Требования к обязательному уровню и объему подготовки по дисциплине
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)
Кол-во часов | Форма обучения, вид занятия, раздел, тема и краткое содержание |
Очная форма обучения | |
Лекционные занятия | |
Раздел 1 «Исторические подходы и современная трактовка истории образования как области педагогической науки» | |
Тема 1 «Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры» Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Теоретико-методологические основы изучения дисциплины. Основные понятия и этапы развития науки. Понимание предмета науки: различные научные подходы и точки зрения. Соотношение истории образования с другими педагогическими дисциплинами и науками о человеке и обществе. Периодизация истории образования и педагогической мысли. Методы исторического анализа педагогических событий и явлений (сравнительно-сопоставительный, сравнительно-генетический, парадигмальный, метабиографический и др.). Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Значение изучения истории развития образования и педагогической мысли. | |
Раздел 2 «Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Гуманистические педагогические Основные авторские педагогические системы прошлого» | |
Тема 2 «Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества» Происхождение воспитание, его характер и развитие в условиях первобытного общества. Источники изучения. Зарождение организованных форм обучения и воспитания. Обряды инициаций. Первые прообразы школ. Возникновение и дифференциация воспитания в условиях разложения первобытнообщинного строя. Влияние письменности на процесс обучения и воспитания. Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций. Особенности развития школы, воспитания и педагогических представлений в Древнем Междуречье, Египте, Израильско-Иудейском царстве, Индии, Китае. | |
Тема 3 «Воспитание и школа в античном мире» Общие тенденции педагогической мысли в эпоху Античности. Образовательная система Спарты. Афинская образовательная система. Дидактические теории эпохи Античности. «Пифагорейский союз» и его педагогические функции. Философы Древней Греции о воспитании. Пифагор /VI век до н.э./ и его вклад в развитие педагогической мысли. Гераклит /520- 460 гг. до н.э./, Демокрит /460- 370 гг. до н.э./ и их педагогические идеи - об обучаемости и освоении нравственности как свойстве человека и сообразования воспитания с природой ребенка, соответственно. Воспитательная и дидактическая концепция Сократа /470/469 - 399 гг. до н.э./, его идея о пробуждении душевных сил ученика посредством бесед как главной задаче наставника. Платон /427-347 гг. до н.э./, впервые сформулировавший идею общественного воспитания как функции государства, и его школа. Философия Аристотеля /384-322 гг. до н.э./, автора идеи гармоничного развития, каллокагатии. Воспитание и образование в эпоху Эллинизма. Академия, Ликей, Киносарг, Сад, Портик — наиболее известные гимназии в Афинах. Система образования Древнего Рима. Программа семи свободных искусств - тривиума /грамматика, риторика, диалектика/ и квадривиума I арифметика, геометрия, астрономия, музыка/. Низшая ступень обучения и тривиальные школы. Грамматические школы. Риторические школы. Марк Тулий Цицерон /106-43 гг. до н.э./. Плутарх /45-127 гг./, Луиций Сенека /4 г. до н.э. -65г./ - видные представители философско-педагогической мысли. Марк Фабий Квинтилиан, его главный труд «Ораторское образование». | |
Тема 4 «Воспитание и образование в эпоху Средневековья» Историко-педагогическая характеристика эпохи раннего Средневековья. Типы учебных заведений раннего Средневековья. Приходская, монастырская, соборная, кафедральная школы. Содержание образования эпохи раннего Средневековья. Основные тенденции и характерные особенности педагогического процесса в этот период. Влияние Реформации на воспитание и образование молодого поколения (И. Штурм, М. Лютер, Т. Мюнцер). Контрреформация и ее влияние на практику школы. Школа и педагогика иезуитов. Педагогическая мысль Византии. Воспитание и школа на Ближнем и Среднем Востоке. Университеты иих деятельная интеллектуальная жизнь, тесная связь с творчеством мыслителей. | |
Тема 5 «Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве до ХVIII в.» Зарождение общеславянской традиции обучения. Роль в его развитии братьев Кирилла и Мефодия. Воспитание и обучение в Киевской Руси X - XIII в. «Изборник Святослава», «Поучение Владимира Мономаха детям» - образцы воспитательных идеалов Киевской Руси. Воспитание и обучение в Русском государстве ХVI - ХVII в.в. «Пчела», «Домострой», «Послание Геннадия» - письменные памятники педагогической мысли Руси ХIV - ХVI в.в. Основные подходы к воспитанию в ХVII в. (латинофильский, византийско-русский, славяно-греко-латинский, старообрядческий-начетнический). | |
