ДЕРЕВНЯ.Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истокам

Начальное общее образование, 2 класс

Количество часов -34

Учитель Черкасова Светлана Николаевна

Программа разработана на основе авторской программой «Истоки», И.А. Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда . Издательский дом Истоки, Москва, 2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу истоки разработана в соответствии с :

- Федеральным Законом «Об Образовании в Российской Федерации» № 273 Ф3 от 29.12.2012 г.

- Федеральным Государственным образовательным стандартом начального общего образования;

- образовательной программой НОО МБОУ Позднеевская СОШ;

- уставом МБОУ Позднеевская СОШ;

- авторской программой «Истоки», И.А. Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда . Издательский дом Истоки, Москва, 2014 год

Целью курса является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций,

свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» родной культуры. Он направлен на развитие внутреннего духовного

мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта

Задачи:

1. Воспитательные:

- приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;

-приобщение ребенка к целостному взгляду на окружающий мир;

2.Развивающие:

-развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

-формирование ощущения своего начального родства окружающему социокультурному

духовному пространству;3. Образовательные:

-подведение ребенка к размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;

-создание возможностей для самореализации;.

Общая характеристика

В начальном звене «Истоки» направлены на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. Учебный курс призван приблизить детей к вечным истинам через самые простые понятия – имя, род, семья, слово, книга, храм, вера, честь, надежда и т.д. .«Истоки» открывают детям в обычном – необычное. Они помогают в, казалось бы, давно известном, раскрыть новые смыслы, духовное наполнение, расчистить истоки вечных ценностей. В итоге «имя», «книга», «слово» и другие ценности приобретают особую притягательность и поучительность.

Социокультурный системный подход объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе единой цели, единых ценностей и жизненных ориентаций, единых технологий эффективного обучения и воспитания.

Ценностные ориентиры.

В основу этой Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. «Истоки» развивают социокультурные ценности личности с приоритетом духовной основы, элементы управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма.Программа призвана суммировать и обобщить всё известное ученику в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре внимания – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в её самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире. Духовно – нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику минуя человека. Состояние, а качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно – волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений. Моральных норм и духовных ценностей Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Место учебного курса в учебном плане.

Согласно базисному учебному плану начального общего образования, на изучение учебного курса «Истоки» отводится во 2, 3 ,4 классах по 34 часа ( 1 час в неделю). Всего курс реализуется за 102 часа.

В учебном плане МБОУ Позднеевская СОШ на 2015-2016 уч.год на курс «Истоки» во 2 классе отведен 1 час в неделю, всего курс реализуется за 34 часа..
В авторскую программу изменения не внесены.

Планируемые результаты.

Регулятивные УУД

1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2.Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных

ситуациях под руководством учителя.

5.Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем

6.Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7.Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли

сложности при выполнении.

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на

основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить

нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить

закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

4. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для

выполнения задания.

5. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

6. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

Коммуникативные УУД

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на

события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и

жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-

популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

(задачи).

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Истоки»:

Овладение знаниями, представлениями, образами, понятиями, связанными с

социокультурными истоками,такими как Слово, Образ, Книга, Родной очаг. Родные

просторы, Труд земной, Труд души.. Приобщение ребенка к истокам родной культуры,

духовных ценностей и образа жизни.

В области личностной культуры:

- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала

в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на

основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования,

самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

- укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных

традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного

поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле,

- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности

младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства,

осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных

норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и

этнических духовных традиций;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию,

критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе

морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и

настойчивость в достижении результата;

- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению

трудностей;

- осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к

действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному

здоровью, духовной безопасности личности. Умение им противодействовать;

- свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному,

гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной

ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;

- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед

прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В области общественных отношений:

-осознание себя гражданином России;

-развивать чувства патриотизма и гражданской солидарности;

-заботу о благосостоянии многонационального народа РФ;-осознание ценности семьи;

-понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь,

уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого

человека;-бережное отношение к жизни человека;-законопослушность и сознательно

поддерживаемый гражданами правопорядок; осознание себя гражданином России

В области формирования социальной культуры:

-формирование основ российской гражданской идентичности;

-пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

-формирование патриотизма и гражданской солидарности;

-развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

В области формирования семейной культуры:

-формирование отношения к семье как к основе российского общества;

-формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям,

осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

Содержание учебного курса.

Одна из важнейших особенностей содержания предмета в начальной школе – внимание сосредоточено на важнейших ценностях социума (имя, род, семья, книга и т. д.), ценностях внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость), раскрывается мир отечественных традиций, при этом

преемственность содержания курса создает необходимые условия для целостности и завершенности курса в рамках начальной школы.

В l-м классе дети подводятся к пониманию собственно истоков, знакомятся с социокультурным наполнением Слова, Образа, Книги.

Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребёнку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.

В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внут реннего мира человека.

В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской ци вилизации.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА

Год обучения Тема разделов. Кол-во часов
Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души.
Вера. Надежда. Любовь. София.
Русские традиции Образа, Слова, Души.
ИТОГО  

2-й класс

Учебный курс «ИСТОКИ» для 2 класса начинает вводить млад шего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, а также приобретается пер вый опыт целостного социокультурного её восприятия.

Главными целями этого курса во 2-м классе являются:

- раннее и относительно системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;

- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребёнка к це лостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;

- развивая восприятие, мышление, чувствование и ду ховный опыт ребёнка, формировать ощущение своего на чального родства окружающему социокультурному и ду ховному пространству, уверенность в том, что окружаю щий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведёт к отчужденности от своих истоков, непонимания.

Базовое содержание курса «ИСТОКИ-2» объединено в четыре тематических блока - «РОДНОЙ ОЧАГ, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ, ТРУД ЗЕМНОЙ и ТРУД ДУШИ». Текст учебной книги не дол жен заучиваться. Доминирующая логика его может быть представ лена схемой: от настоящего - к истокам, а от них - вновь к настоящему, к осознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность.

Усвоение и осознание базового содержания должно происходить путем его существенного расши рения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребёнка за окружающим миром.

Родной очаг

ИМЯ.Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

РОД – люди, происходящие от одного предка.Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.

ДОМ – территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ДЕРЕВНЯ.Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?

ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

Родные просторы

НИВАи ПОЛЕ.Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.

ЛЕС.Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.

РЕКА.О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота рекии ее берегов? Течение рекии ход времени. Вода живая, мертвая и святая.

МОРЕ-ОКЕАН.Как море служит человеку? В чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.

ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.

Труд земной

Наши рекомендации