Оценка уровня достижений учащихся в овладении произносительной стороной речи

Под оценкой уровня учебных достижений по произношению следует понимать констатацию уровня или качества навыков произношения, дифференциации фонем и звуко-слогового анализа и синтеза посредством оценочного суждения или в баллах.

Оценка успеваемости является важным компонентом управления коррекционным процессом и выполняет роль «обратной связи >> в качестве информации учителю-логопеду и обучаемому о степени усвоения материала и продвижении к запланированному результату, что позволяет целенаправленно вносить коррективы. Учет достигаемых результатов может быть предварительным, текущим и итоговым.

Предварительный учет дает сведения об исходном уровне состояния произносительной стороны речи учащихся и их потенциальных возможностях до начала целенаправленного коррекционного обучения и воспитания. Результаты заносятся в Речевые карты и включают ряд подразделов:

§ недостатки произношения звуков (несформировавшиеся, смешиваемые, неправильно произносимые, отсутствующие);

§ затруднения в произношении слов различной слоговой структуры и предложений;

§ особенности фонематического восприятия (различение звуков, сходных по звучанию; различение звуков одной или нескольких фонетических групп; степень подготовленности к анализу звукового состава речи);

§ темп и плавность речи.

Текущий учет осуществляется постоянно и является доминирующим на протяжении всего обучения в каждом его звене: при восприятии учебного материала, формировании и закреплении произносительных и звукоразличительных умений и навыков.

Итоговый учет констатирует усвоение материала в целом по предмету «Произношение» Учебной программы специальной (коррекционной) школы V вида.

Способы проверки знаний, умений и навыков по данному предмету могут быть устными и основанными на выполнении практических заданий.

Устная проверка может быть фронтальной или индивидуальной. Устная фронтальная проверка представляет собой беглый опрос большинства учащихся класса, которые отвечают на вопросы, обращенные ко всем. Ответы детей при такой проверке носят краткий, лаконичный характер. Данный вид проверки позволяет проконтролировать знания, умения и навыки значительной части детей и активизирует класс в целом. Однако при этой форме контроля достаточно трудно оценить индивидуальные особенности артикулирования.

Проверка, основанная на выполнении практических заданий, может сводиться к наблюдению за правильностью выполняемых действий. Этот вид контроля используют для сравнения изучаемого звука с еще не пройденными, хотя и подготовленными в артикуляции. Правильность восприятия контролируется с помощью жеста, показа фишки и т.п.

Особой разновидностью является контроль за всей деятельностью ученика на протяжении всего урока, который завершается выставлением поурочного балла. Это стимулирует ученика к постоянному проявлению активности, поддерживает его работоспособность.

На основании результатов проверки учитель-логопед оценивает учащихся. Оценка одновременно выполняет три функции:

§ фиксирует «зону актуального развития» ученика и степень приближения к требуемому образцу;

§ оказывает управляющее воздействие на его последующую учебную деятельность;

§ воспитывает свойства личности.

Характер оценки должен быть стимулирующим: словесное краткое суждение или одно слово («Умница!» или «Ошибка!»), балл или поощрительный жест.

Учет двигательных и звукоразличительных умений и навыков имеет ряд специфических особенностей. Так, итоговую отметку можно выставлять по последним лучшим показателям, а не выводить на основании среднеарифметической за учебную четверть или год, как это практикуется по большинству других предметов.

Текущий учет успеваемости также отличается от ее учета по большинству других учебных предметов, что вызвано особенностями освоения произносительных навыков в рамках уроков произношения в специальной (коррекционной) школе V вида.

Так, проверку следует проводить достаточно часто, что необходимо для своевременного выявления ошибок произношения и дифференциации фонем.

Другая немаловажная особенность — выявление причин, вызывающих затруднения и порождающих ошибки при освоении двигательных или звукоразличительных умений и навыков.

Для развития самоконтроля учащихся необходимо использовать прием регулярного информирования ребенка о том, насколько он приблизился к образцовому произношению и какие недостатки еще не искоренены. Оценочное суждение учителя должно содержать эти оценки и быть предельно точным, лаконичным и понятным ученику.

ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ (Выдержка из Программы специальных (коррекционных) школ V вида — раздел «Произношение»)

Каждый ответ ученика должен оцениваться дифференцированно, с учетом как уровня его речевого развития и общей динамики продвижения в овладении устной и письменной речью, так и тех фактических знаний, умений, которые он приобретает по тем или иным разделам программы русского языка за определенный промежуток обучения.

Исключение составляют дети с особо тяжелыми формами речевой патологии: анартрия различной этиологии, сенсорная алалия и афазия, которые нуждаются в индивидуальных формах и сроках обучения. Аттестация этих учащихся проводится решением Педагогического совета с учетом сложностей структуры речевого дефекта.

В подготовительном и 1-м классах отметки не ставятся. Ответы оцениваются качественно.

Оценивая успехи детей с общим недоразвитием речи в формировании фонетически правильной, внятной и выразительной устной речи, необходимо учитывать следующее:

1. умение правильно и четко произносить отработанные звуки в словах определенной слоговой сложности, предусмотренных программными требованиями;

2. сформированность слухового восприятия, умение узнавать, различать и выделять усвоенные звуки из слова и отличать их от других звуков речи;

3. умение правильно и четко произносить слова той или иной слоговой сложности в объеме программы;

4. внятность и выразительность речи.

