Синкретизм искусств в игре в резинки

Как мы видим, уникальность игры в Резинки заключается в том, что это не просто подвижная игра, она включает в себя прототипы временных, пространственных, пространственно-временных искусств и их видов1 . Это спортивно-хореографическое, изобразительное (графика), словесное, театральное творчество. Однако искусства и спорт как таковые в игре еще не оформились и присутствуют здесь в синкретичном, аморфном виде. Как правило, синкретизм проявляется в виде сплетений лишь части этих праискусств, но в некоторых случаях эти сплетения могут включать в себя и все праискусства, присущие данной игре. При этом одно из них может сплетаться с одним или несколькими другими одновременно или по очереди, в результате чего игру можно представить в виде многомерного пространства.

Присутствует здесь и нормативный аспект (правила игры), который регулирует процессы творчества в сфере искусств. Этот аспект рассматривается в другой моей работе.

Особый интерес вызывают логические основы построения элементов в движениях, но они требуют особого рассмотрения.

Основным в этом множестве сплетений является сплав спортивно-хореографического и изобразительного аспектов. Он присутствует на протяжении всей игры, являясь ее основой, причем во всех территориальных и временных разновидностях. Рассмотрим его подробнее.

I. Наличие разных уровней сложности в игре, использование резинок, которые можно принять за спортивное орудие, соревновательный принцип (как только один пропадает, в игру вступает другой) - все это признаки спортивной игры.

В то же время спортивный аспект в Резинка находится в такой тесной связи с хореографическим, что порой даже трудно провести границу между ними.

1. Прыжки и другие движения имеют здесь больше хореографическую, нежели спортивную природу. Они часто напоминают танцевальные движения, например: скольжение на носках, повороты на носках, скрещивания ног и т.д.

Интересно наличие в игре одного специфического приема, свойственного не просто хореографическому, а балетному творчеству. Это прыжки с поворотом на 360 и 540 градусов. Совершив такой прыжок, надо приземлиться не как попало, а именно в исходное положение, чтобы одна нога стояла на одной, а другая - на другой резинке. Иногда эти прыжки совершаются на одной ноге. Такой прием характерен для города Ижевска.

2. Движения в Резинках, как и в танце, имеют ритмическую организацию и определенную композицию.

3. В Резинках, как и в хореографии, может быть и сольное, и ансамблевое исполнение. Аналогичный принцип командной и одиночной игры характерен и для спорта.

4. Как в любом танце, движения в Резинках создают узор. Не случайно М. Каган в своей книге "Морфология искусства" рассматривает танец как "оживший орнамент" .

II. Этот аспект хореографии теснейшим образом связан с другим компонентом этогоплава - изобразительным. Он здесь присутствует не просто как часть спортивно-хореографического аспекта, не просто как танцевальный узор, а приобретает большую самостоятельность. Это достигается за счет использования резинок. Они здесь выполняют функцию линий, с помощью которых моделируются рисунки, как абстрактные, так и вполне конкретные.

Однако резинки в отличии от линий, являются предметом, а значит и формы, которые создаются с их помощью, становятся предметными. Таким образом, возникает своеобразная скульптурная графика. В этой связи вспоминается определение жонглирования как "танца вещей", данное М. Каганом . К игре в Резинки это определение подходит еще в большей степени.

Следующей особенностью графики Резинок является наличие в ней временного измерения. Изобразительное искусство относится к пространственным, статичным видам искусств. Наши же графопостроения являются пространственно-временными, это картинки во времени. Они появляются и тут же изменяются, исчезают, появляются вновь. Разворачиваясь во времени, они приобретают свойства всех временных искусств: ритмическую организацию и определенную композицию.

Графический аспект, являясь относительно самостоятельным, в то же время воздействует на хореографический орнамент, делая его более зримым и вещественно закрепленным. В Резинках имеется строго ограниченное пространство, очерченное резинками, которые образуют своеобразный каркас игры. Кроме того, движения строго соотносятся с положением резинок и подчеркиваются изменением их положения. Это приводит к тому, что орнамент движений в Резинках более строг в сравнении с орнаментом танца. В танце нет пространственных ограничений и каких-либо внешних ориентиров, поэтому орнамент является более размытым и неопределенным.

Кроме основных аспектов, составляющих основу игры, есть и другие, которые играют здесь большую роль, являясь при этом относительно независимыми и не всегда обязательными.

