Факторы, влияющие на становление личности ребенка

1. Деятельность.11

Подростку, чтобы общаться с окружающим миром, необходимы знания об объектах этого мира. С первых дней жизни в его арсенале в качестве механизма защиты есть чувство страха перед всем неизвестным. Мир, окружающий ребенка, становится своим, когда назначение, функции, содержание, сущность, свойства множества объектов познаются ребенком, происходит о-своение мира. И тогда он способен взаимодействовать с этим миром, воспринимать это мир определенной культуры, полюбить этот мир. В курсе «Художественного краеведения» через лекции и беседы по конкретному памятнику искусства ребенок может сделать шаг в освоении мира.

Но одного о-своения окружающего мира недостаточно, необходимо и его у-своение, т.е. умение использовать то, что освоено. В нашем курсе под усвоением следует понимать различные творческие задания (написание сочинений на заданную тему, изображение графически объекта, инсценировка события), а также применение эвристических и исследовательских методов12 работы на уроках по художественному краеведению.

Но издревле человек производил оценку объектов окружающего мира и создавал неписанную иерархию ценностных для своей жизни объектов, на основании опыта приходя к выводу, что ценностные предпочтения влияют на исход жизни, а отношения к ценностям играет судьбоносную роль. Протекал процесс при-свое-ния мира, т.е. включения в структуру личности объекта как части личности. Поэтому, воспитатель-педагог, помимо освоения и усвоения мира, всегда заботился о том, чтобы ребенок присваивал ценности, открытые культурой, вводил их в свою личностную структуру. В данном случае под присвоением следует понимать некую прикладную, практическую значимость работы школьника (охрана, реконструкция памятников культуры, экспедиционная деятельность13).

Три слагаемых воспитания – освоение, усвоение и присвоение – всегда составляют целостность воспитательного процесса.

Таким образом, с учетом того, что непосредственный путь освоения, усвоения, присвоения мира – есть деятельность ребенка, то воспитание – это целенаправленно организованная деятельность детей, вовлекающая их во взаимодействие с окружающим миром и формирующая у них систему целостных отношений к этому миру.

Деятельность должна быть максимально разнообразной, чтобы протекало широкое освоение действительности, и развивались самые разнообразные умения и навыки.

Условия для организации активной деятельности:

a) созидательность14;

b) высокая мотивированность – побуждение, инициирующее целевую активность детей. Мотив может быть нравственным (благо для другого), познавательный (хочу знать истину) и эстетический (чтобы красиво было);

c) рефлексия – анализ школьником собственного состояния, переживания, мыслей по завершению деятельности. Рефлексия – это попытка отразить произошедшее с моим «Я» и размышление о связи моего «Я» с другими. Нельзя превращать рефлексию в мучение ребенка. Он говорит то, что думает. Он имеет право на молчание или сознательное умолчание. Суть рефлексии в приучении к самоконтролю, самооценке и саморегулировании, формировании общей привычки к осмыслению протекающей жизни. Рефлексия – завершающий этап всякого рода совместной деятельности детей и педагога.

2. Процесс воспитания как социализация ребенка.

Знания, которые получает ученик в школе, можно рассматривать как базу для его социального становления. «Воспитание и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно»15.

Обучение и воспитание являются основными составляющими образования. Они взаимодействуют с процессом развития, направленным на индивидуальный качественный рост. Воспитание обрамляет развитие, придает качествам индивида социальную направленность. В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза16 личности.

В педагогике и психологии постоянно сталкиваются три подхода к пониманию сущности развития личности: биологический подход17, социологический18 и синтетический19 (который в настоящее время определяет основные направления деятельности педагога).

Развитие, обучение и воспитание воздействуют на индивида с одной и той же целью – достижение уровня полной реализации себя в обществе. При этом развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а обучение и воспитание обращено к тому, чего еще нет. В своем единстве они составляют сущность формирования личности.

3. Воспитательная среда.

Среда слагается из:

Ø предметно-пространственного окружения (помещение школы, краеведческого музея, их обустройство). Они должны быть устроены в соответствии с принципами эстетики и этики, и ребенок должен активно участвовать в их обустройстве, что будет способствовать духовному развитию ученика;

Ø поведенческое окружение (формы и нормы взаимоотношений и поведения20 в школьном коллективе);

Ø событийное окружение (совокупность событий, попадающих в поле восприятия школьника, их оценка и осознание);

Ø информационное окружение (техническое оснащение школы, средства наглядности);

Ø персоналии великих людей, выдающихся личностей, судьба которых фокусирует в себе и поведение, и события, и предметы, и научные истины.

Таким образом, воспитание – это создание нормальных, соответствующих культуре условий жизни для ребенка, позитивные влияния которых педагог усиливает, негативные нейтрализует либо интерпретирует с позиций современной культуры.

Мера воздействия школьной среды на формирование ребенка будет различной:

§ из-за различий в биологическом генотипе21 детей;

§ из-за того, что мера воздействия объекта на субъект равна мере активности субъекта, вступающего во взаимодействие.

4. Типы воспитательной работы.

В условиях школьного коллектива передача опыта, общечеловеческих ценностей идет в нескольких направлениях: в процессе общения педагогов и учащихся, а также в совместной деятельности старших и младших школьников. Руководящая роль в этом процессе принадлежит педагогам. Руководство может происходить в скрытой или открытой форме. Однако, активность одних не предполагает пассивности других.

