Тестовые задания для самостоятельной работы
1. В курсе «Животные» расширены рамки изучения: а) внешнего строения, б) экологии, в) среды обитания, г) внутреннего строения, д) размножения и развития.
2. В курсе «Животные» упрощено изучение: а) морфологического строения, б) образа жизни, в) анатомического строения, г) среды обитания.
3. В курсе «Животные» по содержанию не формируются понятия: а) морфологические, б) единичные, в) анатомические, г) специальные, д) физиологические, е) обобщенные.
4. С наибольшими затруднениями учащимися усваиваются понятия: а) эколо-гические, б) анатомические, в) зоотехнические, г) физиологические, д) морфологические.
5. Из систематических категорий в курсе «Животные»: а) сохранены названия групп, б) изменены их названия, в) исключены все специальные термины, г) сохранены отдельные специальные термины.
6. Методические особенности изучения курса «Животные»: а) использование планов при изучении всех групп позвоночных, б) применение планов при рассмотрении только группы млекопитающих, в) исключение систематических категорий, г) сохранение систематических категорий, д) подчеркивание усложнения внутреннего строения позвоночных, е) акцентирование внимания на усложнение внешнего строения позвоночных.
7. Методические особенности изучения курса «Животные»: а) дедуктивный способ, б) индуктивный способ, в) проведение внеклассной работы, г) организация внеурочной работы, д) определение доминирующих методов, е) сочетание всех методов.
8. Методические требования к демонстрации животных: а) принятие во внимание размеров, б) учет степени прирученности, в) показ до рассказа учителя, г) показ после рассказа учителя, д) обязательность выводов, е) нецелесообразность выводов.
9. Из беспозвоночных животных рассматриваются: а) черви, б) ракообразные, в) насекомые, г) паукообразные, д) моллюски.
10. В курсе «Животные» выясняется приспособленность беспозвоночных к средам обитания: а) во внутреннем строении, б) во внешнем строении, в) в развитии, г) в развитии.
11. Лабораторные работы по изучению беспозвоночных животных предполагают: а) мысленный анализ, б) мыслительный анализ, в) групповую форму организации, г) индивидуальную форму организации, д) частично-поисковые действия, е) исследовательские действия.
12. При изучении беспозвоночных животных проводятся опыты: а) демонстра-ционные, б) демонстративные, в) в урочное время, г) во внеурочное время, д) иллюстративные, е) иллюстрирующие.
13. Из беспозвоночных животных больше всего времени отведено на изучение: а) червей, б) паукообразных, в) насекомых, г) ракообразных.
14. Насекомые в курсе «Животные» рассматриваются: а) индуктивно, б) дедуктивно, в) традуктивно, г) проблемно, д) репродуктивно.
15. При изучении насекомых предусматриваются: а) лабораторные работы, б) практические работы, в) внеурочная работа, г) внеклассная работа.
16. При рассмотрении насекомых проводятся лабораторные работы, предусматривающие анализ: а) мысленный, б) мыслительный, в) предметно-действенный, г) предметно-деятельный.
17. В курсе «Животные» выясняются такие характерные признаки насекомых, как: а) хитиновый покров, б) три пары конечностей, в) наличие крыльев, г) членение тела на три отдела, д) одна пара усиков.
18. В курсе «Животные» изучаются такие жизненные процессы насекомых, как: а) дыхание, б) выделение, в) питание, г) размножение, д) развитие.
19. При рассмотрении развития насекомых создаются схемы: а) синтетические, б) аналитические, в) анализирующие, г) динамические, д) статические.
20. При изучении позвоночных животных подчеркивается их приспособленность к среде обитания: а) во внутреннем строении, б) в развитии, в) во внешнем строении, г) в образе жизни, д) в выполняемых функциях.
21. При рассмотрении групп позвоночных животных особое внимание обращается на усложнение: а) морфологического строения, б) анатомического строения, в) среды обитания, г) в выполняемых функциях, д) размножении и развития.
22. Динамические схемы используются при изучении развития таких групп позвоночных животных, как: а) млекопитающие, б) рыбы, в) пресмыкающиеся, г) земноводные, д) птицы.
23. В курсе «Животные» рассматриваются такие характерные признаки млекопитающих, как: а) волосяной покров, б) внутриутробное развитие, в) вскармливание детенышей молоком, г) наружная ушная раковина, д) рождение живых детенышей.
24. Краткий обзор более мелких групп предусматривается по группе позвоночных: а) птицы, б) рыбы, в) пресмыкающиеся, г) земноводные, д) млекопитающие.
25. Методические требования к проверке знаний учащихся по курсу «Животные: а) применение продуктивных методов, б) использование различных методов, в) увеличение вопросов и заданий на воспроизведение фактов, г) сокращение вопросов и заданий на репродуцирование фактов, д) варьирование вопросов и заданий, требующих «умственного напряжения».
26. «Умственного напряжения» не предусматривают вопросы и задания на: а) сравнение, б) доказательство, в) воспроизведение, г) классификацию, д) обобщение, е) описание.
