапись).
Результаты оформляются в протоколе.
Беседа-интервью
Цель: Выявление интересов ребенка.
Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________
Возраст (возрастная группа)_____________________________________________________
№ | Вопросы | Ответы и проявления ребенка в ходе интервью |
Резюме: ______
_____________
В резюме сделайте выводы об интересах, предпочитаемых видах деятельности ребенка. Дайте рекомендации в области индивидуально-ориентарованного содержания работы с ним.
Оцените уровень развития диалогических умений (умение отвечать на вопросы кратко и распространенно, точно следуя содержанию вопроса; умение выслушивать взрослого не перебивая, вовремя вступать в разговор; разнообразие и точность словаря, характеристика синтаксической стороны речи; связность и логичность высказываний, аргументированность ответов).
Анкетирование родителей.
Цель: изучение интересов детей; изучение отношения родителей к творчеству.
Уважаемые родители, заполните, пожалуйста, данную анкету. С вашей помощью мы сможем лучше узнать вашего ребенка. Полученные результаты будут способствовать улучшению организации педагогического процесса.
1.Укажите фамилию и имя вашего ребенка_________________________________________
2.Отметьте (подчеркните), что наиболее увлекает вашего ребенка: рисование, лепка, аппликация, музыка, книги, животные, растения, конструирование, игры (подвижные, настольные, сюжетно-ролевые), эксперименты и опыты или что-то другое (укажите, что)__________
3.Что рисует ваш ребенок чаще всего (подчеркните): людей, войну, принцесс, здания, технику, животных, космос, природу или что-то другое (укажите, что)__________
Чем рисует ваш ребенок чаще всего (подчеркните): красками, мелками, тушью, карандашами, фломастерами, другими материалами (укажите, какими)_______
4.Какую музыку чаще слушает ваш ребенок (подчеркните): популярную, детскую, классическую или какую-то другую (укажите, какую)_______________________________
Есть ли у вашего ребенка любимая песня? Какая?___________________________________
_____________
Любит ли танцевать (да/нет – подчеркните)? Сочиняет ли музыку (да/нет)? Любит ли петь (да/нет)?
5.Какую литературу предпочитает ваш ребенок (подчеркните): сказки, приключения, рассказы о природе, комиксы, стихи или что-то другое (укажите, что)__________
Есть ли у вашего ребенка любимое литературное произведение (укажите, какое)?_______
6.Привлекают ли вашего ребенка лужи, снег, вода, песок, магниты, камни, палки, другие предметы (укажите, какие)___________________________________ в целях игры, эксперимента? Если - да, нужное подчеркните. Насколько сильно привлекают (обведите цифру): 0 1 2 3 (0 – абсолютно не привлекают, 1 – привлекают редко, 2 – привлекают время от времени, 3 – очень часто привлекают)?
7.В какой мере вы считаете активным вашего ребенка (обведите цифру): 0 1 2 3 (0 – абсолютно не активен, 1 – активен в редких случаях, 2 – время от времени активен, 3 – очень активен). Какой характер носит активность: физическая или интеллектуальная (подчеркните).
8.В какой мере вы считаете самостоятельным своего ребенка (обведите цифру): 0 1 2 3 (0 – абсолютно сам ничего сделать не сможет, 1 – самостоятельность проявляет редко, 2 – что-то может сделать самостоятельно, 3 – постоянно проявляет самостоятельность).
9.Как вы реагируете на «внештатные» ситуации, связанные с фантазиями и экспериментами вашего ребенка? Подчеркните наиболее близкое вам утверждение: 1 – мне это очень не нравится, я не понимаю смысла бесполезного выдумывания и фантазирования, иногда ругаю ребенка в подобных ситуациях; 2 – стараюсь относиться к данным ситуациям спокойно, но не всегда получается; 3 – иногда мы с ребенком вместе что-нибудь сочиняем и экспериментируем. Возможна дополнительная информация________________
10.Какое из направлений развития вашего ребенка вы считаете наиболее значимым (подчеркните): интеллектуальное, социально-нравственное, эстетическое, физическое, развитие творчества?
11.Подчеркните 5 наиболее подходящих, по вашему мнению, характеристик для определения творческого человека: - активность, - авантюризм, - безответственность, - веселость, - впечатлительность, - горячность, - гордость, - избалованность, - инициативность, - индивидуализм, - мрачность, - мечтательность, - находчивость, - независимость, - нелюдимость, - неуправляемость, - общительность, - поверхностность, - практичность, - предприимчивость, - самостоятельность, - смелость, - усердие, - целеустремленность, - чувствительность. Возможны дополнительные характеристики творческого человека (укажите)__________________________________________________
_____________
12.В какой мере вы считаете себя человеком творческим (обведите цифру): 0 1 2 3 (0 – абсолютно не творческий, 1 – в какой-то мере творческий, 2 – скорее творческий, 3 – очень творческий).
13.В какой мере вы можете назвать своего ребенка творческим человеком (обведите цифру): 0 1 2 3 (0 – абсолютно не творческий, 1 – в какой-то мере творческий, 2 – скорее творческий, 3 – очень творческий).
14.Хотели бы вы, чтобы у вас был творческий ребенок (да/нет – подчеркните)?