В воспитательном арсенале педагогов немало средств, позволяющих влиять на личностное развитие ребенка. Они направлены на создание атмосферы содружества и общей заинтересованности. Педагогическая теория и практика накопила большой опыт воспитательной работы. Перечислить все ее формы невозможно. Мы ограничимся современной типологией, предложенной Е.В.Титовой (…). Ученый-педагог считает, что существуют 3 основных типа воспитательной работы: мероприятия, дела и игры. Они различаются по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, а также по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогом или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них (экскурсии22, походы, экспедиции, вечера23). Е.В.Титова выделяет характерные признаки мероприятия: созерцательно-исполнительская позиция детей, организаторская роль взрослых.

Дела – это общая работа, важные события, приносящие пользу и радость кому-нибудь, в том числе и самим себе (краеведческие кружки24, работа в музее25, архиве26, встреча с участниками и свидетелями событий и др.).

Игры – это воображаемая или реальная деятельность, организуемая с целью отдыха, развлечения, обучения (краеведческие игры27).

Существуют и другие классификации форм воспитательной работы: в основе признака классифицирования может быть время, виды деятельности, результат, количество участников.

Индивидуальные формы работы пронизывают всю внеурочную деятельность. Они присутствуют и в групповых, и в коллективных формах. В конечном итоге, успешность всех других форм определяется именно индивидуальным компонентом. К индивидуальным формам работы в курсе «Художественного краеведения» относятся: заполнение учетной карточки на архитектурный памятник, беседа28, чтение литературы о местной истории, работа с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовка рефератов29, докладов, изготовление наглядных пособий.

К групповым формам в художественном краеведении можно отнести: творческие группы, кружок, общество30, издание рукописных книг, журналов и др. Главная задача педагога – создать условия для получения положительного результата и одновременно помочь каждому проявить себя.

Коллективные формы работы – это походы, экскурсии, экспедиции, вечера, олимпиады31, создание школьных музеев.

В зависимости от ряда условий, педагоги могут выполнять различную роль при использовании этих форм: организатора, участника, помощника.

Все вышеперечисленные формы работы могут активно взаимодействовать, сочетаться, дополнять друг друга в таком виде школьного занятия как факультатив32, который широко применяется в педагогической практике. Факультативное занятие должно строится на «местном» материале, что позволяет придать историческим фактам особый колорит и соотнести жизнь отдельного края с понятием о России в целом. Это вносит в занятия определенную конкретику и убедительность. Это помогает установить междисциплинарные связи, и, прежде всего, с историей. Можно показать непосредственную связь родного края с жизнью всей страны, что помогает обострить внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности. Курс краеведения делает возможным введение в учебный воспитательный процесс элементов живого созерцания. Так учащимися устанавливается связь между частным и общим, вырабатывается своя жизненная позиция к современному положению своего края и страны в целом.

Не менее важна связь художественного краеведения с МХК. Наша программа рассчитана на учащихся 8 классов, в это время дети по МХК проходят древнюю культуру, но уже здесь они могут проводить некоторые параллели с историей и культурой своей «малой» Родины, выделять отличные друг от друга тенденции в развитии различных культур. В 10 классе, когда начинается изучение МХК России, дети уже на основе изученного родного края смогут лучше уяснить новый материал.

Таким образом, художественное краеведение является одним из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью.

Итак, педагоги школы осуществляют целенаправленную профессиональную деятельность – воспитательную работу, которая предполагает организацию совместной деятельности, направленную на обеспечение оптимального развития личности. Воспитательная работа является одним из факторов становления личности и очень важно, какие формы и методы выбирают педагоги.

1.2. Культурологический подход в преподавании «Художественного краеведения».

На становление личности ребенка большое влияние оказывается сама личность учителя-краеведа. Он должен овладеть следующими профессиональными умениями:

1. во время общения с воспитанниками акцентировать внимание на предмете деятельности или отношениях – тогда индивидуальные своеобразия не только не станут мешать совместной работе, но придадут неожиданную окраску взаимоотношениям;

2. инструментировать признание права каждого (и воспитанника, и педагога) на отличие во мнениях, суждениях, способностях – тогда общение с деть-ми становится интересным, духовно богатым, будет инициировать мысль всех участников совместной деятельности;

3. не прибегать к открытой и прямой оценке воспитанника, больше высказывать свое отношение к происходящему, использовать прием «Я - сообщение», расценивать недостатки человека как не успевшие сформироваться, а потому и не проявляющие себя достоинства;

4. выражать соучастие его жизнедеятельности, сопереживать успехам и неудачам, высказывать ему свою заботу и доброе расположение;

5. отмечая несходство воспитанника с другими людьми, подчеркивать уникальность и неповторимость его личностного «Я» - тогда повышается статус этого воспитанника в группе, формируется свобода проявления личности, а также повышается самоконтроль, направленный на поддержание чести.

Процесс воспитания становится для школьников значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог-краевед заботится о выполнения следующих условий:

v опирается на положительные возрастные потребности и интересы, создающие «эффект актуальности». Действенность метода убеждения значительно возрастает, если воспитатель будет стремиться чаще создавать ситуации, в которых педагогически организованное воздействие практически сливается с тем, что обсуждается школьниками в свободном общении. Это и называется «эффектом актуальности»;

v обеспечивает эмоциональную насыщенность общественно-полезной деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников;

v создает в коллективе атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;

v утверждает радостный мажорный стиль жизни детского коллектива;

v учитывает положительное воздействие общественного мнения, выполняющего функцию эмоционального заражения;

v заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.

Помимо всего этого учитель должен обладать: поведением безупречным, укладом жизни образцовым, духовными качествами неопровержимыми и безукоризненно владеть материалом своего курса, знать методику предмета и активно ее использовать. Более того, правильно использовать культурологический подход в «Художественном краеведении».