Тема 6, 7 «Школа и педагогика в России в конце XIX в. и в начале XX в. (до 1917 г.)» Просветительская политика Петра I, Елизаветы Петровны и Екатерины П. Педагогические идеи и просветительская деятельность М.В.Ломоносова. Распространение в России идей европейского Просвещения. Педагогические воззрения И.Н.Бецкого, А.Н.Радищева. Гуманистический идеал воспитания полезных граждан и счастливых людей Н.И.Новикова. «Золотой век» русской педагогики. Развитие образования в первой и второй четверти XIX века. Тенденции реформирования отечественного образования. «Западники» и «славянофилы» о перспективах российского образования. Образовательная политика государства и общественно-педагогическое движение. Н.И. Пирогов о воспитании человека. Реформы 60-х и контрреформы 70-80-х гг. Педагогические взгляды и деятельность Л.Н.Толстого, яснополянская школа и теория свободного воспитания. Соотношение воспитания и образования в педагогике Л.Толстого, пересмотр Л.Толстым своих педагогических воззрений в последние десятилетия жизни: ориентация на религиозно-нравственное воспитание. Общественно-педагогическая мысль России второй половины XIX века. (Н.Ф.Бунаков, В.И.Водовозов, Н.А.Корф, В.Я. Стоюнин). Школа и педагогика в России до 90-х гг. Х1Х века. Развитие школьного дела в первой четверти XIX в. Предварительные правила народного просвещения / 1803г./ и Устав учебных заведений, подведомственных университетам. Царскосельский Лицей. Школьная политика второй четверти XIX в. Устав о начальных и средних школах /1828г./. Реорганизация гимназий в 1849 - 1852 г.г. Педагогическая мысль в первой половине XIX в. Западники и славянофилы об образовании и воспитании. Педагогические взгляды А.И. Герцена, Н.П.Огарева, В.Г.Белинского. Школа и педагогика XIX в. Школьные реформы 1860 г. Период реакции школьной политики. Педагогическая мысль второй половины XIX в. Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов. К.Д.Ушинский и его основополагающие идеи. «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Эволюция образования в России в условиях нарастания революционного движения. Разработка П.Ф.Каптеревым теории педагогического процесса. Педагогическая антропология П. Ф. Каптерева. Эволюционная педагогика В.П.Вахтерова. Педагогические идеи философии В.В.Розанова. «Сумерки просвещения» В.В.Розанова. Русская религиозная философия конца XIX - начала ХХ в. и ее влияние на образовательные ценя ости. Идеолог свободного воспитания К.Вентцель. Разработка Вентцелем идеи космического воспитания. Теория и практика российского образования в контексте мирового историко-педагогического процесса концаХ1Х-нач. XX в. Педагогическая мысль русского Зарубежья. Педагогика как прикладная философия С.Гессена. Принуждение и свобода в образовании; дисциплина, свобода, личность; структура образовательного процесса. Школа и педагогика в России в конце XIX и начале XX вв. (до 1917 г.) Школьные реформы. Основные педагогические направления и идеи. В.П.Вахтеров, Н.А.Бердяев, В.В.Розанов, П.Ф.Каптерев. | |
Тема 8 «Развитие школы и педагогики в Советский период» Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.) Школа и школьная политика в этот период. «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе». Основные идеи и педагогическая деятельность С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Н.К.Крупской. В.В.Зеньковский, П.П.Блонский. Отечественная школа и педагогика советского периода: принципы школьной политики, развитие педагогической науки. Педология в истории образования. Социальная педагогика С.Т.Шацкого. Разработка теории коллективного воспитания (А.С.Макаренко). Принципы построения и функционирования коллектива. Коллектив и личности в педагогике А.С.Макаренко. Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны. Педагогическая наука в этот период. Отечественные ученые и разработка ими проблем методологии, содержания образования, теории обучения, политехнического образования, трудового воспитания, системно-структурного подхода к педагогическим явлениям, взаимодействия педагогики с другими науками и т.д. | |
Раздел 3 «Отечественные и зарубежные педагогические теории, системы и технологии в современном мире» | |
Тема 9 «Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса» Характеристика современного пространства как формирующегося единого организма, наличие в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранение разнообразия. Тенденции мировой системы образования: стремление к демократизации, обеспечение образования всем; увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, разрастание рынка образовательных услуг, изменение социального состава студентов, постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ, поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии. Глобализация образования. Формы, свойства, направления развития образовательного процесса в России и других странах. Гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, компьютеризация, информатизация, индивидуализация, непрерывность - основные свойства современного образования. | |
Практические занятия /семинары | |
Раздел 2 «Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Гуманистические педагогические. Основные авторские педагогические системы прошлого» | |
Тема 1 «Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества» Особенности развития школы, воспитания и педагогических представлений в Древнем Междуречье, Египте, Израильско-Иудейском царстве, Индии, Китае. | |