III. Широкое применение в игре находит словесный текст. С одной стороны, он применяется для обозначения игр, движений и правил.Резинки чрезвычайно богаты терминами и устойчивыми выражениями. В этой сфере словесный текст относительно самостоятелен и не включается в саму ткань игры. Движения могут называться или нет, правила могут употребляться или нет.

С другой стороны, в большинстве случаев, названия движений являются не только терминами, существующими отдельно от движений, но и текстом, произносимым во время исполнения движения и неразрывно связанным с ним.

Слова здесь произносятся по слогам. Их ритмическая организация находится в тесной связи с ритмом танца и графики. Иногда данные слова подбираются так, чтобы количество слогов данного слова соответствовало ритмической организации данного движения. Случается так, что название движения не соответствует ритмической структуре этого движения. В этом случае во время его исполнения произносится другой текст.

Такой сплав слова, хореографии и графики, в котором эти компоненты находятся в ритмическом единстве, напоминает нам сплав музыки и слова, образующий песню. В этой связи интересна более частная аналогия с народной протяжной песней - это наличие словообрывов в движении Бананы ( Ба…, бана…, бананы) .

IV. Другой аспект этой игры - театральный. Здесь меняется поведение игроков, которые могут уподобляться предметам и их действиям. Например, в Мячиках выполняются те же движения и в том же порядке, только в перерывах между движениями нужно прыгать на месте, как мячик, без остановок весь кон.

Итак, в этой игре мы находим необыкновенные сочетания свойств разных искусств, такие сочетания, которые не свойственны искусству в его развитых формах.

Чрезвычайно интересен сплав спортивно-хореографического, изобразительного и словесного творчества. Каждый из этих аспектов имеет ритмическую организацию и находится в ритмическом единстве с другими аспектами. Хореография и слово обычно существуют в сочетании с музыкой. Здесь же музыка отсутствует, но как бы в компенсацию этого, образуется очень необычный трехкомпонентный сплав хореографии, слова и изобразительного искусства.

Еще один необычный момент - это то, что изобразительное искусство здесь "овременяется", образуя зачаток до сих пор неизвестного вида искусства.

1Так как искусства, в их оформленном виде, здесь не присутствуют, введем рабочий термин праискусство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В будущем хотелось бы собрать больше игр нашего и других регионов, узнать их структуру, сходства, различия, процесс развития игры во времени. Очень интересно узнать о времени и месте происхождения резинок.

Обращение к современной детской традиционной культуре позволяет лучше понять закономерности развития детской психологии, успешнее решать педагогические задачи.

Список терминов

Английские Новые Пешеходы
Бананы Огонь тушить
Будки - незабудки Огуречики
Буратино Однёрки
Вертушки Одноножка
Волков пугать Палочка-выручалочка
Восьмёрки Папа-Карло
Вперёд батьки не лезь Первая Лапша
Вторая Лапша Первые
Вторые Перелётики
Выручать Перепрыгнуть
Выручать по шестёркам Пешеходы
Выскользки Пеши
Глобусы Пешки
Годики Пиратики
Гробики Платочки
Двушки Пожарки
Девятки Помидорчики
Десятки Пузырики
Десяточки Пятёрки
Жильда Пятые
Забывки Распрыжки
Зайцы Резинки
Зацеп Ризи
Зацепки Ризики
Земля горячая Рыбы
Камень катится Северные
Кащейка Семерки
Конфетка Слепые
Кофе - Какао Смешилки
Лапша С поворотиком
Лисички Старенькие
Мальвина Точка - точка - запятая
Матрасы Третьи
Машина едет Трёшки
Мешалки Узкие
Микки-Маус - стоп Утюгом гладить
Море(останавливать, обходить, перешагивать) Четвёрки
Морковка Четвёртые
Московские Чипполлино
Мячики Шестёрки
Немецкие Шестые
  Шкурка

УКАЗАТЕЛЬ ЗНАКОВ

Основные знаки

синкретизм искусств в игре в резинки - student2.ru - левая нога.

синкретизм искусств в игре в резинки - student2.ru - правая нога.

синкретизм искусств в игре в резинки - student2.ru - резинки.

синкретизм искусств в игре в резинки - student2.ru  
<- "верхняя" резинка.
<- "нижняя" резинка.
 

синкретизм искусств в игре в резинки - student2.ru - нога под резинкой. синкретизм искусств в игре в резинки - student2.ru - нога на резинке.

Основные комбинации ног и резинок при стабильном положении резинок: синкретизм искусств в игре в резинки - student2.ru

Наши рекомендации