Культурологический подход – применение адекватных культурологических концепций и методов в педагогике.

Во-первых, это применение, в рамках нашего курса, культурологического воспитания. Культурологическое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанника, направленная на усвоение лучших образцов культуры прошлого и настоящего, изучение закономерностей происхождения, развитие и функционирования мировой и национальной культуры.

Во-вторых, вкрапление в художественное краеведение идеи воспитания искусством. Именно искусство не только в рациональной, но, прежде всего в эмоциональной форме способно донести отзвуки ушедших в историю цивилизаций, передать дух минувшего времени.

Исключительно важно и многообразно влияние искусства на человека, искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности. Оно выполняет большую познавательную функцию, тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений. Большую роль играет искусство в развитии эстетической культуры человека, учит его понимать прекрасное и строить жизнь по законам красоты.

Идея воспитания искусством не нова, но на практике она чаще всего реализуется за счет наполнения предметами эстетического цикла. При этом эстетическое воспитание подменяется суммой художественной деятельности в школе. Насыщенность школы художественной деятельностью только создает базу для развития личности средствами искусства. Для достижения цели необходим культурологический подход к воспитанию.

Сила искусства – «в его нравственно-эмоциональном воздействии на личность»33. Воздействовать средствами искусства – значит вызывать эмоции, адекватные художественному образу: сопереживание, восхищение или негодование, а главное размышление. И все это в приложении к себе.

Благодаря педагогически организованному, даже пассивному взаимодействию с искусством у детей возникает интерес к тем эмоционально-нравственным явлениям жизни человека, к которым раньше они были равнодушны. Это так называемое «эмоционально-образное стимулирование»34, суть которого заключается в «активном вхождении в эмоциональное состояние художественного персонажа»35. Искусство позволяет воспринимать мир с этических позиций прекрасного и безобразного.

Эмоционально-образное стимулирование в воспитании может происходить за счет использования фрагмента какого-то одного вида искусства, или сплава различных видов искусств. Многие методические приемы эмоционально-образного стимулирования основываются на вплетении в ткань беседы фрагмента эмоционально насыщенного художественного произведения с открытой идеей, вызывающего адекватные чувства и потребность в самоуглублении (например, краеведческая беседа, рассказ-притча о создании памятника истории и культуры), который создает ситуацию воображаемого присутствия. «Разум, чувства и сознание прочно связаны все трое»36. Эмоциональный настрой важен для создания положительного отношения к какой-либо деятельности.

В-третьих, это метод создания творческой ситуации. Активное взаимодействие предполагает обмен мнениями по поводу восприятия памятников культуры, выстраивание диалога, а также творческую деятельность. Задача педагога - организация ситуаций, требующих активной деятельности учащихся. Творческие ситуации могут быть игровыми, что соответствует психологической природе детей. В игре новая информация воспринимается неформально, она эмоционально переживается, а значит, легко запоминается. Творческая деятельность в игровой форме снимает оценочное напряжение, вызывая положительные эмоции, ориентирует на успех («Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Наш любимый городок»). Также творческая деятельность может быть настоящей, созидающей, ради искусства, самовыражения (охрана памятников, их реконструкция, проектирование и др.).

Творческая деятельность предполагает свободу выбора. Этот принцип является основополагающим в педагогике. В художественном краеведении большое значение имеет исследовательский метод – как высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности.

Подводя итог этой главе, нужно отметить, что культурологическое воспитание опирается на деятельность, связанную с различными видами взаимодействия с произведениями искусства.

Деятельность должна быть максимально разнообразной, чтобы протекала широкое освоение действительности, и развивались самые разнообразные умения и навыки. В современной педагогике «воспитание включает и физическое развитие, и эстетическое формирование, и нравственное развитие, и социализацию личности, а также формирование научного мировоззрения»37.

Мы считаем, что эти направления воспитательной работы прекрасно реализуются через культурологическое воспитание. И не просто реализуются отдельно, каждое по себе, а образуют канву, стержень, объединяющий разноплановые аспекты воспитания.

Таким образом, введение культурологического подхода в воспитательную работу учителя, во-первых, оправдано благотворностью влияния на эффективность воспитательного воздействия; во-вторых, актуально, так как организуется целенаправленная деятельность, ведущая к формированию «культурно компетентной личности».

Хочется закончить эту главу высказыванием Гегеля: «Искусству предназначено необычайно действенная роль в осуществлении цели разума, ибо оно готовит почву для моральности, так что, когда она приходит, то уже находит сделанной половину работы»38.

* * *

Таким образом, культурологическое воспитание – это целенаправленная организация деятельности учащихся, вовлекающая их в различного вида взаимоотношения с культурой прошлого и настоящего. Особое место в культурологическом воспитании должно принадлежать культурному прошлому родного края, с которым учащиеся могут познакомиться посредством изучения различных видов искусства, в данном случае архитектуры.

При использовании методов культурологического воспитания следует учитывать специфику художественного краеведения в школе и психолого-педагогичес-кие особенности среднего школьного возраста, так как каждый возрастной период имеет свои позитивные и негативные стороны, влияющие на учебный процесс.


Глава 2. Научно-педагогические основы художественного краеведения для детей среднего школьного возраста.

2.1. Специфика преподавания художественного краеведения в средней школе.

Определение и сущность художественного краеведения.

