Человек и проблемы смысла жизни

ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ:

1). Познакомить студентов с основными концепциями и подходами к изучению проблемы поиска смысла жизни человеком.

2). Научить студентов анализировать и сопоставлять различные концепции по изучаемой проблематике, критически их осмыслять и аргументированно представлять собственное мнение рассматриваемой проблемы на иностранном языке (английский).

3). Показать значимость проблемы философского осмысления целеполагания деятельности человека.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Курс «Человек и проблемы смысла жизни» включен в вариативную часть (по выбору студентов) гуманитарного, социального и экономического цикла. Он читается в 3-м семестре и является одной из дисциплин общегуманитарной и филологической подготовки студентов-филологов. Это курс лекций и практических занятий на иностранном языке (английский) в серии дисциплин по культурологи (в 1 семестре предлагаются курсы по выбору «Художественная культура англоязычных стран», в 3 семестре «Этнография», в 4 семестре – «Лингвокультурология».)

Параллельно с данным курсом студенты усваивают дисциплины «Философия», «Психология» и «Социология», в которых рассматриваются смежные проблемы и анализируются с несколько иных позиций.

Параллельно с данным курсом студенты также осваивают дисциплину «Практический курс английского языка (практика устной речи)» и совершенствуют навыки восприятия иноязычной речи на слух и письменно, а также говорения на иностранном языке.

Таким образом, данный курс взаимодействует со значительной частью дисциплин гуманитарного цикла, а также с дисциплинами профессионального цикла.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Общекультурные компетенции (формируются частично):

ОК-1:владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-3: готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-6:стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;

ОК-7:умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних;

ОК-9: умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности;

ОК-12: способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

ОК-13:владение навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации.

Профессиональные компетенции (формируются частично):

ПК-3:свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме;

ПК-4: владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке;

ПК-7: владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем;

ПК-8: владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· основные концепции и подходы к изучению проблемы поиска смысла жизни человеком.

Уметь:

· анализировать и сопоставлять различные концепции по изучаемой проблематике, критически их осмыслять и аргументированно представлять собственное мнение рассматриваемой проблемы на иностранном языке (английский).

Владеть:

· навыками реферирования статей на английском языке по изучаемой тематике, выступления с докладами и участия в научных дискуссиях на английском языке.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1 Questions related to meaning of life and different perspectives

2 Scientific inquiry and perspectives

2.1 Psychological significance and value in life

2.2 Origin and nature of biological life

2.3 Origins and ultimate fate of the universe

2.4 Scientific questions about the mind

3 Western philosophical perspectives

3.1 Meaning of life in Ancient Greek philosophy

3.2 Meaning of life in Enlightenment philosophy

3.3 Meaning of life in 19th century philosophy

3.4 Meaning of life in 20th century philosophy

4 Religious and spiritual perspectives

4.1 Meaning of life in Western and Middle Eastern religions

4.2 Meaning of life in South Asian religions

4.3 Meaning of life in East Asian religions

4.4 Meaning of life in modern spiritual teachings

5 Meaning of life in culture

5.1 Meaning of life in literature

5.2 Meaning of life in arts

5.3 Meaning of life in music

5.4 Meaning of life in cinema

Этнография

ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ:

- сформировать у студентов соответствующее современному уровню мировой этнографической науки представление об этнической картине мира и в частности англоязычных стран. В ходе изучения курса студенты должны получить сведения о многообразии этнических культур народов англоязычных стран, различии и особенностях хозяйственно-культурных групп, социально-политических структур, религий, верований и языков. Студенты должны познакомиться с основными путями этно­генеза и этнической истории народов, существующими демографическими и социальными проблемами. Курс должен дать представление об этнографии как науке, ее принципах, методах, источниках, истории развития. - познакомить студентов с проблематикой этнологической науки, раскрыть динамичность, многообразие и противоречивость культурно- исторического единства народов мира.

Указываются цели освоения дисциплины, соотнесенные с общими целями ООП ВПО.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

В ходе преподавания этнологии можно проследить межпредметные связи с учебными дисциплинами базового обучения и другими науками, в частности с такими как:

· краеведение (этнологические знания в системе краеведения);

· практический курс иностранного языка (участие в полемическом обсуждении научных проблем)

· история (история народов родного края неотделима от общих этнических и исторических процессов);

· философия (этносы и их культура в системе цивилизаций);

· социология (определение доминант обществ а и тенденции их развития в свете формирования этнической картины мира);

· политология (исследование особенностей этнического характера с целью активизации политических контактов);

· психология (изучение особенностей этнического характера, темперамента, структуры этнического сознания).

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Страноведческая и лингвострановедческая компетенции (реализация адекватного общения и взаимопонимания представителей разных культур).

Знание лексического материала, необходимого для проявления коммуникативной компетенции в наиболее распространенных ситуациях (языковые реалии связанные с географическими понятиями (названия морей и океанов, особенности береговой линии, рельефа, климата и растительности и т.п.), особенностями национальной культуры, общественно-политической жизни, государственным устройством, экономикой, традициями и обычаями страны изучаемого языка).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные положения современных теорий и методик, сложившихся на протяжении развития науки этнологии; иметь представление об антропогенезе и этногенезе, и их взаимосвязи; системы идентификации уровня этнического сознания; этносы и их культура в системе истории стран изучаемого языка; категориальный аппарат этнологической дисциплины.

Уметь:

- выбирать и применять практически стратегии поведения в ходе взаимодействия между этносами; давать оценку уровню и процессу эволюции этнической группы; грамотно применять в профессиональной деятельности методы изучение особенностей этнического характера, темперамента, структуры этнического сознания.

Владеть:

- иметь опыт работы с источниками; установление межкультурных контактов с представителями других народов; адаптироваться к другим этническим общностям в процессе коммуникации.

Содержание разделов дисциплины

Наши рекомендации