Тема 2 «Воспитание и школа в античном мире» Общие тенденции педагогической мысли в эпоху Античности. Образовательная система Спарты. Афинская образовательная система. Дидактические теории эпохи Античности. «Пифагорейский союз» и его педагогические функции. Философы Древней Греции о воспитании. Система образования Древнего Рима. Программа семи свободных искусств. Тривиальные школы. Грамматические школы. Риторические школы. | |
Тема 3 «Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения» Педагогическая культура в эпоху позднего Средневековья. Основная тенденция времени переосмысление места человека на Земле. Расширение содержания образования в эпоху Возрождения и влияние этого процесса на последующие периоды развития педагогики. Четкая система образования, ее иерархия как характерная черта педагогики в этот период. Итальянские и французские гуманисты эпохи Возрождения. Величайшие гуманисты: Томмазо Кампанелла, Франсуа Рабле, Мишель Монтень - и их педагогические идеи. Педагогическое движение гуманистов в других странах мира. Выдвижение Реформацией своего понимания природы и воспитания человека. Развитие Западно-европейской школы в ХV — ХVII в. Основные типы учебных заведений этого времени /элементарного образования, повышенного общего и высшего образования/. Становление высшего образования: первые университеты, их структура и особенности. Развитие школы как социального института. Школы нового типа: «Дом радости» Витторино да Фельтре, французские коллежи, «паблик скулз». | |
Тема 4 «Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в ХIХ в. (до 80-х годов). Основные авторские педагогические системы прошлого» Педагогика и школа Западной Европы в эпоху Просвещения. Становление педагогической «идеологии» «века Просвещения». Просвещение как прогрессивное течение и его роль в истории педагогики. Сенсуалистическая концепция Д.Локка, идеи воспитания «истинного джентльмена». Роль опыта в теории Д.Локка. Программа физического, нравственного и умственного воспитания. Теория естественного и свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо и ее социально-педагогическая значимость. Возрастная периодизация Руссо. Образование «естественного» человека посредством хорошо направленной свободы. Французские просветители о проблеме места и роли воспитания и обучения в становлении человека. К.А.Гельвеций о ведущей роли воспитания в становлении личности. Д.Дидро о гармоничном соотношении природного и общественного начал в человеке. Вклад в развитие педагогической мысли ученых Нового времени: Ф. Бэкона, В.Ратке, Р.Декарта. Я.А. Коменский - философ-гуманист, общественный деятель, «отец современной педагогики». Жизненный путь ученого, взгляды, основные труды. Педагогическая мысль эпохи Просвещения. Педагогические идеи и школьные проекты Французской революции. Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений. Педагогические идеи в философии ХVIII - XIX в.в. Классики немецкой философии и их педагогические идеи. Классики педагогики XIX в. И.Песталоцци, И.Гербарт, Ф. Фребель, Ф. Дистервег. Педагогическая система швейцарского педагога И.Г. Песталоцци. Проблема факторов и целей воспитания ребенка в педагогической теории И.Г.Песталоцци. Основные положения теории элементарного развивающего обучения И.Г.Песталоцци. Проект образования народных масс. Научно-психологическое направление в педагогике (И.Ф. Гербарт). Новый взгляд на природу личности и цели воспитания. Концепция воспитывающего обучения Гербарта. Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды А. Дистервега. Принцип природосообразности и культуросообразности в педагогике А. Дистервега. | |
Тема 5 «Школа и педагогика в России в конце XIX в. и в начале XX в. (до 1917 г.)» Школа и педагогика в России до 90-х гг. Х1Х века. Развитие школьного дела в первой четверти XIX в. Предварительные правила народного просвещения / 1803г./ и Устав учебных заведений, подведомственных университетам. Царскосельский Лицей. Школьная политика второй четверти XIX в. Устав о начальных и средних школах /1828г./. Реорганизация гимназий в 1849 - 1852 г.г. Педагогическая мысль в первой половине XIX в. Западники и славянофилы об образовании и воспитании. Педагогические взгляды А.И. Герцена, Н.П.Огарева, В.Г.Белинского. Школа и педагогика XIX в. Школьные реформы 1860 г. Период реакции школьной политики. Педагогическая мысль второй половины XIX в. Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов. К.Д.Ушинский и его основополагающие идеи. «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Эволюция образования в России в условиях нарастания революционного движения. Разработка П.Ф.Каптеревым теории педагогического процесса. Педагогическая антропология П. Ф. Каптерева. Эволюционная педагогика В.П.Вахтерова. Педагогические идеи философии В.В.Розанова. «Сумерки просвещения» В.В.Розанова. Русская религиозная философия конца XIX - начала ХХ в. и ее влияние на образовательные ценя ости. Идеолог свободного воспитания К.Вентцель. Разработка Вентцелем идеи космического воспитания. Теория и практика российского образования в контексте мирового историко-педагогического процесса концаХ1Х-нач. XX в. Педагогическая мысль русского Зарубежья. Педагогика как прикладная философия С.Гессена. Принуждение и свобода в образовании; дисциплина, свобода, личность; структура образовательного процесса. Школа и педагогика в России в конце XIX и начале XX вв. (до 1917 г.) Школьные реформы. Основные педагогические направления и идеи. В.П.Вахтеров, Н.А.Бердяев, В.В.Розанов, П.Ф.Каптерев. | |