Краеведение – совокупность знаний о том или ином крае, изучение природы, истории, экономики, быта и т.д.39. Выделяют: географическое, историческое, региональное, литературное, художественное краеведение. Художественное краеведение занимает одно из ведущих мест в общей системе краеведческих наук. В нем заключены огромные возможности для реализации культурологического подхода к воспитанию. Художественному краеведению принадлежит важное место в укреплении связи обучения с жизнью, подготовке учащихся к общественно-полезному труду, оно помогает в учебно-воспитательном процессе решать задачи идейно-нравственного, эстетического воспитания, развития познавательных интересов. Через него осуществляется связь школы с жизнью родного края, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности.

В литературе дается много определений понятия «художественное краеведение», например, «художественное краеведение – одно из предметных направлений школьного краеведения – необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение искусства родного края, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание изобразительного искусства на конкретном жизненном материале»40.

Мы предлагаем свое определение художественного краеведения. Художественное краеведение – это совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности в том или ином крае по созданию, распространению, изучению произведений искусства и материальных предметов, обладающих эстетическою ценностью.

Задачами художественного краеведения является не только изучение культуры родного края, фиксация и охрана памятников искусства, но и нравственно-эстетическое воспитание личности ребенка. Изучение художественного краеведения родного края является составной частью общего краеведения. В памятниках искусства раскрывается настоящее и прошлое нашей страны, неповторимые черты ее духовной жизни.

Основными объектами художественного краеведения являются:

1) памятники культуры – явление социальное, отражающее процесс общественного развития. Они сохраняют следы исторических событий для памяти народа, «рассказывают» о жизни прошлых поколений, многовековой истории нашей Родины. Российским государством определены виды памятников, находящиеся под охраной:

памятники истории – здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, жизнью выдающихся деятелей в различных областях знаний;

памятники археологии – городища, курганы, остатки древних поселений, древние места захоронений;

памятники градостроительства и архитектуры – архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов; сооружения культовой архитектуры, народного зодчества;

памятники искусства – произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства;

документальные памятники – различные рукописи, кинофотодокументы, звукозаписи, редкие печатные издания.

2) памятные места, связанные с жизнью и творчеством деятелей искусства или получившие отражение в их произведениях.

Объекты художественного краеведения следует рассматривать как источник знаний по истории и культуре края и как источник знания о самом искусстве, его историческом развитии и значении, так как памятники искусства помимо исторической, научной, культурной ценности имеют еще и художественную ценность. Именно в этом состоит специфика художественного краеведения. Поэтому основными принципами художественного краеведения являются:

- историко-диалектический подход к явлениям художественной культуры;

- идейно-политическая направленность;

- соотнесение общих законов функционирования искусства со спецификой его отдельных видов и жанров;

- изучение культуры края в связи с историей национального и мирового искусства, связь с жизнью.

Структурные элементы художественного краеведения.

Художественное краеведение включает в себя материал по архитектуре, литературе, живописи, музыке, танцам, театру, декоративно-прикладному творчеству Вятской земли. Особое значение в данной структуре имеет архитектура г. Вятки, так как она – это своеобразный пласт культуры, почти не исследованный и потому мало известный специалистам и еще меньше широкой публике. Вятская архитектура такая же русская и так же похожа на архитектуру других русских земель. Одновременно похожа и непохожа. Настолько непохожа, что можно говорить о самобытности вятской архитектуры в течение столетий развивающейся в условиях взаимопроникновения в архитектурой соседних регионов. Испытывала она и сильное влияние официальной столичной архитектуры. Но это влияние отставало по времени и ослабевало, пробиваясь через многослойный фильтр традиций.

Функции художественного краеведения.

Эстетическая функция. Она связана с эмоционально-чувственным характером, с его способностью доставлять духовное наслаждение, волновать, вызывать состояние «катарсиса» (очищение): процесс эстетического переживания основывается на неповторимости индивидуальной оценки художественного произведения, на индивидуальных особенностях художественного восприятия и мышления и др.

Познавательная функция. Художественное краеведение помогает познать жизнь в сложных противоречиях общественного развития: оно помогает приблизить прошлое, раскрыть психологию слоев, наций, отдельных личностей. Художественное краеведение является сугубо индивидуальным источником получения знаний, а потому эти знания уникальны. Ни один вид познания не может сравниться с художественным краеведением по широте, разнообразию и убедительности донесения информации.

Воспитательная функция. Она основана на способности художественного краеведения формировать духовный мир человека, влиять на его разум, чувства и волю в соответствии с теми или иными общественными идеалами. Специфика художественного краеведения в том, что оно воспитывает любовь к малой родине, чувство патриотизма.

Мировоззренческая или идеологическая функция. Через мировоззрение, включающее в себя целую систему разнообразных оценок общественной жизни, явлений действительности, художник выражает свое отношение к изображаемым фактам и тем самым включается в процесс духовной культуры общества. В то же время художник может служить выразителем идей, настроений.

Коммуникативная функция. Она означает, что художественное краеведение служит каналом передачи не только знаний, но и чувств.

Значение художественного краеведения.

Художественное краеведение занимает важное место в системе воспитания, оно помогает познать жизнь в сложных противоречиях общественного развития, служит каналом передачи знаний и чувств. Особое значение заключается в формировании целостной культуры личности.

В настоящее время курс «Художественного краеведения» активно внедряется в программы школ г. Кирова, чему способствует последовательная разработка методик по данной дисциплине. Но в процессе изучения учебно-методической литературы, мы пришли к выводу, что краеведческая наука испытывает недостаток универсальных программ по «Художественному краеведению». Попытки создания программ принадлежат Хохлову А.А., Черных Н.Е., Зориной Л.Н., Клестовой Г.А.

