Выберите любую из предложенных тем исследования (см.Приложение). Возможно предложить свою тематику, предварительно согласовав ее с преподавателем!!!!!!!!!!!

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Методология и логика педагогического исследования в дошкольном образовании

Лекции – 8 часов

Практические – 10 часов

Зачет

Практическое занятие № 1 (4 часа)

Тема: Понятийный аппарат педагогического исследования

Задачи:1.Сформировать у студентов представление о понятийном аппарате научного исследования и его использовании в процессе написания научной работы.

2. Выработать у студентов навык определения понятийного аппарата педагогического исследования.

Теоретическая часть

Вопросы для обсуждения и подготовки к выполнению заданий практической части:

1. Актуальность исследования. Раскройте наиболее актуальные исследовательские области применительно к дошкольной педагогике и психологии.

2. Проблема и тема педагогического исследования, их соотнесенность.

3. Цель и задачи педагогического исследования.

4. Объект и предмет педагогического исследования.

5. Гипотеза педагогического исследования. Виды гипотез.

Практическая часть

Работа в группах.

1. Анализ понятийного аппарата дипломных работ.

2. В рамках предложенной (или самостоятельно выбранной) темы: определение актуальности педагогического исследования, вычленение проблемы, определение цели и задач, объекта, предмета, гипотезы исследования.

Практическое занятие № 2 (4 часа)

Тема: Теоретические и эмпирические методы психолого-педагогического исследования.

Задачи: 1. Помочь студентам более глубоко освоить современные теоретические и эмпирические методы поиска, обработки, качественного и количественного анализа данных педагогического исследования.

2. Тренировка умений студентов пользоваться наиболее распространенными методами педагогического исследования.

Теоретическая часть

Вопросы для обсуждения и подготовки к выполнению заданий практической части:

1. Теоретические методы исследования, примеры их использования в научном исследовании.

2. Изучение литературных источников и архивных материалов как метод психолого-педагогического исследования. Виды литературных источников (монография, статьи, диссертации и т.д.) Методики изучения литературных источников: традиционные и формализованные (контент-анализ). Способы оформления сведений из литературных источников.

3. Наблюдение как метод педагогического исследования. Виды наблюдения. Достоинства и недостатки данного метода. Количественный и качественный анализ результатов наблюдения. Способы оформления результатов наблюдения. Примеры.

4. Опросные методы в психолого-педагогическом исследовании (анкета, беседа, интервью). Формализация опросных методов. Примеры

5. Тестирование как диагностический метод. Особенности работы с тестовыми методиками. Стандартизация теста. Валидность и надежность теста. Примеры

6. Метод экспертных оценок. Социометрия. Примеры

7. Методы: изучения детских работ, изучения педагогической документации. Примеры.

8. Особенности применения исследовательских методов в ДОУ.

Практическое занятие № 3 (2 часа)

Тема: Методики психолого-педагогического исследования.

Задачи:1. Ознакомление студентов с методиками педагогического исследования, особенностями их выбора в соответствии с проблемой и целью исследования, этапами их использования.

2. Формирование у студентов навыков обоснования выбора методики и методов исследования, планирования и определения этапов методик исследования.

Теоретическая часть

Вопросы для обсуждения и подготовки к выполнению заданий практической части:

1. Методика проведения опытно-экспериментальной работы.

Постановка задач опытно-экспериментальной работы. Выбор необходимого числа экспериментальных объектов и методик диагностического обследования. Экспериментальные планы. Гипотеза опытно-экспериментальной работы. Требования к проведению опытно-экспериментальной работы. Обработка данных. Особенности проведения опытно-экспериментальной работы в ДОУ.

2. Методика изучения и обобщения педагогического опыта.

Разновидности педагогического опыта. Требования к выбираемому опыту. Компоненты передового опыта, подвергающиеся изучению. Обработка и обобщение педагогического опыта в научном исследовании. Схема анализа педагогического опыта (Приложение).

Практическая часть

Работа в группах.

1. Анализ методик, используемых дипломных исследованиях.

2. Исходя из разрабатываемой на предыдущих занятиях темы, обосновать выбор методики и методов исследования, спланировать и определить этапы предпочтенной методики исследования.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Введение в научное исследование по педагогике / Ю.К. Бабанский и др. Под ред. Журавлева В.И. - М.: Просвещение, 1988.

2. Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление. Практическое пособие / Под ред. Н.И. Загузова. – М.: Гардарики, 2005.

3. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: «Академия», 2001.

4. Краевский В.В., Полонский В.М. Методология для педагога: теория и практика. Учебное пособие под ред. П.И. Пидкасистого. - Волгоград,: Перемена, 2001.

5. Лобанов А.А., Лобанова Г.А. Методические указания по подготовке и оформлению выпускной квалификационной работы. – Владимир, ВГПУ, 2006.

6. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогического исследования: (В помощь начинающему исследователю). - М.: Педагогика, 1986.

7. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2000.

8. Любые учебники по педагогике (раздел «Методология и методы педагогических исследований»).

Задание к зачету – предоставьте учебное мини-исследование в напечатанном виде (не более 10 страниц)

Выберите любую из предложенных тем исследования (см.Приложение). Возможно предложить свою тематику, предварительно согласовав ее с преподавателем!!!!!!!!!!!

2. Составьте план исследования (Содержание, Оглавление), ориентированное на опытно-экспериментальную методику исследования

3. Напишите «Введение» по следующему плану:

· актуальность педагогического исследования,

· степень изученности литературы,

· проблема,

· объект,

· предмет,

· цель и задачи,

· гипотеза,

· методы,

· практическая значимость исследования.

