Литературно-издательское агентство

«Академический Проект»

Изд. лиц. № 065723 от 10. 03. 98

111399, Москва, ул. Мартеновская, 3, стр. 4

По вопросам приобретениякниги просим обращаться

в ЗАО «Академия–Центр»:

Москва, ул. Мартеновская, 3, стр. 4

Тел.: (095) 176 9338; 176 9523; факс: 305 6092

E-mail: aprogect@mtu-net, ru

Подписано в печать с готовых диапозитивов 30.11.00.

Формат 84х108/32. Гарнитура Балтика. Бумага офсетная.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 21,84. Тираж 3000 экз.

Заказ № 536.

Отпечатано с готовых диапозитивов

на ГИПП «Уральский рабочий»

620219, Екатеринбург, ул. Тургенева, 13

Содержание

Введение.......................................................................................................................................................................................................... 3

Предисловие................................................................................................................................................................................................... 3

Раздел 1. ПРОФЕССИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА................................................................................................................... 4

ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА............................................................................. 4

1.1. Цели деятельности социального педагога................................................................................................................................... 4

1.2. Этический кодекс специалиста...................................................................................................................................................... 5

1.3. Функции и социальные роли социального педагога................................................................................................................... 7

1.4. Обязанности и права социального педагога................................................................................................................................ 8

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА................ 8

2.1. Сферы деятельности и специализации социального педагога.............................................................................................. 8

2.2. Квалификационная характеристика специальности............................................................................................................... 9

2.3. Планирование и организация работы социального педагога............................................................................................... 12

2.4. Критерии эффективности работы социального педагога.................................................................................................. 12

Раздел II. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И ОБЛАСТЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....... 13

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА.................................................................................................................. 13

3.1. Понятие социальной педагогики, ее предмет, основные категории.................................................................................. 13

3.2. Генезис идей социальной педагогики........................................................................................................................................... 16

3.3. Методы социальной педагогики................................................................................................................................................... 19

3.4. Связь социальной педагогики с другими науками.................................................................................................................... 26

ГЛАВА 4. СОЦИАЛИЗАЦИЯ - КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ................................................... 28

4.1. Понятие социализации.................................................................................................................................................................... 28

4.2. Факторы социализации................................................................................................................................................................... 33

ГЛАВА 5. СЕМЬЯ - ВЕДУЩИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ................................................................................................... 45

5.1. Характеристика семьи.................................................................................................................................................................... 46

5.2. Социальные проблемы современной семьи................................................................................................................................ 54

5.3 Воспитание детей в семье............................................................................................................................................................... 58

ГЛАВА 6. ШКОЛА - ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА........................................................................................................ 64

6.1. Роль школы в процессе социализации личности...................................................................................................................... 64

6.2. Модели школы как открытой социальной системы............................................................................................................... 67

ГЛАВА 7. ГРУППА СВЕРСТНИКОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ...................................................................................... 77

7.1. Роль сверстников в социальном формировании личности.................................................................................................... 77

7.2. Официальные и неформальные объединения детей и подростков..................................................................................... 79

7.3. Криминогенные группировки: типология членов...................................................................................................................... 83

ГЛАВА 8. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ................................................................................................................. 85

8.1. Девиантное поведение: понятие, факторы, причины............................................................................................................. 85

8.2. Формы девиантного поведения..................................................................................................................................................... 90

8.3. Профилактика девиантного поведения подростков.............................................................................................................. 98

ГЛАВА 9. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА................................................................................................................................ 103

9.1. Основы социальной защиты детства....................................................................................................................................... 103

9.2. Президентская программа «Дети России»............................................................................................................................. 105

9.З. Социальная защита воспитанников детских домов и школ-интернатов...................................................................... 106

ГЛАВА 10. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МОЛОДЕЖИ........................................................................................................................ 108

10.1. Ценностные ориентации современной молодежи.............................................................................................................. 109

10.2. Социальные проблемы молодежи............................................................................................................................................ 111

10.3. Основные направления социальной защиты молодежи.................................................................................................... 112

Глава 11. СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВИКТИМОЛОГИЯ............................................................................................ 115

11.1. Понятие социально-педагогической виктимологии........................................................................................................... 115

11.2. Направления и формы работы с различными группами людей, ставших жертвами неблагоприятных условий социализации.................................................................................................................................................................................................... 118

Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ............................................... 124

ГЛАВА 12. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В США..................................................................................................................................... 125

12.1. Социальная работа с семьей..................................................................................................................................................... 125

12.2. Социальная работа в школе...................................................................................................................................................... 128

12.3. Психолого-педагогическая служба «Гайденс»..................................................................................................................... 130

12.4. Молодежная политика............................................................................................................................................................... 131

12.5. Деятельность телефонной психологической службы........................................................................................................ 133

12.6. Социально опасные подростки: программы и социальные службы............................................................................. 135

12.7. Жестокое обращение с детьми и педагогическое просвещение как способ его предупреждения....................... 138

12.8. Подготовка кадров социальных работников....................................................................................................................... 142

ГЛАВА 13. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В ГЕРМАНИИ...................................................... 143

13.1. Особенности социальной работы и социальной педагогики........................................................................................... 143

13.2. Деятельность социальных служб............................................................................................................................................ 146

13.3. Социальная помощь детям, подросткам и их семьям........................................................................................................ 148

13.4. Социальная защита детей......................................................................................................................................................... 150

13.5. Подготовка кадров социальных работников и социальных педагогов........................................................................ 152

ЛАВА 14. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ВО ФРАНЦИИ......................................................... 153

14.1. Концепция воспитательной среды.......................................................................................................................................... 153

14.2. Педагогическая анимация........................................................................................................................................................... 156

14.3. Организация социальной работы............................................................................................................................................ 158

14.4. Подготовка кадров социальных работников....................................................................................................................... 159

ГЛАВА 15. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ...................................................................................................... 160

15.1. Деятельность социальных служб............................................................................................................................................ 160

15.2. Социальная работа в школе...................................................................................................................................................... 161

15.3. Социальная работа с инвалидами........................................................................................................................................... 162

15.4. Подготовка кадров социальным работников...................................................................................................................... 163

ГЛАВА 16. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ШВЕЦИИ............................................................................................................................ 165

16.1. Социальная работа в общине................................................................................................................................................... 165

16.2. Деятельность социальных служб............................................................................................................................................ 167

16.3. Подростковые клубы................................................................................................................................................................... 170

16.4. Социальная политика в области борьбы с наркоманией (на примере г. Гетеборга)............................................... 171

16.5. Подготовка кадров социальных работников....................................................................................................................... 172

16.6. Участие почтовой службы в социальной помощи населению........................................................................................ 174

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................................................................................................... 176

Наши рекомендации