Программа Хохлова А.А. «Изучение материальных памятников истории и культуры Кировской области» (1997) представляет собой учебно-методическое пособие, в котором обобщен опыт работы студентов ВГГУ. Программа включает в себя вопросы теоретической и практической подготовки, описание памятников истории и культуры, методики сбора и обработки материала по конкретным памятникам. Но в данной методической работе отсутствует пояснительная записка, само содержание программы и поурочные разработки курса, отсутствует список литературы и основные архитектурные термины. В целом работа ориентирована на умения и навыки, которыми владеют студенты. Таким образом, программа Хохлова А.А. хотя и построена на характеристике памятников архитектуры, не адаптирована к восприятию ее учащимися среднего школьного возраста. Отдельные ее части могут быть использованы учителем по «Художественному краеведению» при подготовке к уроку.

Черных Н.Е. в учебных пособиях «Материалы к урокам по литературному краеведению в VI классах» (1993) и «Уроки литературного краеведения в V классе» (1993) рассматривает источники литературного краеведения, предлагает разнообразные формы уроков: экскурсии, урок с элементами ролевой игры. Программа рассчитана для подростков, но в ней не идет речь об архитектуре. Пособия могут быть использованы лишь как образец при разработке уроков по «Художественному краеведению».

Зорина Л.Н. «Рабочая программа курса «Художественное краеведение» (2003). Программа выполнена в полном соответствии с госстандартом; пособие содержит: пояснительную записку, расписаны цели и задачи курса, требования к уровню усвоения содержания дисциплины, расписана почасовая нагрузка, представлено содержание курса, которое подробно расписано по разделам и темам. В конце пособия приведен список литературы по курсу. В данной программе в равной мере представлены все структурные элементы «Художественного краеведения»: литература Вятки, музыка, театр, архитектура, живопись и др. Хотя программа предназначена для высшей школы, она успешно может быть адаптирована к восприятию ее детьми среднего школьного возраста.

Программа учителя средней школы №47 г. Кирова Клестовой Г.А. «Методические рекомендации по курсу исторического краеведения» (2003) является наиболее интересной. Так как данная школа является базовой по изучению исторического краеведения, то и данная программа написана по методике преподавания именно исторического краеведения и рассчитана для учащихся 8-9 классов средней школы. Но в рамках изучения истории большое место отводится культуре, в частности архитектуре. Мы предлагаем расширить, углубить раздел посвященный архитектуре у Г.А. Клестовой и разработать на этой основе свою программу к факультативному курсу по «Художественному краеведению».

Можно заметить, что большую роль в пригодности программы для использования в конкретном образовательном учреждении играет ее адресат.

2.2. Изучение памятников архитектуры с учетом психолого-педагогических особенностей детей среднего школьного возраста.

Каждый возрастной период важен для человека. Психологи и педагоги единодушны в том, что подростковый период является особым для становления личности. От того, как человек преодолеет этот период, какие психологические новообразования приобретет, во многом будет зависеть его характер и дальнейшая жизнь.

Подростковый период приходится на время обучения в школе и 5-8 классах, что совпадает с возрастом 11/12-14/15 лет. Но «фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с моментом перехода в пятый класс, а быть чуть раньше или позже»41. В современной психологии существуют и иные точки зрения на определение временных рамок этого периода.

Самовоспитание связано с развитием волевых качеств. На первом этапе наблюдается уровень «восхищения качествами у других». На втором этапе возникает желание иметь такие качества у себя. Лишь с третьего этапа начинается работа над собой, и можно говорить о самовоспитании.

Подростковый период в развитии личности важен по нескольким причинам: во-первых, в это время закладываются основы и намечаются направления в формировании моральных и социальных установок личности; во-вторых, происходят психологические новообразования, активная анатомо-физиологическая перестройка организма; в-третьих, подростки входят в мир взрослых.

Именно в подростковый период целесообразно введение факультативного курса «Архитектура г. Вятки (Кирова)», так как некоторые особенности возраста активно влияют на эффективность изучения памятников архитектуры, в частности:

· посредством творческих заданий после изучения архитектурного объекта выявляется и закрепляется индивидуальность ребенка;

· умственная деятельность частично сглаживает подростковую угловатость, неуклюжесть;

· стремление подростка к «взрослости», его личностное развитие, становление его «Я», формирование собственного образа, может проявиться в интересе к научной, исследовательской деятельности;

· активное развитие его познавательных процессов (развитие абстрактного мышления, речи, логической памяти) стимулирует его интеллектуальное развитие;

· закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. На становление этих нравственных, социальных критериев благоприятно влияют произведения архитектуры.

Помимо этого для привлечения ребят к изучению памятников архитектуры нужно использовать различные формы уроков: урок-экскурсия, видео-урок, различные игровые, творческие формы занятий. Все это поможет подросткам максимально эффективно усваивать достаточно непростой материал по архитектуре, по конкретному архитектурному памятнику.

Памятник архитектуры – архитектурное произведение, сооружение для увековечивания лиц или событий прошлого49.

Памятники архитектуры и искусства имеются в каждом городе и поселке России, большинство их еще неизвестно, и задача краеведов – открыть и сохранить эти памятники. Краеведам необходимо также проявлять заботу о сохранении известных памятников архитектуры, многие из которых нуждаются в спасении.

Для более эффективного поиска и охраны памятников архитектуры нужно привлекать учащихся, которые будут проводить определенную научно-исследовательскую деятельность. Заключительным этапом такой деятельности, в рамках школьного краеведения, должно являться умение ребят составлять учетную документацию на памятник архитектуры. Основой для этого является умение школьников разбираться в классификации, свойствах и функциях памятников истории и культуры.