27. Продуктивными методами проверки являются те, которые позволяют: а) охватить всех проверкой, б) проверить объективно, в) осуществить выборочную проверку, г) быстро установить обратную связь.
28. Продуктивными методами проверки являются: а) устный опрос, б) биологические диктанты, в) фронтальный опрос, г) тестовые задания, д) уплотненный опрос, е) биологические разминки.
29. К наиболее объективным методам проверки относятся: а) биологические диктанты, б) биологические разминки, в) уплотненный опрос, г) тестовые задания, д) графические диктанты.
30. К биологическим причисляются диктанты на: а) сравнение, б) обобщение, в) классификацию, г) усвоение понятий, д) систематизацию.
31. Чаще других используются тестовые задания: а) закрытые, б) на установление соответствия, в) открытые, г) на установление последовательности.
32. Варьирование заданий требующих «умственного напряжения» предусматривает использование: а) разных заданий для проверки усвоения одного и того же понятия, б) одного и того же задания для проверки усвоения разных понятий, в) разных заданий для проверки усвоения разных понятий.
33. С наибольшими затруднениями учащиеся усваивают … понятия.
34. Из прикладных умений в курсе «Животные» у школьников формируются… .
35. Натуральные пособия позволяют формировать у учащихся … представления.
36. Из натуральных пособий при рассмотрении животных применяются … .
37. Из объемных пособий при изучении животных используются … .
38. Из беспозвоночных больше всего времени отведено на изучение … .
39. При изучении развития насекомых применяются … схемы.
40. При изучении групп позвоночных подчеркивается усложнение … строения.
41. Каждая группа позвоночных животных изучается … .
42. Более мелкие группы животных рассматриваются только группы … .
43. К методическим требованиям проверки знаний учащихся относятся … .
44. Продуктивными методами проверки знаний учащихся являются … .
45. К вопросам требующим «умственного напряжения» относятся … .
46. Наиболее объективным методом проверки знаний учащихся считается … .
47. Биологические разминки проводятся на этапе … материала.
48. Биологические диктанты применяются на этапе … материала.
49. Установите последовательность выбора наглядных пособий при изучении животных: а) чучела, б) муляжи, в) живые объекты, г) таблицы, д) модели, е) картины.
50. Установите последовательность изучения беспозвоночных животных: а) насекомые, б) черви, в) моллюски, г) паукообразные, д) ракообразные.
51. Установите последовательность позиций плана изучения беспозвоночных животных: а) образ жизни, б) особенности внешнего строения, в) развитие, г) среда обитания, д) питание, е) значение.
52. Установите последовательность морфологического описания насекомых: а) брюшко, б) три пары конечностей, в) голова, г) глаза, д) грудь, е) пара усиков.
53. Установите последовательность изучения групп позвоночных животных: а) птицы, б) земноводные, в) рыбы, г) пресмыкающиеся, д) млекопитающие.
54. Установите последовательность плана изучения групп позвоночных животных: а) внутреннее строение, б) образ жизни, в) внешнее строение, г) среда обитания, д) размножение и развитие, е) общие признаки.
55. Установите последовательность морфологического описания позвоночных животных: а) покровы тела, б) отделы тела, в) форма тела, г) шея, д) туловище, е) голова, ж) хвост, з) конечности.
56. Установите последовательность изучения внутренних органов позвоночных животных: а) пищеварение, б) нервная система, в) дыхание, г) скелет, д) кровообращение, е) выделение.
57. Установите последовательность рассмотрения групп млекопитающих: а) зайцеобразные, б) морские, в) хищные, г) грызуны, д) приматы, е) копытные.
58. Установите последовательность позиций плана изучения диких млекопитающих: а) внешний вид, б) размножение и развитие, в) образ жизни, г) значение, д) среда обитания.
59. Установите последовательность позиций плана изучения домашних млекопитающих: а) особенности питания, б) породы, в) значение, г) содержание животного, д) уход за животными, е) внешний вид, ж) происхождение.
60. Установите соответствие способов применения живых объектов с их примерами.
Способы применения: 1) прямой, 2) косвенный.
Виды соответствий: а) демонстрации, б) организованные наблюдения, в) лабораторные работы, г) собственные наблюдения учащихся, д) практические работы.
Тема 5. Методика изучения курса «Человек»
Задачи изучения: раскрыть методические особенности изучения курса, определить специфику понятий, выявить ведущие методы бучения и методические приемы, показать возможности курса в санитарно-гигиеническом просвещении и воспитании учащихся, формировать первоначальные профессиональные умения.
Оборудование занятия: программы, учебники и тетради на печатной основе, фрагменты уроков разного типа, образцы наглядного и раздаточного материала.
Основные вопросы для обсуждения
1.1. Специфика формируемых понятий.
1.2. Методические особенности изучения.
1.3. Проведение наблюдений и самонаблюдений.
1.4. Особенности и структура уроков разного типа.