Тема 6 «Зарубежная педагогика и школа в конце XIX в.» Существенные сдвиги в мировой школе и педагогике в первой половине XX столетия. Рост педагогических центров. Усиление контактов педагогов в национальном и международном масштабах. Учреждение международных педагогических организаций. Лига нового воспитания. Международное Бюро Просвещения. Прогрессивная ассоциация народного образования /США/. Основные педагогические течения. Парадигма педагогического традиционализма. Идея нового воспитания или реформаторская педагогика. Попытки модернизации общеобразовательной школы. Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми войнами. Основные факторы существенных сдвигов в мировой школе и педагогике XX века. Основные педагогические течения. Э.Дюркгейм, В.Дильтей, П.Наторп и др. и их ведущие идеи. Мистико-антропологическая концепция Р.Штайнера. Ж.П.Сартр как лидер экзистенциалистской педагогики. Ален как крупный теоретик воспитания. Прагматическая педагогика Д.Дьюи. Социальная педагогика Г.Кершенштейнера. Педагогика "действия" А.Лая. Реформаторская педагогика. Экспериментальная педагогика. Итоги школьных реформ к середине ХХ в. Зарубежная гуманистическая педагогика: основные направления. Разработка основ "гуманистической педагогики" К.Роджерсом и А.Маслоу. | |
Тема 7 «Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми воинами» Основные тенденции развития образования. Роль школы в современном постиндустриальном обществе. "Жизненные роли" будущих членов общества. Дидактические теории и концепции. Инновационные образовательные системы. Современное образовательное пространство, его полиструктурность. Объединение национальных образовательных систем разного типа и уровня в единое мировое образовательное пространство - факт наших дней. | |
Тема 8 «Развитие школы и педагогики в Советский период» Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.) Школа и школьная политика в этот период. «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе». Основные идеи и педагогическая деятельность С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Н.К.Крупской. В.В.Зеньковский, П.П.Блонский. Отечественная школа и педагогика советского периода: принципы школьной политики, развитие педагогической науки. Педология в истории образования. Социальная педагогика С.Т.Шацкого. Разработка теории коллективного воспитания (А.С.Макаренко). Принципы построения и функционирования коллектива. Коллектив и личности в педагогике А.С.Макаренко. Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны. Педагогическая наука в этот период. Отечественные ученые и разработка ими проблем методологии, содержания образования, теории обучения, политехнического образования, трудового воспитания, системно-структурного подхода к педагогическим явлениям, взаимодействия педагогики с другими науками и т.д. | |
Раздел 3 «Отечественные и зарубежные педагогические теории, системы и технологии в современном мире» | |
Тема 9 «Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса» Глобализация образования. Формы, свойства, направления развития образовательного процесса в России и других странах. Гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, компьютеризация, информатизация, индивидуализация, непрерывность - основные свойства современного образования. Современные экспериментальные и альтернативные школы. | |
Лабораторные занятия | |
Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены | |
Заочная форма обучения | |
Лекционные занятия | |
Раздел 1 «Исторические подходы и современная трактовка истории образования как области педагогической науки. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития» | |
Тема 1Исторические подходы и современная трактовка истории образования как области педагогической науки. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. | |
Тема 2Основные реформы образовательной политики в России и за рубежом. Основные авторские педагогические системы прошлого. | |
Практические занятия /семинары | |
Раздел 1 «Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Гуманистические педагогические. Основные авторские педагогические системы прошлого» | |
Тема 1 Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в ХIХ в. (до 80-х годов). Основные авторские педагогические системы прошлого. | |
Тема 2 Школа и педагогика в России в конце XIX в. и начале XX в. (до 1917 г.), а также в Советский период. | |
Лабораторные занятия | |
Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены |
- Самостоятельная работа
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов включает следующие виды деятельности:
· конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;
· проработку учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе);
· изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку;
· написание рефератов;
· подготовку к экзамену.