Классификация памятников:

Материальные (памятники истории, археологии, архитектуры и градостроительства, искусства) и духовные. Движимые и недвижимые формы.

Свойства памятников:

1. Информационно-аксеологические (ценностные):

Факторы, влияющие на становление личности ребенка - student2.ru научные;

Факторы, влияющие на становление личности ребенка - student2.ru технологические;

Факторы, влияющие на становление личности ребенка - student2.ru художественные;

Факторы, влияющие на становление личности ребенка - student2.ru архитектурные;

Факторы, влияющие на становление личности ребенка - student2.ru эстетические;

Факторы, влияющие на становление личности ребенка - student2.ru хозяйственные;

Факторы, влияющие на становление личности ребенка - student2.ru утилитарные.

2. Коммуникативные (способность передавать информацию).

3. Репрезентативные (способность отражать информацию).

4. Аттрактивные (способность привлекать внимание).

5. Экспрессивные (способность вызывать эмоции).

Функции памятников:

Ø социально-культурная ориентация;

Ø образовательная;

Ø воспитательная;

Ø регламентация общественных отношений.

Организационные формы работы с памятниками:

ü индивидуальные (работа в архивах);

ü групповые (экспедиции, экскурсии);

ü массовые (викторины, олимпиады).

Задачу краеведов входит заполнение учетной карточки и паспорта на каждый памятник.

Составление паспорта представляет собой заполнение 10 его пунктов:

1. «Наименование».

2. «Типологическая принадлежность» - памятник архитектуры, памятник монументального искусства.

3. «Датировка памятника».

4. «Адрес (местонахождение) памятника».

5. «Характер современного использования» (ставится знак «плюс» («+»).

по первоначальному назначению культурно-просветительский Туристко-экскурсионный Лечебно-оздоровительный Жилые помещения Хозяйственные помещения Не используется
  музей библиотека клуб       Склады Торговые помещения Промышленные помещения  

6. «Исторические сведения»:

6а – автор, строитель, заказчик, история создания;

6б – перестройка и утраты;

6в – реставрационные работы (общая характеристика, время, автор).

7. «Описание памятника»:

7а – основные особенности планировочной, композиционно-пространственной структуры и конструкций; характер декора фасадов, интерьеров; наличие живописи, скульптуры и прикладного искусства; строительные материалы, основные габариты;

7б – общая оценка общественной, научно-исторической и художественной значимости.

8. «Основная библиография».

9. «Техническое состояние» (ставится знак «плюс» («+»).

  хорошее среднее плохое аварийное
конструкции   +    
стены   +    
покрытия       +
потолки       +
полы     +  
декор фасадов   +    
декор интерьеров     +  
живопись и скульптура     +  
прикладное искусство        

10. «Балансовая принадлежность и конкретное использование».

В конце паспорта составитель указывает свою фамилию, дату составления.

В документацию должны входить фотоиллюстрации и планы сооружений.

Учетная документация сдается в школьный музей (архив) и используется при доставлении докладов, проведении лекций, создании экскурсионных маршрутов.

Для подростков заполнение учетной карточки, состоящей из 10 пунктов, будет не разумно, так как он еще не может объективно оценивать некоторые параметры. Таким образом, для более успешного овладения и использования учетной карточки в своей научной деятельности из вышеприведенной были удалены 4 пункта, некоторые упрощены. В результате мы получили следующую памятку для анализа памятника архитектуры, рассчитанную на подростковый возраст:

1. «Наименование».

2. «Датировка памятника».

3. «Адрес (местонахождение) памятника».

4. «Исторические сведения» (автор, строитель, заказчик, история создания).

5. «Описание памятника» (основные особенности планировочной, композиционно-пространственной структуры и конструкций; характер декора фасадов, интерьеров; наличие живописи, скульптуры и прикладного искусства; строительные материалы, основные габариты).

6. «Значение памятника».

Вместо фотоиллюстраций и плана сооружений может прилагаться рисунок ребенка. Памятка должна быть разобрана на конкретном уроке (урок на тему «Вятский Успенский Трифонов монастырь»); для закрепления используется в домашнем задании (составить учетную карточку на Никольскую Надвратную церковь Трифонова монастыря).

* * *

Таким образом, для более продуктивной работы с конкретным памятником архитектуры ребята должны познакомиться с классификацией памятников, их свойствами и функциями. Изучая памятник архитектуры, дети должны научиться заполнять учетную карточку, которая, исходя из психолого-педагогических особенностей детей среднего школьного возраста, должна состоять из 6 пунктов.

Глава 3. Программа и методические рекомендации к факультативному курсу «Архитектура г. Вятки (Кирова)» по художественному краеведению для учащихся 8 классов средней общеобразовательной школы.

3.1. Содержание программы факультативного курса.

3.1.1. Пояснительная записка.

Важным фактором духовного развития учащихся, способствующего воспитанию национальной гордости, любви к «малой Родине», выработке эстетических идеалов является художественное краеведение.

Программа факультативыного курса «Архитектура г. Вятки (Кирова)» рассчитана для учащихся среднах классов (8 класс).

Целью данной программы является 1) формирование личности, интегрированой в систему мировой культуры; личности, которая в дальнейшем будет способна участвовать в духовном развитии общества; ичности, ориентированной на высокие ценности мирового значения. 2) Пробуждение нравственно-эстетических чувств учащихся на примере художественного наследия родного края.