4. Кратко напишите текст работы в соответствии с составленным планом (на каждый пункт 0,5-1 стр.), не забывая делать выводы по пунктам и главам, делая ссылки на литературу (в списке литературы 2-3 книги). Вторую главу не выполняем на практике, а ставим «мысленный эксперимент».

5. Напишите Заключение в соответствии с поставленными задачами исследования.

6. Составьте Список литературы.

7. Сделайте графическое изображение результатов исследования (можно нарисовать, а не выполнять на компьютере).

АНАЛИЗ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА[1]

(примерная схема)

1. Изучаемый объект________________________________________

(педагог, работник, коллектив, объединение)

2. Наименование опыта _______________________________

(направление, тема работы)

3. Цель изучения опыта____________________

4. Краткая характеристика опыта (проблема, способ решения, полезность, новизна, применимость в измененных условиях, адрес для рекомендуемого внедрения).

5. Задачи обучения и воспитания и имеющиеся трудности, противоречия, «слабые звенья» практики, делающие опыт актуальным.

6. Конкретные условия, в которых формировался опыт, меры по оптимизации этих условий. Описание реального протекания учебно-воспитательного процесса; деятельность воспитателей (педагогов), воспитанников (учеников), ее содержание и формы, характер взаимоотношений участников.

7. Результаты обучения, воспитания, социальной поддержки (сдви­ги в адаптации, реабилитации, воспитанности), их надежность и ста­бильность.

8. Педагогический анализ опыта: его источники (научное знание, пе­редовой опыт, собственные наблюдения и пробы); характеристики от­дельных сторон, «составляющих» педагогического процесса: целей, со­держания, идей, замысла, технологии, способов усиления мотивации.

9. Истолкование и обобщение опыта. Установление связей между замыслом, содержанием, методами и результатами. Выявление закономерностей и принципов, обеспечивающих успех, факторов, влияющих на результаты. Выявление новизны, оригинальности, значимости, эффективности, оптимальности, перспективности анализируемого опыта. Роль личности воспитателя, его индивидуального стиля деятельности в созидаемом опыте. Выявление объективного содержания (идей, принци­пов, технологий), переносимого в иные (но в чем-то сходные) условия. Оценка опыта по уровню его общественной значимости (новаторство, изобретательство, мастерство).

10. Предложения по дальнейшему развитию, совершенствованию, а в необходимых случаях — корректированию опыта.

11. Рекомендации по использованию опыта (для кого особенно це­нен, необходимые условия для эффективного использования, ограниче­ния, наиболее подходящие способы использования).


№ п/п Наименование темы
Педагогические условия формирования навыков хозяйственно-бытового труда у детей пятого года жизни посредством сюжетно-ролевой игры
Педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в условиях детского сада
Подвижная игра как средство совершенствования основных видов движений детей младшего дошкольного возраста
Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста  
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством проектной деятельности
Театрализованная деятельность как средство формирования позитивных межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста в ДОО
Использование дидактических игр и упражнений как средства развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Педагогические условия развития выразительной речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества
Использование цветных палочек Къюзенера в формировании количественных представлений детей старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра как средство формирования у детей интеллектуальной готовности к школе
Подвижная игра как средство совершенствования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Развитие восприятия у детей раннего возраста посредством дидактической игры
Педагогические условия формирования мотивационной готовности к обучению в школе
Формирование количественных представлений детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством дидактических игр
Дидактическая игра как средство формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста
Использование дидактических игр с целью формирования представлений о геометрических фигурах детей старшего дошкольного возраста
Предметно-развивающая среда как средство обеспечения благоприятной адаптации детей раннего возраста к детскому саду
Педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста
Использование дидактических игр с целью формирования количественных представлений детей раннего возраста
Педагогические условия развития памяти у детей старшего дошкольного возраста  
Взаимодействие ДОО и семьи как условие формирования представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста
Педагогические условия развития детей раннего возраста в ДОО  
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
Театрализованная деятельность как средство адаптации детей к условиям ДОО
Народная подвижная игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Формирование экологической культуры старших дошкольников посредством игровой деятельности
Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством организации индивидуальной работы на прогулке
Использование дидактических игр в формировании пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста
Обучение диалогу детей пятого года жизни средствами русской народной сказки
Использование дидактических игр при решении задач сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Использование моделей в формировании пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста
Педагогические условия развития мелкой моторики детей раннего возраста в Доме ребенка
Использование художественной литературы как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей младшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей третьего года жизни
Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр
Использование русских народных сказок в освоении образной речи детьми старшего дошкольного возраста
Педагогические условия формирования психологической готовности детей к обучению в школе
Педагогические условия формирования игровых действий с куклой у детей раннего возраста в Доме ребенка
Реализация требований ФГОС ДО при обучении дошкольников изобразительной деятельности
Использование мнемотехники в формировании навыков хозяйственно- бытового труда у детей старшего дошкольного возраста
Формирование образной речи у детей шестого года жизни посредством театрализованных игр
Использование малых жанров русского фольклора как средства адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО
Педагогические условия сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в ДОО
Предметно-развивающая среда на территории ДОО как средство формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста
Использование здоровьесберегающих технологий в развитии гибкости детей старшего дошкольного возраста
Логико-математические игры как средство формирования предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Формирование навыков общения младших дошкольников посредством музыкальной деятельности

[1] Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Учебное пособие. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. –с.153-154.

Наши рекомендации