Если ребенок нуждается в помощи специалиста
В тех случаях, когда у ребенка возникают трудности
с одним или более звуками, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Мы, со своей стороны, даем в этой книге много полезных советов родителям, однако подробное описание процедур, необходимых для постановки звуков, выходит за рамки книги.
Когда вы пытаетесь оценить степень отставания вашего малыша в речевом развитии, не следует упускать из виду тот факт, что к моменту поступления в школу многие совершенно нормальные дети далеко не все звуки произносят правильно. Таблица, которую мы приводим в конце главы, поможет вам провести предварительную оценку сформированности речи вашего малыша. Если у вас возникнут вопросы или сомнения, обратитесь к логопеду. Помощь специалиста нужна и в тех случаях, когда наблюдается существенное отставание относительно вех нормального речевого развития, и ребенок не делает заметных успехов, занимаясь с вами по тем методикам, которые описываются в нашей книге.
Таблица 1.1.
Представленная здесь таблица носит только ориентировочный характер. Она полезна в том случае, если вы пытаетесь решить, нужна ли вашему ребенку полная оценка произношения.
Возраст | Замечания | Допустимые подмены |
Три года | В этом возрасте возможны значительные отклонения звуков от нормы. Помимо указанных подмен, возможны потери согласного звука на конце слова, например: "пи" вместо "пить" "ко" вместо кот. | "бевы" вместо белый "туп" вместо суп "туб" вместо зуб "тудо" вместо туго "тот" вместо кот плюс все, перечисленные ниже. |
Четыре года | Когда в словах нижеперечисленные звуки, то желательно, чтобы они произносились правильно б, п, д, т, c, г, м, н c, з часто, но не всегда произносятся правильно. | "сапка" вместо "шапка" "лелка" вместо елка "фубка" вместо шубка "шашка" вместо чашка "вука" вместо рука "бата" вместо вата "вает" вместо лает плюс все, перечисленные ниже. |
Пять лет | В этом возрасте ребенок должен правильно произносить большинство звуков, встречающихся в родной речи. | "дебять" вместо девять |
Если вы обратились логопеду, с ним следует обсудить вопрос о том, как заниматься с ребенком дома, можно ли в вашем случае использовать программу, которую мы предлагаем. Возможно, вам и вашему педагогу захочется обратиться непосредственно к программе T.E.L.L. и более детально ознакомиться с предлагаемым подходом. Вам может пригодиться список литературы, приведенный в книге 1.
Заключение
Перед тем, как перейти к следующей главе, нам хотелось бы еще раз подчеркнуть уже высказывавшуюся мысль о том, что общение - это не только говорение. Понятие "общение" предполагает также умение слушать и понимать, умение соблюдать очередность в разговоре, умение завязывать и поддерживать беседу. Ребенку необходимо, кроме того, научиться правильно употреблять слова, понять, как зачастую широк диапазон значений тех слов, которые он употребляет.
На занятиях по развитию навыков общения малыш должен будет учиться не только говорить, но и воспринимать слова других людей. Не забывайте всегда давать ему время на ответ. Не забывайте также о том, что работу следует строить, ориентируясь на интересы ребенка. Вы сможете извлечь пользу из его интересов и в бытовых ситуациях, и на специальных уроках.
Для того, чтобы побудить малыша продолжить общение, старайтесь использовать зацепки, которые естественным образом появляются в русле самой беседы.
Прежде, чем приступить к занятиям, подробно проанализируйте, что на данный момент ребенок уже умеет делать. Начинать обучение следует с того уровня, который ему более всего подходит.
Мы советуем вам прочитать главу 2 Развитие навыков общение в довербальный период даже в том случае, если ваш малыш уже говорит. Многие навыки, которые ребенок приобретает в довербальный период, не теряют своего значения и позже, когда он уже будет учиться говорить.
Мы надеемся, что занятия понравятся и вам, и вашему ребенку.