Задачи факультатива:

1) общее знакомство с культурой родного края;

2) научить ребят приемам работы с архитектурными памяниками;

3) формирование познавательной и творческой активности учащихся, стремление постоянно пополнять свой запас знаний;

4) эстетическое воспитание учащихся на конкретных архитектурных памятниках;

5) развитие навыков и умений самостоятельно работать с источниками информауии, эстетической оценки художесчтвенных объектов и развитие творческих способностей.

Форма работы по программе: уроки-диалоги, уроки-лекции, уроки-практикумы, видео-уроки и уроки-экскурсии.

Программа является интегрированным курсом. Знакомство с культурой родного края осуществляется через призму истории, материальной и духовной культуры, архитектуры или литературы, изобразительного или прикладного искусства, а также разговора о традициях, обычаях и праздниках вятского народа. В связи с ограничением времени выбирается архитектурный подход для изучения культуры Вятки (Кирова).

Базовам принципом программы следует рассматривать куольтурологический подход, который предполагает понимание отдельного фрагмента не как области человеческого знания, а как одного из взаимосвязанных элементов человеческой культуры. В нем содержится культурный опыт человечества, но в то же время, он включен и в сегодняшнюю жизнб. Культурологический подход способствует соединению между соблй этих процессов в сознании учащихся, помогает создать целостную картину.

Учитель должен не только предоставить ученику возможность познакомиться с образцами памятников культуры, но и помочь переложению информации с языка культуры, на, понятный ребенку, язык. Именно доступность, понятность позволит личностно пережить и сделать знания, заключенные в этом памятнике культуры, своими.

Еще одним из важных моментов является принцип диалогичности, который предполагает развитие культуры общения на нескольких уровнях. Более простым представляется уровень общения ученика с учеником, ученика и педагога, ученика и коллектива. К сложному уровню можно отнести взаимодействие человека и природы, человека и науки, человека и искусства, человека и мира (человечества).

Принцип диалогичности предуматривает включение учащихся в диалог, поиск, беседу, предполагает развитие культуры речи, овладение языком искусств, знаковыми системами различнвх видов искусств.

Благодаря принципу диалогичности осуществляется не просто усвоение предполагаемого материала, а познание мира через активный диалог с ним, поиск ответов, обмен творческой деятельностью.

Принцип диалогичности является исходной базой принципа эмоционального насыщения, благодая которому приоиходит «эмоциональное стимулирование» учащихся, благоприятно влияющее не все сферы развития личности.

Темы занятий программы могут варьироваться в зависимости от подготовленности учащихся. Формы, методы, приемы обучения, которые активизируют творческие способности учащихся, могут и должны быть максимально разнообразными. Главный принцип подхода к мероприятиям – на уже знакомом материале постижение сути явлений; соприкосновение с ними в личной творческой деятельности.

Программу можно расширить углублением имеющимся тем, либо добавлением новых, то есть сделать ее более универсальной и выйти за рамки специального укрса. Отдельные темы программы могут быьт использованы для проведения мероприятий на классном и школьном уровне. Элементы программы можно использовать в процессе проведения уроков по МХК, истории. Программа включает в себя 11 мероприятий: помимо лекционной части, предполагается практическая часть.

В итоге освоения программы учащиеся приобретают знания, умения и навыки в области культуры (архитектуры) г. Вятки (Кирова).

Планируемые результаты усвоения содержания дисциплины:

Хочу:

· хочу знать историю родного города;

· хочу знать основные достопримечательности города;

· хочу знать приемы работы с архитектурными памятниками;

· хочу уметь правильно описывать памятник архитектуры;

· хочу знать архитектурные термины и свободно ими владеть;

· хочу уметь правльно заполнять архитектурный паспорт памятника;

· хочу помогать в работе по охране памятников архитектуры;

· хочу гордиться и любить свою «малую родину».

Знаю:

· знаю историю г. Вятки (историю создания и последующее развитие города в разные эпохи);

· знаю архитектуру – застройку города в разные периоды;

· знаю биографию и творчество отдельных архитекторов;

· знаю различные архитектурные стили и их отражение на архитектуре г. Вятки (Кирова)

· знаю особенности отдельных памятников;

· знаю определение памятника архитектуры, их классификацию, свойства, функции;

· знаю основные архитектурные термины;

· знаю, что на каждый памятник архитектуры составляется отдельный паспорт.

Умею:

· умею аппелировать архитектурными терминами;

· умею выделять особенности отдельного архитектурного памятника;

· умею работать с опорными конспектами;

· умею составлять учетную карточку на архитектурный памятник;

· умею грамотно отвечать на вопросы тестов и викторин.

Делаю:

· делаю качественные учетные карточки на архитектурный памятник с правильными схемами и планами памятника или с красивым рисунком;

· делаю грамотные доклады об архитекторах, памятниках;

· постоянно пополняю свой запас знаний.

3.1.2. Содержание программы.

Программа факультативного курса по художественному краеведению «Архитектура г. Вятки (Кирова )» содержит 3 раздела, затрагивающие историю архитектуры Вятки с начала основания до наших дней.

Содержание программы.

Раздел 1. «Древний город Вятка-Хлынов» (14-к.16)

Тема 1. Возникновение г. Вятки.

Этапы изучения древнейшего прошлого г. Вятки. Источники. Версии о происхождении города. Первоначальное местоположение города. Дискуссии о первоначальном названии города. Отдельные страницы истории Вятки.

Тема 2. Особенности Хлыновского Кремля17-18 вв.

