СР № 3. Проблемное обучение и развитие мотивов учебной познавательной деятельности (коллоквиум)

Методические указания: обоснуйте необходимость развития проблемного обучения в нашей стране в 80 гг. (М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцева). Проведите аналогию с происхождением трех фаз мыслительного акта (согласно С.Л. Рубинштейну), который возникает в проблемной ситуации и включает осознание проблемы, ее решение и конечное умозаключение. Покажите связь проблемного характера обучения с познавательной мотивацией школьника. Поготовьтесь к коллоквиуму по данной теме. Вопросы к коллоквиуму размещены в п.7.3.2. Рабочей программы дисциплтины.

Контрольные вопросы:

1. Психологическая сущность проблемного обучения

2. Проблемные ситуации (А.М. Матюшкин)

3. Развитие рассуждающего теоретического мышления школьников как основа проблемного обучения

Практическое задание: приведите примеры создания проблемных ситуаций в обучении. Покажите роль проблемного характера обучения в повышении познавательной мотивации школьника.

Литература:

· Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.,1972.

· Матюшкин А.М. Теоретические вопросы проблемного обучения. Хрестоматия по психологии: Уч. Пособие / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.

· Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии, 1982. № 4.

· Махмутов М.И. Принцип проблемности в обучении // Вопросы психологии, 1984. № 5.

· Сухобская Г.С. Психологические аспекты проблемного обучения и развитие познавательной активности учащихся // Вопросы психологии, 1984. № 5.

СР № 4. Контроль, обратная связь, оценка как личностные факторы обучения

(просмотр видеоматериалов « Урок в школе»

с последующим психологичсеким анализом)

Методические указания к практическому заданию: просмотрите видеофильм «Урок в школе». Проанализируйте оценивающую деятельность учителя на уроке. Раскройте психологическую сущность отметки и оценки. В чем состоит воспитательная и образовательная функции оценки учении школьников. Подчеркните роль содержательной оценки учения школьника в регуляции отношений школьников в микросоциальной среде и формировании самооценки личности школьника.

Литература:

· Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980.

· Амонашвили Ш.А. Личностно – гуманная основа педагогического процесса. Мн., 1990.

· Ананьев Б.Г. Психологическая ситуация опроса на уроке. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.М. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1980. С. 155-161.

· Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. 1984. № 5.

СР № 5. Психологические основы компьютеризации и информатизации учебного процесса(электронная презентация)

Методические указания: дайте характеристику психологическим аспектам теории программированного обучения. Подчеркните, что использование интерактивных технологий обучения основывается на активном участии школьников. Выделите достоинства и недостатки информатизации образования и проблемы учителя в ее реализации. Подготовьте электронную презентацию на тему «Психологические факторы использования информационных технологий на уроке».

Контрольные вопросы:

1. Психологические основы использования интерактивных технологий в образовании (ИТО).

2. Формы предъявления информации в ИТО.

3. Способы организации деятельности учащихся при использовании ИТО.

4. Преимущества ИТО в сравнении с традиционными формами обучения.

5. Специфика реализации функций учителя при использовании ИТО в обучении.

Литература:

· Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1990. № 1.

· Ломов Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Психологический журнал. Т.6. № 6. 1985. С. 8-28.

· Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969.

· Тихомиров О.К. Психология компьютеризации. Киев, 1988.

Наши рекомендации