Кол-во час | Разделы, темы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика реферативной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. | |
Очная форма обучения (36) | Заочная форма обучения (62) | |
Подготовка к семинарским занятиям. | ||
Составление схем и таблиц по самостоятельному изучению материала при подготовке к семинарским занятиям. | ||
Подготовка эссе, мини-сообщения, доклада, ответа на контрольный вопрос к семинарскому занятию. | ||
Написание реферата по теме дисциплины. | ||
Составление библиографического списка по проблематике учебной дисциплины (минимум 15 источников) | ||
- | Самостоятельное изучение тем курса. |
Примерная тематика рефератов:
1. Воспитание детей в первобытном обществе.
2. Воспитание, школа и философско-педагогическая мысль в странах Древнего Востока (на примере одной из стран).
3. Педагогические идеалы и практика воспитания в античном мире.
4. Педагогические взгляды античных мыслителей (одного или нескольких).
5. Школа и педагогическая мысль в Византии.
6. Воспитательные идеалы в народной педагогике древних славян.
7. Роль Великого Новгорода в истории отечественного образования.
8. Школьное и домашнее образование в Киевской Руси.
9. Литературно-педагогические памятники Древней Руси.
10. Учебная литература Древней Руси.
11. Религиозно-педагогическая мысль и практика образования в средневековой Западной Европе.
12. Зарождение и развитие университетского образования в Западной Европе.
13. Воспитание средневековых рыцарей.
14. Развитие гуманистических идеалов образования педагогами и мыслителями эпохи Возрождения.
15. Развитие идеи трудового воспитания в истории педагогики (на примере нескольких педагогов).
16. Гуманистические педагогические взгляды русских еретиков Х1У-ХУ1 вв.
17. Классно-урочная система в учениях Я.А.Коменского и Й.Гербарта.
18. Идеи воспитывающего и развивающего обучения в истории педагогики (на примере нескольких педагогов).
19. Теория воспитания джентльмена Дж. Локка.
20. Теория «естественного воспитания» Ж.-Ж.Руссо.
21. Просветительские реформы Петра 1.
22. Просветительская деятельность М.В.Ломоносова.
23. История военного образования в России.
24. Воспитание русского дворянина.
25. Педагогические взгляды и деятельность И.И.Бецкого.
26. Создание гос. системы образования в России (Уставы 1786, 1804 и 1864 гг.).
27. История женского образования в России.
28. История лицейского образования в России.
29. Педагогические взгляды и просветительская деятельность декабристов.
30. Идея народности в отечественной педагогике.
31. Проблема нравственно-религиозного воспитания в трудах К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого.
32. Развитие идеи свободного воспитания в отечественной педагогике.
33. Основные течения в реформаторской педагогике Западной Европы конца XIX- нач. XX вв.
34. Педагогические взгляды и деятельность одного из зарубежных педагогов-реформаторов (по выбору студента).
35. Педагогические взгляды и деятельность одного из русских педагогов конца XIX - нач. XX вв. (по выбору студента).
36. Педология и ее влияние на отечественное образование.
37. Психоаналитическая педагогика в России и за рубежом.
38. История детских общественных организаций России.
39. Современный взгляд на педагогическое наследие А.С.Макаренко.
40. Нравственно-эстетическое воспитание в педагогической системе В.А.Сухомлинского.