История образования. Местоположение. Границы. Устройство. Функции. Основные башни Кремля ( Спасская, Воскресенская, Богоявленская, Никольская, Покровская). Значение Хлыновского Кремля. Сохранившиеся постройки Кремля: дом архиерея, здание консистории, Святотроицкий собор.

Тема 3. Градостроительные элементы города.

Торг-местоположение, функции. Посад и слободы – местоположение, функции. Владимирская слободка - типичная для г. Хлынова. Улицы - название ( Пятницкая, Чернышевская, Спенцинская, перекресток без названия, переулок Вознесенский, улица Бритовская, переулок Копанский) и трассировка. Площади 17 – 18 вв. – разновидности, формы и функции. Площадь Кремля, торговая и соборная площадь.

Тема 4. Вятский Успенский Трифонов монастырь.

Особенности и функции монастырей. Первые монастыри на Вятской земле. Вятский Успенский Трифонов монастырь: биография Трифона, история создания, архитектурные объекты монастыря настоятельские палаты, Никольская Надвратная церковь, колокольня, Успенский собор – главный храм монастыря, интерьер Успенского собора.

Основные термины к разделу 1.

Аршин, веерная система, икона, келья, кремль, город, монастырь, посад, площадь, сажень, слобода, собор, торг, улицы, храм, форпост.

Антаблемент, апсида, аттик, барабан, волюта, закомара, капель, карниз, кокошник, лопатка, неф, ордерная система, пилястра, придел, рустовка, трапезная, фриз, фронтон.

Раздел 2. « Город Хлынов в 18- к. 19 вв.»

Тема 1. Первый вятский губернский архитектор Ф. М. Росляков.

Первый регулярный план г. Вятки 1784 года. Краткая биография Ф. М. Рослякова. Особенности « росляковских» храмов. Троицкая церковь села Истобенского. Благовещенская церковь села Васильевского. Колокольня церкви села Волкого. Особенности гражданских зданий Рослякова. Дом и флигель купца Е. Хохрякова на Копанской улице. Усадьба Н.Л. и В.Л. Калининых. Дом купца Н.А. Ласкина. Росляковские проекты городов. «Образцовые» проекты 1809- 1812гг.

Тема 2. Архитектурное наследие А.Л. Витберга на Вятке.

Биография А.Л. Витберга. Особенность его построек. Александро-Невский собор как жемчужина в творчестве Витберга: история создания, архитектурные особенности, трагическая судьба. Постройки Александровского сада: входной портик и чугунная ограда, береговая и центральная ротонды, портал. Проект Александровского собора Вятки. Значение А.Л. Витберга. Русский классицизм на Вятке.

Основные термины к разделу 2.

Архитектурный стиль, зонирование, классицизм, портал, проект, ограда, регулярный план, ротонда.

Раздел 3. «Город Вятка – Киров к к.19-20 вв.».

Тема 1. Архитектурные стили конца 19 – первой половины 20 в.

Эклектика и стилизаторство. Творчество И.А. Чарушина. «Кирпичный» стиль. Творчество А.С. Андреева, В.М. Дружинина, Я.П. Максимовича. Стиль «модерн» (здание винного склада и здание магазина купца П.П. Клабукова по проектам архитектора И.А. Чарушина). Восстановление городского хозяйства и начало нового строительства. Первая пятилетка. «Вятгубжилсоюз». Особенности застройки. Строительство медицинских учреждений. Генеральный план Вятки на период 1928-1958 гг.

Тема 2. Архитектура и застройка г. Кирова во второй половине 20 в.

Проект планировки г. Кирова 1954 г. Застройка и ее особенности 1950 – 1970 гг. Особенности архитектуры последних десятилетий. Творчество Б.И. Александрова, Е.А. Дика, Б.В. Зырина, Н.И. Козлова, Г.М. Лихачева, В.А. Сергеева.

Основные термины к разделу 3.

Высотка, городское коммунальное хозяйство, жилищная кооперация, застройка, «кирпичный» стиль, «коммуналка», модерн, система озеленения, «хрущевка»

или «хрущобы», эклектика.

План-сетка занятий

№ п/п тема занятия форма занятия тип занятия количество часов
лекционных практических
1. Древний г.Вятка - Хлынов (14-к.16 вв.) Урок 1. Возникновение г. Вятки.     урок-лекция     изучение нового материала      
  Урок 2. Особенности Хлыновского Кремля 17-18 вв. урок-диалог изучение нового материала  
  Урок 3. Основные градостроительные элементы города. урок-лекция изучение нового материала  
  Урок 4. Вятский Успенский Трифонов монастырь. урок-диалог изучение нового материала  
  Урок 5. Мы рисуем старую Вятку. урок-практикум повторение изученного материала  
2. Г. Хлынов в 18-к.19 вв. Урок 6. Первый вятский губернский архитектор Ф.М. Росляков   урок-диалог   изучение нового материала    
  Урок 7. Александро-Невский собор как жемчужина в творчестве Витберга видео-урок изучение нового материала  
  Урок 8. Сочинение на тему: «Я разговаривал с …» урок-практикум повторение изученного материала  
3. Г. Вятка – Киров в к.19-20 вв. Урок 9. Архитектурные стили к.19-п.п.20 вв.     урок-лекция     изучение нового материала      
  Урок 10. Архитектура и застройка г. Вятки - Кирова во в.п.20 в. урок-лекция изучение нового материала  
  Урок 11. Вятка в прошлом и настоящем. урок-зачет (викторина) закрепление всего изученного материала  

Всего: 8 лекционных часов,

3 практических часа.

Итого: 11 часов.

Наши рекомендации