Истоки и этапы развития педагогики как науки
Педагогика — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания. В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран.
Педагогика — совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Педагогика обрела статус науки благодаря трудам чешского педагога Яна Амоса Конского (1592—1670). Его основные идеи изложены в книге «Великая дидактика», которая получила мировое признание.
В Европе слово «дидактика» (от греч. didaktikos — поучающий, didasko — изучающий) первоначально появилось в Германии. С 1613 г., благодаря Кристофу Хельвигу и Йохнму Юнгу, оно понималось как искусство обучения.
Сегодня дидактика (теория и методика обучения) определилась в качестве самостоятельной отрасли общей педагогики.
Интенсивное развитие педагогической теории и практики (в рамках различных образовательно-воспитательных учреждений) в XVIII в. привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов (первые появились в Германии). Таким образом, наука «Педагогика» сформировалась в качестве учебной дисциплины.
На протяжении столетий педагогика развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики. Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Практика в широком смысле понимается как деятельность людей, обеспечивающая развитие общества. Педагогическая практика как один из видов общей структуры активности человека носит «деятельностный» характер.
Выделяют профессиональную и непрофессиональную педагогическую деятельность. Непрофессиональная характеризуется тем, что человек, не осознавая педагогической проблемы или задачи, в конкретной ситуации действует интуитивно и не может объяснить, почему поступает следующим образом, чего хочет достичь, поучая или воспитывая другого. Какие проблемы и задачи называют педагогическими? Например, ребенок плохо учится, грубит. Педагог Должен изменить его отношение к учебе и сделать так, чтобы ребенок не грубил учителю, родителям, товарищам. Ребенок попал под влияние «дурной» компании. Кто и как поможет ему избавиться от этого влияния? Такие педагогические проблемы, ситуации и задачи встречаются в жизни постоянно.
Лекция 2. Конструирование педагогических технологий
В нашем понимании инновация означает новшество, новизну изменения. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили важность коренного обновления системы образования методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.
Во-вторых, гуманитаризация содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска различных организационных форм и технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.
В-третьих, характер отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств, самостоятельному выбору новых программ, учебников, использованию различных приемов и способов педагогической деятельности приобретает все более избирательную, исследовательскую направленность. Именно поэтому важное место в работе руководителей школ, органов управления образованием занимают анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.
В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.