Сравнительный анализ разных способов организации экспертизы

Закрытое экспертное действие Открытое экспертное действие
Отбор специалистов для проведения экспертизы. Формирование субъекта проведения экспертизы.
Допущение частного мнения в качестве ценностного основания экспертизы. Разработка ценностных оснований, подхода и процедур проведения экспертизы.
Сакрализация экспертных действий и процедур в процессе проведения экспертизы. Позиционирование, автономизация и суверенизация экспертных действий.
Формирование независимых экспертных мнений. Позиционирование экспертов. Рефлексия, оценка организации экспертизы и содержания экспертной деятельности.
Авторитезация частного мнения: приписывание ему статуса истинного, объективного суждения. Объективация результатов и процедур экспертной деятельности.

Принципиальная разница между этими действиями заключается в том, что в открытой экспертизе формируется сам субъект ее проведения, допускается влияние как экспертов, так и претендентов на выработку оснований, критериев, показателей, процедуры экспертизы. Открытая экспертиза имеет своим результатом не просто фиксацию победителей, но еще и влияние на изменение практики образования и управления, появление новых управленческих механизмов. Именно в процессе проведения открытой экспертизы нарабатываются и реализуются механизмы управления образовательными инновациями.

Каковы функции и результаты экспертизы образовательных инноваций в гуманитарном управлении?

Обсуждая необходимость использования открытого действия при организации экспертизы, следует отметить, что такая экспертиза как раз направлена на то, чтобы понять и поддержать инициативные изменения образования; изменения, осуществляемые самими участниками образовательной практики. Тем самым, основной целью открытой экспертизы становится проявление потенциала образовательных инноваций для изменения системы образования и превращение потенциала в ресурс, что означает указание на задачи, которые могут быть решены только путем использования образовательных инноваций и усиления их влияния на практику образования.

Экспертиза в гуманитарном управлении проявляет множественность и разнообразие образовательных инноваций, устанавливает различие прецедентов и мест изменений образования, позволяет сформулировать ценностные основания и направления влияния человека на систему образования. Поэтому можно сказать, что открытая экспертиза является не просто одним из средств управления образованием, но средством преодоления антропологического дефицита образования.

Поэтому задачи экспертизы можно конкретизировать как :

• проявление прецедентов (уникальных мест) изменения образования, возникающих по инициативе самих участников образовательной практики;

• опознавание сути и содержания инициативных изменений образования (качества изменений);

• установление границ изменения образования путем указания на результаты и возможные последствия реализации личных инициатив;

• оценивание образовательных инноваций относительно их потенциала и ресурсности для совершенствования системы образования;

• выработка рекомендаций по усилению и использованию образовательных инноваций и инновационного ресурса в образовании.

Открытая экспертиза существенно меняет качество управления образованием. Организация и проведение экспертизы с привлечением экспертов «со стороны», в том числе представителей общественных организаций и профессионального сообщества, означает и открытый характер управления образованием. Такая организация экспертизы обусловливает становление нового субъекта управления, характеристиками которого являются использование в управлении образованием общественной составляющей, ресурса гражданского общества и институтов; делегирование властных полномочий представителям общественности и самим участникам образовательного процесса. А это значит, что открытая экспертиза есть средство реального перехода к стратегии диалогического управления.

Проведение открытой экспертизы обусловливает также усиление исследовательского содержания управления образованием. Организация нами открытой экспертизы позволила установить: а) особенности и состояние образовательных инноваций; б) направления инициативных изменений образования; в) характеристики эффективного управления инновациями. Нами установлено также, что инновационные образовательные программы, действительно, являются средством качественного изменения образования и могут стать фактором системного изменения образования; что инициативные изменения образования обусловливают и его организационные изменения; что образовательные учреждения, в которых осуществляются инновации, приобретают черты образовательных организаций и образовательных сообществ. Более того, проведение экспертизы как открытого действия позволило выделить и проблемы, которые появляются в управлении образовательными инновациями. Прежде всего, мы фиксируем, что образовательные инновации имеют тенденцию к локализации и поэтому возникают серьезные трудности в их «продвижении», расширении области влияния. Эксперты заметили также, что по потенциалу влияния образовательные инновации амбивалентны и могут стать причиной как позитивных, так и негативных изменений образования, что, будучи связаны с человеком, могут имитироваться и приобретать характер псевдоинновации.

Проведение исследования в процессе открытой экспертизы позволило представить образовательные инновации в качестве особого типологического основания в образовании. Использование такого основания, по нашему мнению, позволит представить суть системных изменений образования под влиянием инноваций, охарактеризовать инновации как потенциал и инновационный ресурс образования, определить пути, условия становления инновационного сектора образования.

В результате проведения открытой экспертизы стало возможным сформулировать ближайшие задачи управления образовательными инновациями: расширение их влияния на систему образования и «перевод» инновационного потенциала образования в инновационный ресурс, создание инновационного сектора образования. Это означает, что ставка в развитии образования делается не только на финансовые и материально-технические ресурсы, а на внутренний, человеческий ресурс и человеческий капитал самой системы образования. При этом образование перестанет рассматриваться как «собесовская» система, но станет рассматриваться как практика производства человеческого потенциала, инновационного ресурса, как система, отвечающая за производство и разработку «средств» производства интеллектуального, человеческого капитала [3, с. 122].

Наши рекомендации