Критерии оценивания ответов

Симанович Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

муниципального казенного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы

№ 9 г. Аши Челябинской области

(с профессиональным обучением)

Разработка открытого урока

Русского языка

по теме «Ведение дискуссии на заданную тему»

Класс

Методы: поисково-творческий метод обучения

Тип учебного занятия: семинарское занятие по русскому языку в форме дискуссии

Формы работы: фронтальная, групповая работа с элементами деловой игры «аквариум».

УМК: учебник для 10-11 кл. общеобразовательного учреждения (А.И. Власенков, Л.М. Рыбченков. – М., Просвещение, 2013), методические указания авторов учебника (Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.; Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стиль речи». 10-11 классы – М.; Просвещение 2012), программа по русскому языку (из методических рекомендаций).

Дидактическое сопровождение:презентация по теме урока, компьютер с мультимедийным проектором, набор напечатанного раздаточного материала.

Используемая литература:

учебник для 10-11 кл. общеобразовательного учреждения (А.И. Власенков, Л.М. Рыбченков. – М., Просвещение, 2013)

Аша

Челябинская область

2014

Ведение дискуссии на заданную тему.

Семинарское занятие по русскому языку в 11 классе.

Цели: 1) обогащать учащихся новыми знаниями, приобщать к анализу конкретных ситуаций;

2) способствовать формированию взглядов и убеждений;

3) развивать творческие, коммуникативные, аналитические способности, познавательную активность;

4) учить отстаивать свою позицию, вести полемику;

5) воспитывать гражданскую позицию;

6) готовиться к ЕГЭ.

Количество часов: 2 учебных часа

Форма проведения занятия: групповая работа с элементами игры «аквариум».

Ход урока.

1 этап – подготовка обучаемых.

Задача: настроиться на устную групповую работу.

а) уточнить порядок и правила проведения дискуссии.

Правила проведения дискуссии

- нацеленность творческого поиска на один объект, недопустимость ухода в сторону;

- краткость и ясность выражения мысли;

- недопустимость критических замечаний по поводу высказываемого;

- недопустимость повтора сказанного другими участниками;

- стимулирование любой самостоятельной мысли и суждения.

Порядок проведения дискуссии

- внимательно прочитать текст, на основе которого будет проведена дискуссия;

- коллективно, в группе, провести обсуждение поднятой проблемы;

- выдвинуть от каждой группы выступающего, который постарается отстоять общую точку зрения;

- корректно задавать вопросы, делать дополнения;

- общими усилиями прийти к решению проблемы.

б) создать рабочие группы: вся учебная группа должна быть разделена на несколько подгрупп, 3 подгруппы – «черепахи», «рыбы», «водоросли» - сидят в центре класса по кругу – в «аквариуме», их ситуационная задача: активно участвовать в дискуссии на определенную предложенную тему. 4 подгруппа – «ловцы жемчуга» - сидит вокруг «аквариума», их ситуационная задача: внимательно наблюдать за ходом дискуссии (каждый «ловец жемчуга» наблюдает за 1-2 учениками), анализировать сложившуюся ситуацию.

Критерии оценивания ответов

- активность участников;

- характер и актуальность высказанных идей;

- обсуждена ли проблема всесторонне;

- возможны ли добавления, исправления, новые мысли-идеи.

5 подгруппа – учитель и гости семинара – «эксперты-аналитики» комментируют действия и мысли-идеи всех подгрупп, высказывают свое мнение об эффективности дискуссии.

2 этап – формулирование проблемы, разъяснение требований к ее решению

Задача: сориентировать на предмет предстоящего разговора.

Всем подгруппам раздаются отпечатанные тексты, текст читается учителем вслух, внимание обращается на ключевые слова, проводится работа с трудной для восприятия лексикой, определяется тема и основная мысль текста.

Образец текста для разбора

…Одно дело – официальная речь, а другое – разговор с глазу на глаз. «Чувство соразмерности и сообразности» играет и здесь решающую роль: им определяется стиль нашей речи.

«О том, что принято и не принято в языке, имеет право судить стилистика, - говорит Лев Успенский. – Стилистика – сложная и тонкая отрасль знания, стоящая на грани науки и искусства. Она (я говорю о стилистике разговорного языка) требует не только знаний, но и чутья. Зачастую её рецепты, годящиеся для одного стиля речи, неприменимы для другого».

И Лев Успенский приводит очень рельефный пример: «Когда двое мальчишек в школе говорят между собой, только педант найдёт недопустимой реплику:

- Опять ты пару хватанул? Эх ты! То пара, то кол… Срежешься на экзамене, и выставят из школы.

Но если вы увидите, - продолжал писатель, - письмо директора родителям, где говорится: «Уважаемые товарищи! Поскольку ваш сын опять хватанул пару, а в табеле у него то пара, то кол, он непременно срежется на экзамене, и я буду вынужден выставить его из школы», вы решите, что директор по меньшей мере странный человек.

Слова и там и тут одинаковые, все они значатся в наших словарях, содержание сказанного одно и то же. Всё правильно, но в одном случае так говорить принято, а в другом – не принято. Стилистически неуместно».

Работа по тексту

а) лексическое значение некоторых слов из текста:

Педант - (фр. pedant – букв. педагог, учитель). Человек, отличающийся чрезмерной аккуратностью, строгостью в соблюдении формальных требований, правил и нередко не учитывающий сути дела, содержания; формалист.

Чутье – 2. перен. Способность понимать, ценить что-нибудь, разбираться в чем-нибудь.

Рельефный (пример) – перен. Отчетливый, выразительный.

Реплика – ответ, возражение, замечание на слова собеседника, говорящего.

Соразмерный – 1. соответствующий какой-нибудь мере, соответственный чему-нибудь; 2. правильный в соотношении своих размеров, частей, в своем строении, пропорциональный.

Сообразный – согласующийся с чем-нибудь, соответствующий чему-нибудь.

б) ключевые слова по тексту:

официальная речь, тонкая отрасль знаний, на грани науки и искусства, чувство соразмерности и сообразности, стилистически неуместно, недопустимая реплика, зачастую.

в) определение темы текста (о чем текст?): о том, что принято и не принято в языке.

г) определение основной мысли текста (зачем текст написан, что хотел сказать автор текста?): чувство соразмерности и сообразности необходимо как в официальной речи, так и в разговоре с глазу на глаз.

д) формулирование проблемы

- Какую проблему поднимает автор данного текста? (Неумение современных людей говорить красиво и правильно, отсутствие у многих языкового чутья.)

Наши рекомендации