Надо исходить не только из программных требований, но и из индивидуальных возможностей каждого ребенка. Например, у детей с нарушением строения и функции артикуляционного аппарата в подготовительном-первом классах достаточно добиться приближенного произношения звуков речи, но обязательно следует сформировать у них умение отличать каждый отрабатываемый звук от всех других звуков речи, акустически и артикуляционно близких.

Оценка выставляется за работу ученика на уроках по формированию произношения.

Отметка «5» ставится, если ученик:

§ успешно овладевает правильным произношением запланированных программой звуков речи;

§ правильно произносит усвоенные звуки в словах определенной слоговой сложности в объеме программы;

§ дифференцирует изучаемые звуки от звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам;

§ внятно и правильно произносит слова усвоенной слоговой сложности в связной речи, соблюдая необходимые ударение и интонацию.

Может быть допущено не более 1-2 ошибок. Отметка «4» ставится, если ученик:

§ обнаруживает установленные для отметки «5» умения, но, умея правильно произносить звук изолированно, произносит его в слогах недостаточно четко, допускает искажения, замену или смешение звуков;

§ не всегда может выделить звук из состава слова;

§ допускает отдельные ошибки при произнесении слов той или иной слоговой структуры, предусмотренных программой;

§ ошибается в постановке ударения, в соблюдении интонации.

Отметка «3» ставится, если ученик:

§ —ниже своих индивидуальных возможностей овладевает правильным произношением звуков речи и звуко-слоговой структурой отдельных слов;

§ плохо дифференцирует изучаемые звуки, смешивая их с другими, акустически близкими;

§ допускает много ошибок в постановке ударения в словах и в недостаточной мере воспринимает помощь учителя.

Учащиеся, зачисленные во 2 класс из общеобразовательной школы в начале учебного года, оцениваются индивидуально.

В заключение следует отметить, что работа с ребенком младшего школьного возраста по формированию полноценного звукопроизношения — это процесс тактичного, щадящего взаимодействия, исключающий авторитарность, требующий установления доверительных отношений и поощрительных оценок. Значительная часть учащихся имеет негативный опыт обучения и нуждается в нормализации учебной деятельности в целом.

Обязательным условием успешности формирования полноценной, выразительной речи является эмоциональное подкрепление успехов, воспитание у ребенка уверенности в достижении цели, поощрение направленности на систематическое преодоление речевых затруднений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акишина АЛ., Барановская СА. Русская фонетика. — М.: Русский язык, 1980.

2. Ануфриев А.Ф., Костромина СП. Как преодолеть трудности в обучении детей. — М.: Ось-89, 1997.

3. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. — СПб.: ТОО «Библиополис», 1994.

4. Бондарко Л.В., Вербицкая Л А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. — СПб.: Изд-во фил. факультета СПГУ, 2000.

5. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. — М.,1977.

6. Волкова К А. Методика обучения глухих произношению. —М.: Просвещение, 1980.

7. ГезН.И. Обучение говорению. — М., 1980.

8. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Развитие речи: Учебник для подготовительного класса. — М.: Просвещение, 1994.

9. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. — М.: Просвещение, 1987.

10. Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М., 1958.

11. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. — М., 1998.

12. Жукова Н.С. Букварь. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.

13. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи
у дошкольников/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — М.: Просвещение, 1990.

14. Ы.ЖуроваЛ.Е.,ЕвдокимоваА.О.,КочуроваЕ.Э. и др. Грамота/ Под ред. Л.Е. Журовой. — М.: Вентана Граф, 2001.

15. Каше ГЛ., Никашина НА., Шуйфер Р.И.,, др. Исправление недостатков произношения, чтения и письма/ Под ред. Р.Е. Левиной. — М.: Мин. Просвещения РСФСР, 1960.

16. Каше ГА. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.

17. Ковшиков В А. Азбука в картинках и стихах. — СПб., 1998.

18. Ковшиков ВЛ. Исправление нарушений различения звуков: Методы диагностики и дидактические материалы. — СПб.: Сатис, 1995.

19. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. — М.: Просвещение, 1982.

20. Крылова Н.Л., Писарева И.В., Ипатова Н.Л. Букварь для Подготовительного — первого классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (1-е отделение). — М.: Просвещение, 1993.

21. Ладыженская ТА. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. — М.: С-инфо, 1999.

22. Методы обследования речи детей/ Под ред. д. п. н., профессора Г.В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2003.

23. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общ.
ред. д. п. н., профессора Г.В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2002.

24. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной. — М. ,1968.

25. Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. — 1-е отделение. — М.: Просвещение, 1987.

26. Пфафенродт АЛ. Произношение. 3 класс. — М.: Просвещение, 2000.

27. Pay Е.Ф., Рождественская В.И. Смешение звуков речи у детей. — М.: Просвещение, 1972.

28. Реформатский АЛ. Фонологические этюды. — М., 1975.

29. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (1-4 классы). — М., 1980.

30. Тигранова Л.И. Наблюдаем, угадываем, сравниваем. — М.: Просвещение, 2002.

31. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 1989.

32. Чиркина Г.В., Комкова Н.Ф. Русский язык: Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений V вида (1-е отделение). — М.: Просвещение, 2000.

33. ЭльконинД.Б. Букварь/ Д.Б. Эльконин; дораб. Г.А. Цукерман, Е.Н. Бугрименко. — М.: Просвещение, 2001.

Наши рекомендации